Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Виды мышления в современной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Характеристика мышления как психического процесса 5

1.2. Классификация видов мышления в современной психологии 9

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 18

2.1. Методики диагностики мышления 18

2.2. Методы активизации различных видов мышления в современной психологии 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29

  

Введение:

 

Мышление, как ощущение и восприятие, — психический процесс. Одна-ко, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления про-исходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

С помощью восприятия человек познает единичные объекты в совокупно-сти всех их случайных и основных признаков. В процессе мышления человек «проникает в глубину вещей», познает разнообразные зависимости между яв-лениями и их закономерности.

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех фи-лософских учениях, как прошлого, так и настоящего. Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие видные учёные, как Г.Айзенк, Дж.Кеттелл, Ж.Пиаже, Ф.Гальтон и другие. В отечественной науке свой вклад в изучение этого вопроса внесли С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, А.З.Зак и другие. В нашем исследовании мы опи-рались на идеи А.З. Зака, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна

Современное состояние психологии позволяет выявить новые виды мыш-ления и способы их активизации. Из чего можно выделить цель нашего иссле-дования.

Цель исследования: изучение видов мышления в современной психоло-гии.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать мышление как психического процесса;

2. Определить классификацию видов мышления в современной психоло-гии;

3. Изучить методики диагностики мышления;

4. Составить методики активизации различных видов мышления в совре-менной психологии.

Объект исследования: мышление.

Предмет исследования: виды мышления в современной психологии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что исследование видов мыш-ления в современной психологии поможет в исследовании новых методов акти-визации мыслительного процесса.

База исследования: 20 респондентов возраста 25-45 лет, рандомно вы-бранные в сети Интернет.

Практическая значимость исследования: изучение видов мышления в со-временной психологии может быть полезно практикующим психологам в ор-ганизации работы по исследованию мышления и способах его активизации.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование вы-водов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников ли-тературы по теме исследования.

Методики исследования:

• Методики на исключение, обобщение понятий, выделение суще-ствен-ных признаков, анализ отношений понятий.

• Составление рассказа по серийным (последовательным) картинкам

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Охарактери-зовали мышление как психический процесс. Мышление — это особый вид теоре-тической, практической деятельности, которая предполагает систему включен-ных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобра-зующего и познавательного характера.

Функция мышления заключается в расширении границ познания за счет выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет путем умо-заключений выявить то, что не дано непосредственно в восприятии. Чувствен-ное познание дает человеку первичную информацию об объектах окружающе-го мира в виде отдельных свойств и наглядных представлений (образов) о них.

Задачей мышления является переработка первичной информации, выде-ление существенных признаков, сравнение одних объектов с другими, что поз-воляет обобщить свойства и создать общие понятия, построить идеальные дей-ствия с этими объектами и тем самым предсказать возможные результаты дей-ствий и преобразований объектов, а также спланировать собственные действия с этими объектами.

Определили классификацию видов мышления в современной психологии. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся друг с другом, выделяют различные ви-ды мышления. Каждый человек может использовать различные типы мышле-ния, быстрое и медленное, чтобы подключить свою рациональность к макси-мальному восприятию окружающей среды или нет.

В классической психологии различают мышление разного уровня, форм, результативности и т.п. У всех у них разные цели и методы, но всех их объеди-няет одно: они выделяют три основных вида человеческого мышления: пред-метно-образный тип мышления, наглядно-образный тип мышления, абстракт-ный (словесно-логический) тип мышления.

Каждый человек сочетает в себе все эти типы мышления, которые разви-ваются на протяжении всей жизни в процессе обучения и накопления опыта.

Изучили методики диагностики мышления. Патопсихологическое иссле-дование и анализ нарушений мышления зачастую является важным параметров в диагностическом процессе. Это связано с тем, что многие расстройства мыш-ления, в частности, шизофренического спектра, более явно проявляются в мо-мент психологического обследования, чем при интервьюировании пациента. Это относится к таким симптомам как: соскальзывание, разорванность, разно-плановость мышления, опора на латентные признаки и др.

В исследовании принимали участие 20 рандомно выбранных людей, воз-растом 25 – 45 лет. Методики, описанные ниже и применяемые нами в ходе ис-следования, позволяют моделировать ситуации принятия человеком решений в бытовой и профессиональной сферах. Они также дают специалисту возмож-ность увидеть нарушения в мыслительных алгоритмах.

В нашем исследовании мы применяли следующие методики: методики на исключение, обобщение понятий, выделение существенных признаков, анализ отношений понятий; составление рассказа по серийным (последовательным) картинкам.

Из анализа по проведенным методикам видно, что у некоторых респон-дентов наблюдаются трудности в установлении логических связей при исклю-чении понятий и при составлении рассказа по серийным картинкам. Из этого следует, что нужно проводить работу по активизации различных видов мыш-ления.

В настоящее существует множество методов активизации различных ви-дов мышления, которые не только доступны всем желающим повысить эффек-тивность мышления, но и активно популяризируются. С каждым годом появля-ется множество модификаций этих методов и совершенно новых разработок. Психологические способы не только активизируют мышление, но и развивают творческие способности личности, повышают уровень креативности и пробуж-дают потребность к творчеству.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕ-МЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Характеристика мышления как психического процесса

Мышление — это ментальный процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических утверждений. Однако в психо-логии существует множество других определений. Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, ос-новой которого является формирование и постоянное пополнение запаса поня-тий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (умозаключений) [7].

Существуют различные психологические теории мышления. Согласно ас-социативной психологии, само мышление не является особым процессом и сво-дится к простому сочетанию образов памяти (ассоциации по близости, сход-ству, контрасту).

Представители Вюрцбургской школы рассматривали мышление как осо-бый вид психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.

Согласно гештальтпсихологии, мышление происходит в замкнутой сфере сознания. В результате мышление было сведено к движению мыслей в замкну-тых структурах сознания.

Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как процесса, который формируется в социальных условиях жизни и предстает сначала как развернутая предметная деятельность, которая затем складывается в свернутые формы и приобретает характер внутренних и умственных дей-ствий.

Современная наука идёт к всё более глубокому раскрытию сущности мышления.

Попробуем разобраться в том, что такое мышление и в чём оно проявля-ется с точки зрения разных психологов, но сначала обратимся в толковый сло-варь.

В толковом словаре понятие «мышление» трактуется как «высшая сту-пень познания, процесс отражения объективной действительности в представ-лениях, суждениях, понятиях» [10].

А.З. Зак указывает, что мышление – это процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира. Сущность его в отражении:

— общие и существенные свойства предметов и явлений, включая такие свойства, которые не воспринимаются непосредственно;

— существенные отношения и закономерные связи между предметами и явлениями [5].

А.З. Зак характеризует мышление как особую, своеобразную психиче-скую деятельность человека. Мышление — это не мысль, а живой человек. Раз-ные люди не только «ломают голову» над разными вопросами, они использу-ют разные средства, по-разному относятся к своим успехам и неудачам.

Мышление расширяет границы познания, позволяет выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление позволяет знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть возникновение таких явлений, которые в данный момент не существуют.

В связи с этим А.А. Люблинская рассматривает мышление с двух сторон: во-первых, как процесс познания, во-вторых, как форму психической деятель-ности человека [13].

Мышление, как и любой познавательный процесс, является отражением действительности. С помощью мышления человек познает предметы и явления с их существенными признаками и те многообразные реальные связи между ними.

Реальные связи, которые существуют между этими предметами и явлени-ями.

Такими связями являются связи причины и следствия, цели действий и используемых человеком средств, целого и частей (элементов), структуры объ-екта и его назначения и многие другие.

А.А. Люблинская считает, что с помощью мышления человек познает яв-ления в их связях. Каждый вид связей, каждая категория связей обозначается определенными словами. Называя их, человек намечает, какие связи ему нужно найти (вопрос), или сообщает, какие связи он установил (ответ).

Этот обобщенный характер познаваемых явлений в их взаимозависимо-сти позволяет человеку раскрыть глубинные связи, лежащие в явлениях при-роды и общественной жизни людей, распознать законы, по которым соверша-ются те или иные события. Знание законов психического развития детей и его зависимости от содержания и организации обучения значительно повысило эффективность обучения детей.

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действитель-ности, вид психической деятельности, состоящий в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними, пишет С.Л. Рубин-штейн [1].

В связи с этим он выделяет особенности мышления:

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опо-средованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышле-ние всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущение, восприятие, представление, и ранее приобретенные теоретические знания, опосредованное познание есть познание опосредованное.

Второй особенностью мышления является его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны между собой. Общее существу-ет и проявляется только в отдельном, конкретном.

Люди выражают обобщение через речь, язык. Словесное обобщение рас-пространяется не только на отдельный объект, но и на целую группу сходных объектов. Обобщение присуще и образам.

Третья особенность заключается в том, что мышление — это высшая сту-пень познания действительности. Сенсорной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств, единственные каналы связи между организмом и окружающей средой, информация поступа-ет в мозг. Информация обрабатывается мозгом. Наиболее сложной (логиче-ской) формой обработки информации является мыслительная деятельность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы