Курсовая с практикой на тему Виды и типы упражнений с грамматической направленностью в обучении русскому языку как иностранному.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Научно-теоретические подходы к использованию упражнений с грамматической направленностью в обучении РКИ 8
1.1. Виды и типы упражнений с грамматической направленностью 8
1.2. Система упражнений при обучении РКИ: теоретический аспект 14
2. Практика разработки упражнений с грамматической направленностью при обучении РКИ (на примере школ Таджикистана) 20
2.1. Особенности овладения русской грамматикой таджикских школьников на уроках РКИ 20
2.2. Разработка и апробация системы упражнений с грамматической направленностью на уроках РКИ в школах Таджикистана 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Методика преподавания русского языка как иностранного за последние десятилетия прошла сложный и многообразный путь развития, испытав на себе различные методы и подходы к обучению: от грамматико-переводного до коммуникативно-деятельностного.
Сегодня на первый план выдвинута идеология учета национально-культурных особенностей, культурного плюрализма, взаимной аккультурации и инкультурации, воспитания поликультурной личности. Преподавателю русского языка как иностранного приходится работать в обстановке, когда создаются предпосылки для взаимопроникновения культур, с одной стороны, и обостряется, с другой стороны, национальное самосознание и национальная самоидентификация, возводящая заметные барьеры между народами. В связи с этими обстоятельствами необходимы новые подходы, новые методы технологии, в том числе и при формировании грамматических навыков и умений.
В современной методике обучения русскому языку как иностранному сформулированы основные принципы описания русского языка как иностранного.
Взгляд на язык как средство межкультурной коммуникации обуславливает сегодня развитие методики преподавания русского языка как иностранного. В связи с этим возникает большое количество вопросов, связанных с отбором, анализом и подачей материала. В настоящее время в методике обучения иностранным языкам (в том числе и русского как иностранного) широко распространен коммуникативно-деятельностный подход к обучению, который ориентирован на практическую (коммуникативную) цель обучения — общение на русском (иностранном) языке, с учетом деятельностной природы процессов общения — овладение не только языковыми знаниями, но и навыками и речевыми умениями. Само обучение сегодня трактуется как сложная совместная интеллектуальная деятельность участников процесса обучения, точнее, педагогическое взаимодействие обучающего и обучающихся. При таком подходе грамматика как таковая не является конечной целью обучения, она служит ступенькой, необходимым средством достижения цели, составляя при этом один из важных и чрезвычайно сложных объектов учебной деятельности.
Сложно переоценить роль практического владения грамматикой русского языка, понимания его строя, сходств и отличий от родного языка (в нашем случае таджикского). Понимание учащимся теоретических основ того, что и как он говорит, во многом способствует совершенствованию его коммуникативных навыков, делает его речь живой, выразительной, эмоциональной, создает предпосылки для более высокой степени восприятия русских художественных, публицистических, газетных текстов, непринужденной разговорной речи, бытовой — в первую очередь.
Поэтому перед педагогом стоит сверхзадача — разработать систему упражнений, которые позволят обучающимся не только освоить необходимые правила использования лексики и грамматики изучаемого языка, но и вывести их на уровень автоматического употребления. Однако в настоящее время стало очевидным, что ряд вопросов, связанных с лексико-грамматическим материалом в конкретных условиях обучения русскому языку как иностранному, требует серьёзного обсуждения.
Каждый раздел науки о языке, изучаемый в процессе освоения русского языка как неродного, требует специально методического, педагогического и лингвистического подхода. В представленной работе будут рассмотрены основные проблемы, связанные с разработкой и использованием разнообразных видов и типов упражнений с грамматической направленности в курсе обучения РКИ в таджикской школе.
Данная проблема (описания системы упражнений при изучении иностранных языков) являлась предметом обсуждения многих учёных-лингвистов и методистов, таких как В. А. Бухбиндер, И. Л. Бим, Л.Л. Вохмина, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И.Я. Грузинская, Л. В. Скалкин, Е. И. Пассов, И. В. Рахманинов, А. Н. Щукин, С. Ф. Шатилов и др.
В этой связи считаем, что представленное исследование обладает актуальностью и практической значимостью.
Объектом настоящего исследования является процесс обучения грамматике русского языка как иностранного таджикских школьников.
Предмет исследования – методы и приемы использования упражнений с грамматической направленностью на уроках РКИ.
Цель исследования – является анализ эффективности использования упражнений с грамматической направленностью на уроках РКИ в таджикской аудитории.
Задачи исследования:
1) изучить научные подходы к видам упражнений с грамматической направленностью на уроках РКИ,
2) разработать методику использования упражнений с грамматической направленностью на уроках РКИ .
При написании данной работы был использован комплекс теоретических (анализ научных трудов, описание, систематизация, описание) и практических методов исследования (обобщение передового педагогического опыта, классификация).
Новизна данной работы заключается в том, что в работе представлена попытка разработки грамматических упражнений, с учетом национально
Заключение:
Нет сомнений в том, что грамматика играет важную роль на начальном этапе обучения иностранцев на русском языке: развитие коммуникативных навыков при обучении русскому языку как иностранному невозможно вне формирования грамматических навыков — навыков понимания, познания, выбора и использования в речи грамматических структур.
Для эффективного формирования грамматической компетенции важно решить проблему выбора и организации грамматического материала.
Не менее важным для методологии преподавания РКИ является разработка комплекса грамматических упражнений, направленных на закрепление языкового материала, развитие автоматизмов в использовании грамматических структур, а также их использование в речевом общении.
Для формирования грамматических навыков используется система упражнений, которая включает подготовительные (или учебные, языковые), речевые и речевые упражнения.
Задача учителя — организовать обучение на основе строгой грамматической системы, которая в то же время не будет самоцелью для ученика, но будет восприниматься как необходимое условие для понимания в процессе общения. Преподаватель должен, при умелом подборе упражнений для активного изучения грамматики, вывести ученика на полное знание русского языка.
Для эффективного формирования грамматических навыков в изучаемом языке важно решить проблему выбора и организации грамматического материала.
В статье описан комплекс упражнений по формированию грамматической компетенции у таджикских студентов, изучающих русский язык в неязыковой среде.
Лингвистический фактор связан с юзабилити исследуемой языковой системы, системным характером языковых явлений, функциональными нагруженными грамматическими конструкциями.
Психолингвистический фактор подразумевает зависимость от высших психических функций, которые отвечают за усвоение материала на иностранном языке, а также за выполнение речевой деятельности, т.е. процесс получения и передачи информации (восприятие речи и речевая продукция на иностранном языке).
Учет дидактических и методологических факторов необходим для оптимальной организации учебного процесса, ориентируясь на этап обучения, возраст обучающихся, условия обучения, родной язык обучающихся, цели и задачи упражнений.
При разработке комплекса упражнений были учтены лингвистические, психолингвистические, дидактические и методологические факторы, влияющие на эффективность обучения иностранцев русской грамматике.
Таким образом, наш комплекс упражнений позволяет оптимизировать процесс усвоения грамматических компетенций при изучении русского языка в неязыковых средах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УПРАЖНЕНИЙ С ГРАММАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
1.1. Виды и типы упражнений с грамматической направленностью
Основным фактором, определяющим успешность обучения речевой деятельности, являются упражнения, потому что в упражнениях, которые моделируют деятельность, речевые навыки и способности формируются, развиваются и совершенствуются. Для формирования грамматических навыков используется система упражнений, которая включает подготовительные (или учебные, языковые), речевые и речевые упражнения. Как тренировочные упражнения, так и речевые упражнения можно выполнять в игровой форме [Барышников, 2000].
В современной методике преподавания русского языка как иностранного выделяются три типа грамматически-ориентированных упражнений:
1) языковые упражнения,
2) условно-речевые упражнения,
3) речевые упражнения.
Истинная речь относится к упражнениям в естественном общении в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме). Общение на естественном языке — это обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственной среде иностранного языка этот тип упражнений является наиболее творческим и сложным для учащихся, поэтому он дополняет всю систему упражнений и обычно используется для развития речевых навыков (например, «Опишите ситуацию, изображенную на рисунке» » Слушайте текст, комментируйте действия актеров »и др.) [Пассов, 2013].
Упражнения, которые имитируют речевое общение в условиях обучения, представляют собой упражнения с инструктивной речью или условно-речевые (например, «Ответьте на вопросы на картинке», «Ответьте на вопросы, используя показанную грамматическую форму», «Задайте вопросы героя, чтобы узнать о них»). … »,« Угадай, что заказал твой друг »,« Завершите диалог и играйте »и т.д.).
Этот вид упражнений наиболее эффективен для целенаправленного формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.
Лингвистический относится ко всем упражнениям, которые не имеют признаков общения, или упражнениям с некоторой речевой ориентацией. Первое языковое упражнение включает все языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложения, поставив глаголы в нужное время», «Составьте предложения с соответствующими глаголами», «Таблицы подстановочных знаков» и т.д.), А также так называемое обучение (предисловие, формальные) упражнения (например, «Переписать предложения в вопроснике», «Изображение из двух предложений, одно сложное», «Построить предложение по шаблону» и т. д.).
Второй тип включает в себя упражнения, которые содержат некоторые элементы речевого языка общения.
Существует еще одна классификация упражнений на основе психологии, согласно которой основными предпосылками формирования речевого механизма в условиях изучения второго иностранного языка являются: формирование грамматических механизмов речи на знакомом материале, последовательная обработка операций и действий, актуализация действий до степени автоматичности, формирование речевого механизма на единицах с постепенно расширяющейся структурой [Чистяков, 1952].
Исходя из вышеизложенного, существует три типа упражнений:
1. Упражнения по подражательному воспроизведению грамматических структур: «Согласитесь со мной», «Читайте, обращая внимание на правильное окончание».
2. Упражнения в переработанных грамматических структурах: «Ответь на вопросы», «используй глаголы в скобках в нужное время», «Задавай вопросы к готовым ответам».
3. Упражнения по объединению грамматических структур для выражения мыслей в устной или письменной форме: «Расскажи мне о …», «Опиши картинку». в нужное время »,« Заполните расписание », но такие упражнения не используются на младшей стадии обучения РКИ. Такое разделение упражнений является условным.
Все грамматические упражнения должны быть коммуникативными. Коммуникативность может быть дана с помощью инструкций упражнения, создавая ситуации, выбирая фразы, которые могут быть использованы студентами в повседневной жизни. Только в таких условиях можно эффективно работать над грамматикой РКИ [Шкаликова 2011].
Грамматически-ориентированные упражнения сами по себе не приводят к навыкам общения. Развитие отдельных элементов и грамматических структур посредством специализированного обучения — это, безусловно, обязательный этап рационального овладения языком. Изучение грамматической стороны устной речи, связанной с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется с помощью следующих тренировочных упражнений: подражательных; повторительные; трансформационные; подстановочные;