Курсовая с практикой Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Виды государственного принуждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 5
Понятие государственного принуждения 5
Функции государственного принуждения 12
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 16
Меры профилактики правонарушений 16
Меры, обеспечивающие производство по юридическим делам 21
Юридическая ответственность 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

В деле демократизации российского общества, построения правового государства и формирования гражданского общества государство использует различные правовые регуляторы, стремясь обеспечить эффективное государственное управление. Без такового невозможна социальная политика, качественные изменения в стране. В связи с этим важно правильно выбрать надлежащие методы осуществления государственной власти.
Напряжённая обстановка в обществе в связи с текущими событиями на Украине, действиями России на Ближнем Востоке, непростая экономическая обстановка в стране повышают риск все большего использования метода государственного принуждения.
Сегодня в отечественной правовой науке не сформировано единое, целостное и непротиворечивое учение о государственном принуждении, что повышает актуальность его теоретического исследования.
Тем временем стране необходима эффективная система государственного принуждения, способная постоянно поддерживать режим законности и правопорядка для защиты прав и законных интересов граждан.
Категорию государственного принуждения подверглась исследованию в работах ученых – теоретиков права и представителей отраслевых юридических наук, таких как С.С. Алексеев, В.Д. Ардашкин, Д.Н. Бахрах, Б.Б. Булатов, О.Э. Лейст, Ж.И. Овсепян, И.Л. Петрухин, Л.Л. Попов, И.А. В.В. Серегина и др.
Объект исследования составляют методы государственного управления.
Предмет исследования – сущность, функции и виды государственного принуждения.
Цель курсовой работы – выявить существенные характеристик, назначение и видовой состав государственного принуждения.
Задачи работы:
1. Дать понятие государственного принуждения.
2. Охарактеризовать функции государственного принуждения.
3. Выделить особенности отдельных видов государственного принуждения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, включая формально-правовой, аналитический, нормативно-логический, системный и иные методы.
Структура работы определена его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы выяснили, что государственное принуждение — это метод управленческой деятельности, который заключается в применении компетентными государственными органами, их должностными лицами и другими специально уполномоченными законом субъектами психического и физического воздействия на сознание, волю и поведение принуждаемых лиц путём реализации в предусмотренной отраслевым законом процессуальной форме мер государственного принуждения, с причинением правоограничений морального, личного, имущественного и организационного характера, чтобы заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, государства, общества.
Государственное принуждение — сложное многофункциональное явление. Можно выделить такие функции государственного принуждения:
правоограничительную (карательную, штрафную), предупредительную (превентивную), пресекательную, восстановительную, регулятивную, правообеспечивающую, оценочную, воспитательную, стимулирующую.
Система государственного принуждения предполагает наличие превентивного, пресекательного, восстановительного и наказательного, видов принуждения, у каждого их которых — своя собственная задача.
Профилактика — это самый ранний, начальный этап предупредительной деятельности, направленный на недопущение правонарушения. Цель общей профилактики — улучшение социально-экономической, политической обстановки в обществе, формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, сдерживающих законопослушных граждан от совершения правонарушений. Речь идет о социальной защите населения, уровне благосостояния общества в целом и уровне жизни отдельных групп граждан, государственной политике-занятости, духовном развитии, повышении правовой культуры, формировании правосознания и т.д. Индивидуальная профилактика воздействует на тех субъектов, от которых можно ожидать противоправного поведения.
Меры обеспечения производства по делам о правонарушениях имеют цель – создать условия для наиболее эффективного осуществления юрисдикционного производства. Рассматриваемые меры реализуются не только в момент совершения правонарушения, но и после его совершения.
Юридическая ответственность производна от государственного принуждения, эти явления взаимообусловлены. Она представляет собой нормативную форму выражения наказательного принуждения, а сама юридическая ответственность понимается как последствия, наказание лица за совершенное им правонарушение.
Целью применения юридической ответственности является наказание лица, совершившего правонарушение; иные цели принудительного государственного воздействия должны рассматриваться в рамках иных правовых образований.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1.1. Понятие государственного принуждения

Государственное принуждение представляет собой явление многоаспектное, относящееся к области социально-правовой действительности. Его, действительно, можно рассматривать с разных позиций: психологической, социальной (управленческой), юридической. Все вместе эти подходы позволяют глубже понять содержание государственного принуждения как вида социального принуждения и правового явления, установив его роль и назначение в государстве.
Целесообразно начать с самого термина «принуждение», который используется в русском языке чтобы обозначать действие — силою побуждать к чему-либо, заставлять.
В юридической науке принуждение традиционно рассматривают как метод управленческой деятельности, т.е. прием целенаправленного юридического влияния. Как отмечают В.М. Манохина, Ю.С. Адушкина, метод государственного руководства обществом — принуждение является неотъемлемым элементом деятельности государства, без которого ни одно государство в мире обойтись ни не может.
Это один из универсальных методов осуществления всякого социального управления наряду с убеждением. Цель у этих методов одна — подчинить и удержать волю подвластного, но реализация их происходит с помощью различных средств. Если убеждение связано с воздействием на сознание и волю человека при помощи средств нравственного характера, то метод принуждения означает, что воля субъекта управления навязывается подвластным лицам путем подавления, торможения у них мотивов антиобщественного поведения. Этот метод не позволяет принуждаемому лицу выбирать вариант поведения — исполнять или не исполнять обязанность. При этом исследуемый метод является вспомогательным методом воздействия, используемым если не достигнут результат применением метода убеждения.
Государственное принуждение – только один из видов принуждения, наряду с физическим, психологическим, общественным, семейным, религиозным, корпоративным, экономическим и др.
Имеющиеся в науке определения государственного принуждения грешат недостатками, поскольку зачастую сводятся к выделению карательного потенциала, вредоносности принуждения, предполагают деление принудительных мер на психические и физические. Можно констатировать отсутствие единого общетеоретического понятия государственного принуждения в современной науке в силу сложности данного правового явления.
Государство — основная управляющая система человеческого общества, а государственное принуждение при этом является средством защиты интересов общества. Поскольку за государственным принуждением стоит государственный аппарат, оно приобретает юридический характер, обеспечивая защиту правовых установлений государства.
Любое государство вынуждено применять государственное принуждение с целью удержать своих граждан в рамках определенных правовых установлений. Сколь часто применяется принуждение в сравнении с убеждением, зависит от характера государства (демократическое оно или тоталитарное), и от конкретной исторической обстановки.
Поскольку такое принуждение направлено на обеспечение норм права, то и видовой состав государственного принуждения производен от сложившихся отраслей права. Обычно выделяют уголовное, административное, гражданско-правовое, дисциплинарное, процессуальное, а в последние годы также конституционно-правовое и финансовое принуждение, включающее принуждение в сфере налогов и сборов.
В юридической науке также обсуждается проблема соотношения терминов «государственное принуждение» и «правовое принуждение». Есть мнение, что эти термины тождественны, поскольку каждое действие властного субъекта облекается в правовую форму. В этом случае право становится формой государственной деятельности по осуществлению государственного принуждения. В связи с этим в работах отдельных авторов появился термин «государственно-правовое принуждение». Однако, не все авторы отождествляют указанные термины. Так, О.Э. Лейст считает, что в понятии «государственное принуждение» отражается преобладание в принуждении государственно-властного начала, с помощью которого посредством которого возможно фактическое внешнее воздействие на субъект права. Есть мнение, что объем терминов «правовое принуждение» и «государственное принуждение» не идентичен. При этом авторы утверждают, что понятие «правовое принуждение» указывает на юридическую природу принуждения, т.е. на источник своей регламентации, которым является исключительно право. Одновременно государственное принуждение всегда правовое, поскольку осуществление его происходит на основе норм права, с учетом строгого соблюдения законности.
Итак, государственное принуждение тесно связано с правовым регулированием, являясь легитимным средством обеспечения права.
Государственному принуждению как правовому явлению свойственен ряд особенностей:
1. Его применяют такие субъекты, как компетентные государственные органы, их должностные лица и другие специально уполномоченные законом субъекты, у которых есть специальные силы и средства.
2. Государственное принуждение является внешним психическим или физическим воздействием на сознание, волю и поведение субъектов. При этом психическое принуждение связано воздействием на эмоциональную и интеллектуальную сферы субъектов, угрожая последующему реальному применению физического принуждения. Физическое воздействие при помощи физической силы, оружия или специальных средств связано с лишением субъекта неприкосновенности, свободы, личных и материальных благ.
3. Государственное принуждение применяется при наличии соответствующих фактических и юридических оснований.
Фактическое основание для применения мер государственного принуждения — это те юридически значимые факты, что являются поводом для принудительного воздействия. Узкий подход к определению круга оснований государственного принуждения, предполагает, что основанием принуждения является только правонарушение. Сегодня доминирует широкий подход, при котором наряду с предотвращением, ликвидацией или устранением правонарушений меры государственного принуждения могут применяться также для «решения государственных задач, сопряженных с экстремальными социальными условиями, — военной обстановкой, стихийными бедствиями…» при отсутствии правонарушений.
Итак, фактические основания для применения государственного принуждения — это совершение правонарушений, а также возникновение других неблагоприятных для государства и общества обстоятельств, содержащих угрозу, вызванных экстремальными социальными условиями.
Юридическое основание составляют правовые нормы, которые содержат указание на порядок и условия применения соответствующих мер государственного принуждения.
4. Государственное принуждение применяют в виде специальных мер, которые являются юридическим последствием несоблюдения правовых предписаний. Это установленные законом способы, приемы, средства и действия, которые позволяющие заставить лицо исполнить обязанности и соблюдать правовые запреты, либо оно может выглядеть как дополнительное обременение в связи с совершением противоправных деяний.
5. Данные меры принуждения применяют к конкретным субъектам, что придает принуждению персонифицированный характер.
6. Государственное принуждение предполагает возникновение у лица правоограничений — личных, имущественных и организационных, на лицо возлагаются специальные обязанности, именуемые в правовой литературе как «правовой урон» или «правовое обременение».
Пределы данных правоограничений определяются степенью общественной опасности или размером вреда, который причинен принуждаемым субъектом.
7. Реализация государственного принуждения происходит в процессе охранительных правоотношений и в предусмотренных законом процедурно-процессуальных формах.
9. У государственного принуждения многоаспектные цели, что обусловлено потребностями и интересами государства. Формы государственного принуждения могут иметь такие цели: 1) предупреждение противоправных деяний и иных нежелательных для общества и государства последствий экстремальных социальных условий; 2) пресечение противоправных деяний; 3) восстановление существовавшего до причинения вреда положения вещей; 4) обеспечение законного порядка возникновения, реализации и развития материальных правоотношений; 5) наказание правонарушителей. Общая цель государственно-принудительного воздействия — реализовать подвластные требования властвующего.
Государственное принуждение имеет вид правоотношения, возникающего между уполномоченными органами и их должностными лицами, которые применяют меры воздействия к подвластному субъекту, а также принуждаемыми, которым следует претерпеть, исполнить применяемые меры. Обе стороны правоотношения наделены соответствующими правами и обязанностями.
Государственное принуждение чаще всего применяют государственные органы исполнительной и судебной власти.
Указанные нами признаки позволяют утверждать, что государственное принуждение — это метод управленческой деятельности, который заключается в применении компетентными государственными органами, их должностными лицами и другими специально уполномоченными законом субъектами психического и физического воздействия на сознание, волю и поведение принуждаемых лиц путём реализации в предусмотренной отраслевым законом процессуальной форме мер государственного принуждения, с причинением правоограничений морального, личного, имущественного и организационного характера, чтобы заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, государства, общества.
Государственное принуждение представляет собой прежде всего метод государственного управления. Но государственное принуждение можно рассматривать и как систему правоотношений, и как специфический правовой институт различных отраслей права, и как совокупность определенных принудительных мер. Правовые нормы и правоотношения будут отражать соответственно статический и динамический аспекты данного метода управления.
В каждой отрасли права принуждение носит специфический характер.
Так, в общем виде сущность государственного принуждения в уголовном праве выражается в законодательном закреплении государственно-властных запретов и ограничений, распространяемых на всех субъектов правовых отношений и обеспечиваемых с помощью перспективы применения санкций в целях недопущения осуществления общественно опасных деяний и реализации тем самым стоящих перед уголовным правом задач.

1.2. Функции государственного принуждения

Государственное принуждение — сложное многофункциональное явление. В юридической литературе проблематика функций государственного принуждения является дискуссионной, нет единого мнения относительно классификации функций государственного принуждения, их содержания. Зачастую делается акцент на одних функциях и, упускаются из виду другие, либо какие-то функции недооцениваются.
Исследуя государственное принуждение с позиции его функций, мы имеем возможность более глубоко проникнуть в сущность данного явления.
Функциональная характеристика государственного принуждения дает возможность во время обнаружить дефекты в применении его мер и, что наиболее важно — установить механизмы по их предупреждению и преодолению.
А.Е. Лунев рассматривает государственное принуждение и его потенциал в виде значимого метода, обеспечивающего правопорядок, т.е. он поддерживает широкий подход к оценке предназначения государственного принуждения в обществе.
Есть и иные мнения, когда отдельными авторами потенциал государственного принуждения связывается лишь с противодействием правонарушениям. Сторонник такого подхода — А.И. Козулин. Он называет такие функции государственного принуждения:
1) пресечение противоправного поведения;
2) возмещение причиненного правонарушением ущерба;
3) наказание правонарушителя.
В случае ограничительной трактовки государственного принуждения, внимание акцентируется только на характеристике правоохранительных функций. Это существенно ограничивает потенциал государственного принуждения.
Интересна позиция тех авторов, у которых кроме правоохранительных функций названы и другие функции государственного принуждения. Так, В.П. Сальниковым и В.П. Федоровым при анализе назначения государственного принуждения, подчеркивается, что государственное принуждение связано также с выполнением положительных функций, которые побуждают людей к социально необходимым действиям.
Эту позицию развивает и конкретизирует в своих работах А.И. Каплунов, который пишет: «Назначение государственного принуждения … состоит в осуществлении общих и специальных правоохранительных функций, таких как: превенция, пресечение противоправного поведения, наказание, восстановление нарушенного права, а также в осуществлении общесоциальных регулятивных функций: предупреждение и воспитание».
Помимо функций государственного принуждения ученые рассматривают функции его отдельных форм. При этом у ученых отсутствует единство позиций. Так, А.С. Шабуров к функциям юридической ответственности относит штрафную (карательную), превентивную (предупредительную), воспитательную, правовостановительную (компенсационную), организующую (регулятивную) функции.
В целом можно констатировать сложность такого явления, как функции государственного принуждения.
Функции государственного принуждения – это конкретное проявление функций государства и права, их детализация и конкретизация. Их предопределяет содержание, сущность, социальное назначение данного метода государственного управления. Поэтому функция государственного принуждения состоит из двух элементов — назначения государственного принуждения в обществе, а также направления государственно-правового воздействия на общественные отношения.
Функции государственного принуждения — это основные направления правового воздействия государственного принуждения на общественные отношения, в которых раскрывается ее сущность, социальное назначение, при помощи которых достигаются цели государственного принуждения. Отличительная характеристика функций государственного принуждения состоит в их целенаправленном характере, ориентированном на правовое воздействие, обусловленности закономерностями и перспективами государства и права, их институтов.
Если проанализировать действующее законодательство и правоприменительную практику, то можно выделить такие функции государственного принуждения:
правоограничительную (карательную, штрафную),
предупредительную (превентивную),
пресекательную,
восстановительную,
регулятивную,
правообеспечивающую,
оценочную,
воспитательную,
стимулирующую.
В научной литературе при освещении функций государственного принуждения уделяется неоправданное большое внимание таким функциям, как правоограничительная, предупредительная, пресекательная, что значительно умаляет возможности государственного принуждения. А такие функции, как регулятивная, правообеспечивающая, оценочная, воспитательная, стимулирующая или не называются, или исследуются фрагментарно. Так, например, стимулирующая функция государственного принуждения направлена на повышение социальной активности субъектов права, что стимулирует их правомерное активное поведение.
Государственное принуждение воздействует на потенциальные или реально реализуемые интересы субъектов. Применение штрафа, возмещения причиненного материального ущерба как мер принуждения всячески стимулирует позитивную деятельность, приводя её к изначально заданным условиям функционирования социальных отношений.
Целями отдельных форм государственного принуждения являются:
— пресечение противоправного поведения;
— предупреждение противоправного результата;
— восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного ущерба;
— наказание правонарушителя.
С.И. Вершинина также, анализируя государственное принуждение, отмечает наличие двух аспектов данного явления: внешнее воздействие, исходящее от государства на частных лиц; и внутрисистемное воздействие, направленное на собственных должностных лиц. Эти направления применения принуждения, осуществляемые государством с учетом субъектов принуждения, позволили автору выделить две функции государственно-принудительного воздействия:
— внешнее государственное принуждение;
— внутрисистемное государственное принуждение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы