Курсовая с практикой на тему Виды деятельности психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Психологический
анализ и строение модели деятельности психолога
1.2 Функции и задачи
деятельности психолога
Глава 2. Социально-правовые
и профессионально-этические нормы деятельности психолога
2.1 Профессиональная
компетентность психолога как интегративная характеристика его труда
2.2 Основные этические
принципы деятельности психолога.
Глава 3. Технология,
средства и методы деятельности психолога
Введение:
Актуальность темы. Профессиональная деятельность
психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения)
состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание
предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в
этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности.
Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я –
концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно
разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что
конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.
На уровне Я
– концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения
на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим:
«Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими
ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной
ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального
совершенствования – преодоление «не умею».
Появление
профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами
максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и
учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это
нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии
обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли
психологического знания – психологии индивидуальных различий.[3]
По существу,
психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из
важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы
личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за
определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности
осуществления учебной или трудовой деятельности.
…Личность
характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Данная тема
особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть
разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция
должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую
совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные
умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а
профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем
больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Объект курсовой работы – психологический
анализ и строение модели деятельности психолога.
Предмет курсовой работы — технология,
средства и методы деятельности психолога.
Цель курсовой работы — оценить профессиональные и
личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки
зрения профессиональной этики.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить требования
к психологу.
2. Определить
функции и задачи деятельности психолога.
3. Исследовать
профессиональную компетентность психолога как интегративная характеристика его
труда.
4. Рассмотреть
основные этические принципы деятельности психолога.
5. Исследовать
технологию, средства и методы деятельности психолога.
Заключение:
Таким
образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область
профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего
образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей,
например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно–психологический
диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи
практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально –
этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический
кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного
обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, не нанесение
ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность
выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Психолог
должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его
профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и
определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики,
культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и
информатики, концепций современного естествознания.
Профессиональные
умения определяют успешность практической деятельности психолога, его
способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей:
конкретные действия, приёмы, психологические «техники».
Профессиональные
навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные
действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше
опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Большое
значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его
личности: умение понимать других людей и психологически корректно
воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в
характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической
интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его
профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность,
тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом
комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Профессиональная
этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека
к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере
регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и
развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных
и ценностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологический анализ и строение модели
деятельности психолога
1.1 Требования к психологу
Профессия
психолога-консультанта непростая, требует значительных личностных и
эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к
профессиональным, так и к личностным качествам психолога.
Перечислим эти
требования.
1. Наличие
соответствующего образования и квалификации.
В России система
специальной подготовки психологов-консультантов только начинает формироваться.
Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один или два
специальных курса по психологическому консультированию, которые изучаются в
Университете факультета психологии и по самообразованию и личностному развитию
психолога. Юридически психолог с документом о высшем психологическом
образовании имеет право работать консультантом, хотя на самом деле он часто к
этому не готов.
В настоящее время в России
не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта [11, с.65].
Единственное формальное требование — психолог должен иметь превосходную
психологическую подготовку.
Западная система
подготовки психологов и консультантов аналогична системе подготовки
психотерапевтов и включает в себя несколько этапов обучения, обычно
аспирантуру, то есть после получения базового высшего образования:
1) теоретическая
подготовка в области консультативной психологии;
2) переход от
индивидуальной психотерапии к управлению собственными личными проблемами и
приобретению опыта клиента;
3) практика его
собственного совета под наблюдением руководителя.
Такое обучение обычно
занимает не менее двух лет — считается, что такой период необходим для личного
«созревания» психолога-консультанта и его способности работать с клиентом.
Возможно, эта модель обучения будет внедрена в России с принятием закона о
психотерапии и введением сертификации консультантов-психологов.
2. Опыт консультационной
работы под наблюдением супервайзера является важным требованием и гарантирует
профессионализм психолога. Большинство университетов, которые готовят
психологов-консультантов по программам бакалавриата, специализированных и даже
дипломных программ, не могут обеспечить такую подготовку. В хороших
консультационных и психологических центрах психолог может начать
консультационную практику под наблюдением супервизора — более опытного
психолога.
3. Личностные качества
психолога.
Не каждый человек
способен работать психологом-консультантом. Существует модель личности
эффективного консультанта, включая перечень личностных качеств, необходимых для
такой работы, а также противопоказания.
Личностные качества,
необходимые психологу, должны обеспечивать эффективное выполнение консультантом
его ролевых функций в процессе консультирования. Выделяют следующие ролевые
функции консультанта [21, с.113]:
• построение отношений с
клиентом на взаимном доверии;
• выявление альтернатив
самопонимания и способов деятельности клиента;
• непосредственное
вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для
них людьми;
• создание вокруг
клиентов здорового психологического климата;
• постоянное
совершенствование процесса консультирования.
Национальная ассоциация
профориентации в США [31, с.29] определила следующие качества, необходимые для
психолога-консультанта: проявление интереса к людям и терпение в общении с
ними, чувствительность к отношению и поведению других; эмоциональная
стабильность и объективность; умение внушать доверие окружающим; уважение прав
других.
Комитет по надзору и
обучению консультантов в США [4, с.95] отмечает необходимость следующих
качеств: уверенность в людях, уважение к ценностям других; понимание;
отсутствие предубеждений; самопонимания; осознание профессиональной обязанности.
В то же время следует
отметить негативные качества для консультанта: авторитаризм, пассивность и
зависимость, изоляция, склонность использовать клиентов для удовлетворения их
потребностей, неспособность быть терпимыми к различным мотивам клиентов и
невротическое отношение к ним относительно денег.
Качества, необходимые
психологу для эффективной работы в качестве консультанта, также называются [25,
с.62]: восприятие других как способных решать свои проблемы и брать на себя
ответственность, предпочтение отождествлять себя с людьми, а не с объектами,
внимание, способность слушать, тепло, тепло, дружелюбие совета, приятный
человек, открытость и открытость чувств других людей, способность
идентифицировать себя с различными людьми, тепло, но не сентиментальность,
отсутствие стремления к самоутверждению, умение защищать советом.
Качества, которые
психолог должен проявлять в общении с клиентом для установления
консультативного контакта [6, с.32]:
1) способность к эмпатии;
2) открытость;
3) выражение личной заботы
о клиенте;
4) доброжелательность;
5) без оценочное
отношение к клиенту;
6) отказ от нравоучений,
навязывание клиенту своих советов;
7) доверие к клиенту,
вера в его способности и возможность справиться с проблемой;
8) готовность и
стремление консультанта не так избавить клиента от переживаний, сколько
направить его переживания в конструктивное русло;
9) умение держать
оптимальную психологическую дистанцию;
10) умение вселять в
клиента уверенность и решимость изменить себя.
Как мы видим, спектр
личностных качеств, важных для психолога-консультанта, достаточно широк.
Можно сделать вывод, что
главный «инструмент» работы психолога-консультанта — его личность.
Еще одно понятие, которое
используется специалистами по личности консультанта, — интенциональность.
Интенциональность — это
направленность сознания на клиента и на процесс консультирования.
На основании анализа различных
моделей и описаний, необходимых психологу качеств можно предложить "модель
личности эффективного консультанта" [8, с.214].
Модель личности эффективного
консультанта.
1. Аутентичность — полное осознание
настоящего момента — выбор образа жизни в данный момент — принятие
ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту —
искренность в восприятии своих чувств.
3. Развитие самопознания.
4. Сила личности и идентичность.
5. Толерантность к неопределенности.
6. Принятие личной ответственности.
7. Глубина отношений с другими людьми — оценка
людей без осуждения и ярлыков, отсутствие страха перед выражением чувств