Курсовая с практикой на тему Виды деструктивного поведения личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты видов деструктивного поведения 5
1.1. Понятие деструктивного поведения 5
1.2. Виды и причины деструктивного поведения 7
Глава 2. Практические аспекты деструктивного поведения 9
2.1. Диагностика деструктивного поведения 9
2.2. Рекомендации по коррекции деструктивного поведения 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 29
Введение:
Личность, строящая свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы. Кроме социальной нормы, в характеристике деструктивного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью от-дает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность — это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями. Поведение личности подростка и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и право-вого сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.
Цель исследования: изучить виды деструктивного поведения.
Объект исследования: деструктивное поведение.
Предмет исследования: причины деструктивного поведения.
Гипотеза исследования: предположительно будут выявлены специ-фические связи между девиантным поведением и эмоциональным интел-лектом, самооценкой.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие деструктивного поведения
2. Проанализировать виды и причины деструктивного поведения
3. Изучить практические аспекты деструктивного поведения в под-ростковом возрасте.
Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение литера-турных источников по проблеме, методы психологической диагностики и методы статистической обработки данных, описательная статистика.
Методики исследования:
1. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолет-них Э. В. Леус.
2. Тест эмоционального интеллекта Н. Холла.
3. Вербальная диагностика самооценки личности А.А. Бандус.
4. Рисуночный тест Р. Сильвер.
Теоретико-методологическая основа исследования строится на принципах культурологического, системно-деятельностного, индивиду-ально-дифференцированного подходов в изучении и реализации психоло-гической и педагогической профилактики и коррекции поведения. Базиру-ется: на общей идее возрастной психологии относительно факторов, опре-деляющих развитие (предпосылки, условия, внутренняя позиция индиви-да); общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать лич-ность как многоуровневое, многогранное образование, индивидуальность.
Новизна исследования заключается в том, что расширены и про-анализированы данные об особенностях деструктивного поведения.
Теоретическая значимость работы.
1. Проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности в условиях нестабильности общества, обогащая их по-ложениями о личностных особенностях с нормативным и деструктивным поведением.
2. В современных условиях выявлены особенности возникновения девиационных тенденций, а также механизм формирования отклоняюще-гося поведения.
Практическая значимость.
Данные, полученные в проведенном исследовании на репрезентатив-ной выборке, могут являться ориентирами при выборе способов и средств взаимодействия. Выделенный комплекс личностных особенностей служит одним из прогностических показателей возможных нарушений в поведе-нии и деформации личности.
Заключение:
Деструктивное поведение складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни.
Деструктивное поведение – действия, направленные на разрушение чего бы то ни было. Причины деструктивного поведения имеют корни в отклоняющейся, неудавшейся социализации (усвоении социальных ролей и правил). Первично — на уровне родительской семьи, вторично — на уровне групп, институтов и государственной системы в целом.
Связь результатов исследования по показателям развития эмоцио-нального интеллекта и девиантным поведением у подростков сильная от-рицательная (обратная). Связь результатов исследования по показателям развития эмоционального интеллекта и девиантным поведением у под-ростков сильная отрицательная (обратная). Отрицательная сильную связь между вербальной самооценкой личности и самоповреждающим поведени-ем. Менее сильную отрицательную связь мы наблюдаем между вербальной самооценкой личности и деликвентным поведением. Положительную кор-реляционную связь мы видим между вербальной самооценкой личности и агрессивным поведением, а также между вербальной самооценкой лично-сти и социально обусловленным поведением. Отрицательная связь само-повреждающее поведение и Шкала «Управление эмоциями других людей», что указывает на неспособность человека управлять эмоциями других лю-дей в данном поведении. Отрицательная связь между: социально обуслов-ленным поведением и вербальной оценкой личности. То есть, чем меньше социально обусловлено поведение личности, тем ниже ее самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта характерен для под-ростков с низким уровнем девиантного поведения; низкий уровень эмоци-онального интеллекта свойственен подросткам с высоким уровнем девиа-нтного поведения.
Таким образом, наблюдается необходимость в разработке програм-мы профилактики
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты видов деструктивного поведения
1.1. Понятие деструктивного поведения
Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:
• внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
• внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция) [22].
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
• вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оцен-ку;
• не соответствует социальным нормам;
• приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
• выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
• связана с отрицательной направленностью личности;
• развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
• имеет свои собственные индивидуальные черты. Основу модели разрушительного поведения составляют:
• отсутствие мотивации;
• неадекватность;
• дезадаптивность;
• аутичность;
• отсутствие результативности [23].
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социаль-ный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Де-структивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у ко-торых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне та-кие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следу-ющим социальным устоям:
1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге пра-вила).
3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ори-ентированность на те или иные установки и потребности) [17].
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены кото-рой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенче-ские основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспита-ния, любви и тепла, находятся в группе риска [22].
Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
• наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступ-ность, бюрократизм);
• ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
• ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
• либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсут-ствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения) [17].
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специа-листам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она под-вержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра бу-дет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
• делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
• девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам мо-рали и нравственности).