Курсовая с практикой на тему Вербальные средства создания идеала маскулинности в творчестве Эрнеста Хемингуэя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения средств создания идеала маскулинности в литературе 5
1.1 Феномен «machismo» и категория маскулинности 5
1.2 Вербальные средства создания художественных образов 9
1.3 Определение понятия «дискурс» и история его возникновения 11
Выводы по главе 1 13
Глава 2. Дискурсивный анализ художественного текста на примере произведения Э. Хемингуэя «Старик и море» 14
2.1 Вербальные средства создания идеала внешней маскулинности 14
2.2 Вербальные средства создания идеала внутренней маскулинности 18
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность темы. Такие понятия, как «мачо», «маскулинность» стали популярны в последние несколько десятилетий. При этом они вызывают к себе полярное отношение. Одни считают, что это идеал, к которому должен стремиться любой мужчина, другие полагают, что идеал маскулинности устарел или находится в кризисе. Анализ вербальных средств создания идеала маскулинности в художественной прозе поможет лучше понять, что такое «идеал маскулинности», и чем он так важен.
Материалом для исследования является творчество американского писателя Эрнеста Хемингуэя. В историю литературы Эрнест Хемингуэй вошел как создатель выдающихся художественных произведений и как творец одного из стилей XX века – «стиля Хемингуэя». Так принято называть лаконичный стиль письма, без излишних выразительных средств, но с внутренним драматизмом. Большинству читателей Э. Хемингуэй стал известен романом «Прощай, оружие!», книга имела в США необычный успех. Так же одним их его популярных и известных произведений является повесть «Старик и море».
Эрнест Хемингуэй часто описывается как писатель, создающий в своих произведениях образы «настоящих мужчин». В общем-то, в его произведениях есть и немало сильных женских образов, но многие его герои – действительно мужчины, причем, это солдаты, охотники, рыбаки, то есть он описывал тех, кто занят настоящим мужским трудом. Его персонажи существуют в трудных условиях. И поэтому логично рассмотреть тему на материале его произведения «Старик и море».
Целью нашей курсовой работы является исследование применения вербальных средств создания идеала маскулинности в творчестве Эрнеста Хемингуэя на материале повести «Старик и море».
Объект работы – вербальные средства создания образа в художественном произведении.
Предмет работы – вербальные средства создания идеала маскулинности в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Исходя из установленной нами цели, в работе решались следующие задачи:
— рассмотреть феномен «machismo» и категорию маскулинности;
— выявить вербальные средства создания художественных образов;
— дать определение понятию «дискурс»;
— провести лингвистический дискурсивный анализ фрагментов из произведения Э. Хемингуэя «Старик и море».
Методами исследования являются анализ, обобщение, синтез, дискурсивный анализ текста.
Материалом для исследования является повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
Есть немало подходов к определению феномена «мачизма». Общие черты латиноамериканского «мачо» включают в себя четыре обязательных качеств: мужественность; обостренное чувство собственного достоинства; стремление к завоеванию чувства уважения у окружающих; стремление к завоеванию лидерства. Близкий к этому понятию идеал маскулинности можно описать так: мужчина должен избегать всего женского; мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин; мужчина не должен проявлять слабость; мужчина должен не бояться насилия, а также своей и чужой смерти.
Одной из ценностей культуры является такое воспитание мужчины, чтобы он, по крайней мере, разделял все эти идеалы, даже если он не может им соответствовать. Тексты повести Э. Хемингуэя «Старик и море» обнаруживает ряд вербальных средств создания идеала маскулинности. В тексте описываются только мужчины, и поэтому преобладают местоимения мужского рода. Это мужской мир, в котором, однако, есть место женщине и чувствам, хотя это не выражено открыто. Главный герой повести рассуждает о любви, только оставшись в полном одиночестве. Свое чувство одиночества он тщательно прячет от окружающих.
Идеал маскулинности не так однозначен, и он состоит из целого ряда составляющих. Вследствие этого, писатель не мог просто описать «настоящего мужчину», для создания этого составного образа ему понадобилось несколько различных групп вербальных средств.
В тексте произведения «Старик и море» идеал выражается такими группами лексики:
— лексемы, выражающие идеал успешности (man is not made for defeat; undefeated);
— лексемы, выражающие идею доминирования над соперниками; но тут Э. Хемингуэй отличается как писатель необычным способом создания образа доминирующего мужчины. Писатель уделяет чрезвычайно много внимания соперникам своего героя, используя для их описания эпитеты с семантикой силы (fine, great, strong); рыба, за которой охотится старик, описана как невероятно сильная;
— лексемы, описывающие сложности, с которыми сталкивается Сантьяго (tired; lonely; hurts);
— лексемы, связанные с идеей насилия и убийства (kill, butcher);
— лексемы, связанные с идеей смерти (die, death); свободное, открытое обсуждение героем повести темы смерти (своей и чужой) показывает его пренебрежительное отношение к ней.
При описании Сантьяго подчеркивается, что он не признает поражения. Вся повесть построена как описание нечеловеческого упорства Сантьяго при поимке рыбы. Он преследует рыбу, несмотря на боль, порезанные леской руки, голод и одиночество. Для Сантьяго не важно, умрет он сегодня или завтра. Он не цепляется за жизнь. Для него важно, кто выиграл: он или рыба. Он не просто ловит рыбу, чтобы ее съесть, это соревнование на силу и выносливость. В целом, можно сделать вывод, что Э. Хемингуэй описал не отвлеченный «идеал», а привел пример определенного поведения, позволяющего выжить в условиях, когда можно рассчитывать лишь на самого себя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения средств создания идеала маскулинности в литературе
1.1 Феномен «machismo» и категория маскулинности
Слово «мачо» в последние несколько лет стало популярно, хотя еще 15 лет тому назад оно не вызывало каких-либо глубоких ассоциативных связей. В лучшем случае с ним были знакомы специалисты по Латинской Америке, так как именно там и появилось это понятие.
Причем, феномен «мачо» стал настолько характерен для латиноамериканской культуры, что исследователи даже стали изучать, что это такое. В середине 1950-х гг. антрополог из США Д. Стикос провел свое исследование, и показал, что общие черты «мачо» включают в себя четыре обязательных качеств:
1) мужественность;
2) обостренное чувство собственного достоинства;
3) стремление к завоеванию чувства уважения у окружающих;
4) стремление к завоеванию лидерства [30, р. 108].
Даже поверхностный взгляд на данные четыре качества наводит на размышления. Ситуация, когда человек вынужден «отвоевывать» или «завоевывать» такие базовые для человека вещи, как чувство собственного достоинства или уважение, довольно странная. Да и «обостренное чувство собственного достоинства» выглядит подозрительно, позволяя предположить, что данное чувство все время находится под угрозой.
Действительно, что может угрожать мужчине, постоянно ставить под угрозу чувство собственного достоинства, уважение у окружающих, лидерство? Разве кто-то все время ставит под сомнение его мужественность, его право на уважение со стороны окружающих?
На самом деле, в странах Латинской Америке на протяжении столетий действительно складывалась ситуация, когда мужчина без конца должен был отвоевывать свое место в жизни. Если кратко описывать историю появления латиноамериканских государств, то все они строились переселенцами из стран Европы, на основе местного индейского населения, и с примесью африканских рабов (рабов из Африки везли не только в Северную Америку, они широко использовались и в Бразилии, на плантациях).
Кроме того, необходимо учесть, что в Латинской Америке практически никогда не было (и сейчас нет) серьезной правоохранительной системы. Все проблемы, связанные с отстаиванием своих прав, решаются в Латинской Америке самими участниками конфликта. Никто где-нибудь в Гондурасе не пойдет защищать права африканца, которого соседи оскорбляют из-за цвета кожи. Понятно, что в подобных условиях преимущество всегда будет на стороне физически сильного и не обремененного моральными вопросами мужчины. Единственный способ защиты своего человеческого достоинства в таких условиях – поведение, вынуждающее окружающих считаться с тобой, как с сильной личностью [17, с. 168].
Также необходимо отметить тот факт, что завоевание стран Латинской Америки проводили не вообще европейцы, а представители двух стран – Испании и Португалии. Если вспомнить историю, то в Латинскую Америку отправлялись, в основном, за золотом, и достаточно большое число завоевателей не отличалось высокой образованностью. Эта масса испанцев и португальцев и принесла в страны Латинской Америки представление о «мачо». Этот идеал был тесно связан со средневековым рыцарским идеалом мужественности, который включал в себя выносливость, презрение к смерти (и чужой, и своей), что выражалось в распространенных в средневековье дуэлях и рыцарских поединках [24, с. 102].
Другое дело, что образ мужественного героя, будучи перенесенным в иные конкретно-исторические условия, заметно трансформировался. С одной стороны, в странах Латинской Америки, в условиях хаоса, постоянных войн и бандитизма благородная бескомпромиссность мужественности хоть как-то возвышала личность над ситуацией, давала ей шанс сохранить чувство собственного достоинства.
С другой стороны, агрессивное самоутверждение личности с самого начала стало прерогативой мужской стратегии поведения в Латинской Америке. Ведь европейские женщины в Латинскую Америку практически не отправлялись, а испанцы и португальцы женились на местных женщинах, индейского происхождения. Поэтому если в Европе чувство собственного достоинства или стремление к лидерству вполне может быть качеством женщины (в истории Европы было немало королев и прочих властных женщин), то латиноамериканский «мачо» всегда только мужчина.
Именно переплетение властности, агрессивности, свободы в проявлении насилия с мужественностью и придает феномену «мачо» такое своеобразие. Точнее, такое переплетение запутывает мужчин, заставляя их ошибочно предполагать, что уважение окружающих и лидерство в доме и обществе гарантировано им самим фактом принадлежности к мужскому полу. Но это далеко не так, и, наталкиваясь на проявление несогласия со стороны окружающих людей, мужчина впадает в ярость. Хотя, в общем-то, никто не обещал ему, что другие люди всегда и во всем будут ему подчиняться, он придумал это сам.
Во многих регионах Латинской Америки мужчину называют «мачо», когда хотят подчеркнуть его необразованность, грубость манер, откровенную, ничем не завуалированную сексуальность. В городских условиях, такое поведение может осуждаться. Но там, где сильны традиции патриархального образа жизни, где сила и выносливость мужчины гарантируют выживание всем членам семьи, «мачо» является положительным понятием [17, с. 169].
Из Латинской Америки понятие «мачо» перешло в культуру США. На всем протяжении североамериканской истории, происходили массовые иммиграции в США из Мексики и всех прочих латиноамериканских стран. В результате, например в Нью-Йорке, этнический состав жителей уже в 1970-х гг. на одну треть состоял из латиноамериканцев [26].
С собой латиноамериканцы принесли и представление о «сильном, властном мужчине». Этот идеал нашел отклик в американском обществе, да и во все мире появились те, кому нравился подобный образ: сильный самец, лишенный чувства жалости к другим, позволяющий себе все, что ему хочется.
Но, помимо латиноамериканских «мачо», во всех обществах всегда существовал некий идеал мужчины. Он получает разные названия, от «настоящего мужчины» до «идеала маскулинности».
В 1970-х гг. психолог Р. Брэннон выделил четыре главных черты маскулинности:
1. Без бабства» («no sissy stuff») — мужчина должен избегать всего женского.
2. «Большой босс» («the big wheel») — мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин.
3. «Крепкий дуб» («the sturdy oak») — мужчина должен быть сильным и не проявлять слабость.