Курсовая с практикой на тему Вербальные и невербальные средства коммуникации в межкультурных переговорах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Невербальная коммуникация в межкультурном контексте 5
1.1. Проблема невербальной коммуникации (понятие, происхождение, типология) 5
1.2. Межкультурная специфика невербальной коммуникации 8
1.3. Переговоры как специфическая форма межкультурной деловой коммуникации 13
Глава 2. Сравнительный анализ вербальной и невербальной коммуникации на примере англоязычных и русскоязычных стран 29
2.1. Сравнительный анализ вербальных и невербальных форм приветствия в международных переговорах в английской и русской лингвокультурах 29
2.2. Сравнительный анализ вербальных и невербальных форм прощания в международных переговорах в английской и русской лингвокультурах 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Коммуникация – от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1, с 123] – термин, обозначающий передачу информации от человека к человеку, то есть общение при помощи различных сигналов, происходящее как на вербальном уровне, так и невербальном (использование жестов, мимики). Все каналы коммуникации разделяют на два вида – вербальные и невербальные.
К вербальным относятся «говорящее» и «звучащее», то есть лингвистический и паралингвистический каналы, к невербальным – все то, что «молчит»: взгляд, выражение лица (мимика), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностная дистанция, а также одежда, макияж и украшения.
Основная форма речевого ведения переговоров – вербальная коммуникация – всем хорошо известна как разговор или беседа.
Эффективность беседы напрямую зависит от того, кто и как вас слушает. Если учесть, что в реальной жизни эффективность слушания у большинства людей составляет около 25%, можно сделать вывод о том, что три четверти времени на переговорах вы потратите впустую[2, с 65].
Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта) [22, с 89].
Существует возможность эту самую эффективность беседы повысить, используя несложные техники, предварительно потренировавшись.
Важным является не только восприятие словесной информации, а также установление невербального контакта. Это может выражаться как во взгляде глаза в глаза, мимикой, жестами, по отношению к оппоненту. Тембр и интонация голоса тоже могут служить так называемыми «маячками» невербального общения, в которых может скрываться много смысла. Таким образом, можно сделать вывод, что слова передают нам основную часть логической информации, однако не всегда решающую. Порой невербальные сигналы, поступающие от Вашего оппонента, способны выдать его истинные намерения и свести к минимуму ценность произнесенных им слов.
Актуальность исследования заключается в выявлении основ вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих вербальные и невербальные средства коммуникации в межкультурных переговорах. Предмет исследования – особенности, присущие вербальным и невербальным средствам коммуникации в межкультурных переговорах. При написании данной работы целью является выявление содержания вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах. Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи:
— рассматриваются теоретические основы вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах;
— анализируется специфика вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах.
Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования, мы можем прийти к следующим выводам. В основе политической коммуникации в политической сфере лежит обмен информацией между основными политическими группами общества – управляющими (государство, лидеры) и управляемыми (электорат, последователи). В ходе информационного обмена происходит взаимодействие и взаимовлияние управляющих и управляемых: управление, оказывая влияние на последователей, воздействуя на них, призывая следовать какой- либо идее (промоушн товар), предлагают услуги (политический товар), стремятся достичь политического согласия и взаимопонимания.
К невербальным средствам общения в политической коммуникации относятся, кроме различных телодвижений – поз, жестов, и визуальные средства общения: визуальные контакты, политическая реклама, нейролептическое программирование (НЛП), видеоролики, теледебаты, теледискуссии, а также символический способ общения. Общение как процесс коммуникации является такой формой межличностных отношений, которая сочетает в себе коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными.
Коммуникативный аспект общения рассматривает обмен информацией, перцептивный – регулирование восприятия субъектов друг другом, а интерактивный способствует организации взаимодействия личного, официального или делового характера между людьми.
Все мы (по крайней мере, большинство) вынуждены вступать в деловые взаимодействия, а потому, правильная организация делового общения как процесса коммуникации – важный вопрос практически для любого человека в любом социальном статусе. В данном случае общение выступает как средство организации коммуникации.
Эффективность коммуникации в процессе делового общения определяется, прежде всего, правильным использованием средств коммуникации (то есть, коммуникативных способностей, а именно: знаний, умений и социальных навыков). В деловом общении весьма важно владение культурой речи (в широком смысле и на разных уровнях). Также весьма важно уметь задавать вопросы, анализировать и оценивать ответы, делать выводы, осознавать и преодолевать различные возможные коммуникативные барьеры.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация – это процесс передачи информации, благодаря которому собеседник делится своими мыслями, соглашается или опровергает услышанное в той или иной ситуации. Для участников коммуникации очень важно добиться взаимопонимания для достижения необходимых целей.
Вербальный способ коммуникации используется нами в повседневной жизни: мы обмениваемся информацией, выслушиваем друг друга, ссоримся и всегда являемся то говорящим, то слушающим. Таким образом, в процессе вербального общения определяется следующая структура:
«Что?» — сообщение.
«Кто?» — коммуникатор.
«Как?» — конкретные каналы передачи.
«Кому?» — объект коммуникации.
«Какой эффект?» — влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.
Невербальное общение – это такой тип коммуникации, который возникает бессознательно и выражается жестами, мимикой, движением рук и ног. Часто оно дополняет вербальное общение, но иногда и противоречит ему
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта) [22, с 89].
Существует возможность эту самую эффективность беседы повысить, используя несложные техники, предварительно потренировавшись.
Важным является не только восприятие словесной информации, а также установление невербального контакта. Это может выражаться как во взгляде глаза в глаза, мимикой, жестами, по отношению к оппоненту. Тембр и интонация голоса тоже могут служить так называемыми «маячками» невербального общения, в которых может скрываться много смысла. Таким образом, можно сделать вывод, что слова передают нам основную часть логической информации, однако не всегда решающую. Порой невербальные сигналы, поступающие от Вашего оппонента, способны выдать его истинные намерения и свести к минимуму ценность произнесенных им слов.
Актуальность исследования заключается в выявлении основ вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих вербальные и невербальные средства коммуникации в межкультурных переговорах. Предмет исследования – особенности, присущие вербальным и невербальным средствам коммуникации в межкультурных переговорах. При написании данной работы целью является выявление содержания вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах. Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи:
— рассматриваются теоретические основы вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах;
— анализируется специфика вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурных переговорах.
Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Невербальная коммуникация в межкультурном контексте
1.1. Проблема невербальной коммуникации (понятие, происхождение, типология)
Невербальное общение — это своеобразный язык жестов, включающий формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие языковые символы. Невербальные средства речи влияют на смысл наших слов, сообщая информацию об эмоциональном состояние собеседника, социальном статусе, уровне о его самооценки и т.д. [3, с 14].
Общаясь, люди используют десятки жестов, не задумываясь, что они могут передавать гораздо больше информации, чем слова. В некоторых случаях жесты, мимика и другие невербальные средства речи не только уточняют сказанное словами, но противоречат ему или изменяют смысл сказанного.
Порой не каждый из нас понимает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.
Культурный фон определяет невербальную коммуникацию, так как многие формы невербальных коммуникаций, такие как знаки и сигналы, изучаются поведением.
Ученые определили, что всего лишь 35% информации мы передаем при помощи языка. Остальные 65% передаются при помощи средств невербальной коммуникации, к которой относят: движения рук, мимику, прикосновение, жесты и т. д. [2, с 55].
Невербальное общение в разных культурах имеет собственные особенности. Выбор невербальных средств речи определяется также сферой или ситуацией общения. Поскольку существуют культурные различия в системе средств невербальной коммуникации, может происходить недопонимание при общении людей, принадлежащих разным культурам.
Существует группа невербальных средств речи, которые в разных культурах совпадают. Так, выражение лица, улыбка и крик являются физиологически обусловленными и в большинстве культур совпадают. Согласно исследованиям, универсальными являются мимические средства выражения психологического состояния человека (счастье, печаль, отвращение, страх, гнев и удивление).
В случае, когда коммуниканты пытаются скрыть свои эмоции, они избегают использования невербальных средств, свидетельствующих об их внутреннем состоянии, или используют другие, способные не только скрыть, но и ввести окружающих в заблуждение [11, с 201].
Особенность невербальной коммуникации состоит в том, что позволяет понять психологическое состояние участников коммуникации в реальном времени. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, каждый из которых образует свой канал коммуникации [20, с 95].
К основным невербальным средствам общения относятся:
— кинесика: совокупность жестов, телодвижений, поз, которые используются при коммуникации в качестве выразительных средств общения и которые могут быть различны в разных культурах.