Технологические основы социально-культурной деятельности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Ведущие социально-культурные институты: современное состояние и творческое развитие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика социально-культурных институтов 6
1.1. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции 6
1.2. Типы и виды социально-культурных институтов 10
Глава 2. Отдельные виды социально-культурных институтов 15
2.1. Музей как социально-культурный институт 15
2.2. Семья, как социально-культурный институт 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

  

Введение:

 

Конкретизируя понятие «социально социально-культурный культурный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально социально-культурной деятельности, прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально социально-культурный культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения охранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определённую, адекватную для них субкультуру.
Определение сущности социально культурных институтов невозможно без анализа их функций, обеспечивающих достижение цели. Общество — сложное социальное образование, и силы, работающие внутри него, тесно связаны, поэтому бывает трудно предвидеть результаты каждого отдельно взятого действия. В связи с этим определенный институт выполняет свои, специфические функции. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов, видов тех или иных систем.
Важную роль в определении задач социально-культурных институтов сыграли научные труды М. Вебера, Э.Касирэра, Й.Хёйзинга. Ими и другими культурологами в структуре духовного производства выделяются регулятивная, интегративная и коммуникативная функции. Социально — культурные институты. В любом обществе создаются усложненные многоуровневые системы, специально ориентированные на выработку определенных знаний, представлений о жизни и самом человеке, а также планов и целей не только ежедневных, но и просчитанных на дальнейшее поведение.
Поэтому социально-культурный институт должен иметь систему правил и норм поведения, которые в рамках духовной культуры закрепляют, стандартизуют поведение своих членов и делают их прогнозируемой. При анализе компонентов культурной регуляции необходимо учитывать, что реализация эталонов человеческих ценностей осуществляется посредством их интеграции с социальными ролями и нормами поведения, усвоения позитивных мотиваций и принятых в обществе значений. Социализация поддерживается личными институтами (в семье, школе, трудовом коллективе и пр.), а также учреждениями, организациями, предприятиями культуры и искусства.
Исследование тенденций развития процесса социализации свидетельствует, что при усложнении социокультурного поля механизм социализации и его непосредственное культурное приложение становятся тоже более сложными.
Исходя из актуальности настоящего исследования можно сформулировать цель данной курсовой работы, которая заключается в следующем — всесторонне и полное рассмотрение вопросов становления, изменения и существования социально-культурных институтов в России, а также анализ их творческого развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции ;
Исследовать типы и виды социально-культурных институтов;
Проанализировать деятельность музея как социально-культурный институт;
Исследование семьи, как социально-культурного института.
Предмет курсовой работы – теоретические аспекты социально-культурной деятельности исследуемых институтов.
Объект курсовой работы – непосредственная деятельность социально-культурных институтов, их современное состояние и творческое развитие.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды Р.Г. Абдулатипова, Т.Г. Богатыревой, В.И. Василенко, П.С. Гуревича, А.Ф. Дашдамирова, и др., освещающие проблемы глобализации и сохранения культурной идентичности народов; А.И. Доронченкова, М.И. Куличенко, Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, В.Е. Давидовича, Л.М. Дробижевой, С.А. Арутюнова.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной курсовой работе представлено авторское определение понятия «социально-культурный институт», в рамках социально-культурной деятельности показана роль социально-культурных институтов как основных механизмов регуляции проявления социально-культурной активности. Раскрыты проблемы, стоящие перед современными институтами в плане развития личности, культурной ее активности.
Данная работа посвящена рассмотрению содержательной сути институтов, выступающих особым внешним механизмом, через который структура социально-культурной деятельности воздействует на функционирование структуры социально-культурной активности как составной ее части.
Автор курсовой работы отмечает, что в современном обществе каждый человек на протяжении всей своей культурной жизнедеятельности пользуется услугами бесчисленного множества социокультурных институтов как средством получения начальной ориентации в своем восприятии мира. Именно в этом смысле, на наш взгляд, следует подходить к осмыслению и раскрытию сущности социокультурных институтов в основных сферах осуществления социально-культурной деятельности.
Оказывая человеку духовную поддержку, реализуя его способность к познанию и продвижению к свободе, социокультурные институты тем самым высвобождают ему существенные временные ресурсы для проявления социально-культурной активности в досуговых творческих занятиях. Поэтому человек нуждается в социокультурных институтах прежде всего для стабилизации своей жизнедеятельности, а главное для освобождения от необходимости проявления неупорядоченной активности.
В целом, в этих констатациях автором затронут как социальный облик институтов — подкрепление личностной мотивации человека извне, т. е. со стороны среды, так и внутренний, препятствующий нецелесообразному использованию его возможностей в процессе социально-культурной деятельности. Все это подчеркивает комплексность изучения данного феномена, не поддающегося простому объяснению.
Для осмысления фактической сложности сути социокультурного института в виде деятельностной канвы социально-культурной активности личности автором был проведен теоретический анализ этого понятия и соответственно его структуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общая характеристика социально-культурных институтов
1.1. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом.
Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.
В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» .
При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры.
Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер. «Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» .
В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.
Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт.
К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др. Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы :
1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;
2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;
3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;
4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;
5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.
Социальный институт культуры имеет ряд признаков, которые не характеризуются особой нормативностью и не всегда четко проявляются в тех или иных культурных структурах и учреждениях. Но, тем не менее, они выступают удобным средством для описания и анализа процессов образования культурных институтов различного порядка.
Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки:
1) наличие в обществе культурных объектов, осознание их необходимости для человека;
2) наличие культурных субъектов — людей, которые вступают в отношения по поводу конкретного культурного объекта;
3) консолидация культурных объектов и субъектов в организацию, располагающую сводом закрепленных норм и правил;
4) существование специальных норм, правил, регламентов и санкций, которые регулируют деятельность культурных объектов в обществе и поведение культурных субъектов в пределах определенного культурного института.
Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему.
Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента.
В первую очередь кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры.
Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.). И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения. Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности.
Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции.
К ним относятся:
1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;
2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;
3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;
4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;
5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;
6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.
Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество.
Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации.
Во-первых, такой институт культуры содержит в себе уже готовые ответы на вопросы, которые интересуют людей и, соответственно, не способствует духовной эволюции человека.
А во-вторых, СМИ основываются не на образах, ориентированных на реальность, а на совокупность имиджей, которые воздействуют на бессознательную сферу психики человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы