Курсовая с практикой на тему Ваххабизм в Дагестане: степень радикализации и проблемы борьбы с религиозно -политическим экстремизмом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА 6
1.1 Истоки и особенности религиозно-политического экстремизма 6
1.2 Сущность исламского движения «ваххабизм» 12
1.3 Модель ваххабитской общины и основные принципы ваххабизма 17
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В ДАГЕСТАНЕ 23
2.1. Истоки и причины распространения радикальных движений и ваххабизма в Дагестане 23
2.2. Характеристика деятельности ваххабитских группировок в Дагестане 29
3. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВАХХАБИЗМОМ В ДАГЕСТАНЕ 36
3.1 Опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму в Дагестане 36
3.2 Снижение социального напряжения в Дагестане как способ борьбы с экстремизмом и терроризмом 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
События, происходящие в последнее время, свидетельствуют о довольно угрожающей, быстропрогрессирующей модификации религиозно-политического экстремизма и терроризма. Политические, религиозные, этнические и криминальные группировки почти ежедневно совершают террористические акты или преступления террористического характера, о которых постоянно сообщают СМИ. Обеспечение безопасности является одной из основных обязанностей властей.
Современная радикальная исламская идеология представлена фундаментализмом, ваххабизмом и неоваххабизмом. Общим для них является обязательное признание единобожия, осуждение поклонения святым и святым местам, признание необходимости ведения джихада. Активное распространение этих идеологий в конце ХХ в. стало результатом политизации ислама в условиях глобализации мировых процессов. Отметим, что, установив причины возникновения и распространения экстремизма и терроризма, можно определить направления профилактики и борьбы с этим опасным явлением, которое создает непосредственную угрозу безопасности и установленному правопорядку. Проблема распространения политического экстремизма и терроризма актуальная для Республики Дагестан. Поэтому поиск эффективных путей противодействия этим явлениям без преувеличения можно назвать одним из самых серьезных вызовов для страны. Этим вызвана актуальность выбранной темы.
Проблематика работы. Поскольку поиск путей противодействия ваххабизму актуален для Республики Дагестан, то для анализа выбрана именно эта тема. Проблема работы: Существуют ли эффективные методы противодействия ваххабизму в Дагестане.
Цель работы – изучение ваххабизма в Дагестане, степени радикализации общества и проблем борьбы с религиозно-политическим экстремизмом.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы религиозно-политического экстремизма;
рассмотреть истоки и особенности религиозно-политического экстремизма;
проанализировать сущность исламского движения «ваххабизм»;
изучить модель ваххабитской общины и основные принципы ваххабизма ;
проанализировать сущность политического экстремизма и терроризма в Дагестане;
изучить истоки и причины распространения радикальных движений и ваххабизма в Дагестане;
дать характеристику деятельности ваххабитских группировок в Дагестане;
проанализировать способы борьбы с ваххабизмом в Дагестане;
изучить опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму в Дагестане;
проанализировать пути снижение социального напряжения в Дагестане как способ борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Объектом исследования является политический экстремизм и терроризм, в частности, ваххабизм.
Предмет исследования – определить эффективные способы предотвращения распространения политического экстремизма и терроризма в Республике Дагестан.
Методы исследования. При написании работы был использован метод сравнительного анализа, а также эмпирико-статистические и системные методы исследования, сравнительно-экономический анализ и эмпирический метод исследования.
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания и монографии. Кроме того, во время написания работы были использованы такие источники, как Закон РД О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан (с изменениями на 6 февраля 2018 года) , Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан» на 2018-2020 годы .
Для написания работы автор обратился к анализу статьи Андреевой А.Ю., Задорожняк П.С., Некишевой В.Л. «Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму в РФ: философско-правовой аспект» , Арипшева А.М. «Противодействие экстремистским проявлениям радикального религиозного фундаментализма и его особенности» , работа Гаджиева Г.М., Джамалова Д.А., Шахова Ш.К. «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» .
Для анализа ситуации по распространению экстремизма и ваххабизма в Дагестане были проанализированы статьи таких авторов, как Магомедова М.А. «Проявления религиозно-политического экстремизма в республике Дагестан и меры противодействия» , Бобровников В. «Исламское возрождение» в Дагестане: двадцать пять лет спустя» .
Теоретическая новизна работы состоит в выявлении эффективных механизмов борьбы с ваххабизмом на современном этапе.
Заключение:
В первой главе были проанализированы теоретические основы религиозно-политического экстремизма и сущность ваххабизма.
Экстремизм — это приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям. Это явление, имеющее глубокие исторические корни, свои условия возникновения и существования. Следует отметить, что религиозный экстремизм в большинстве случаев, на фоне нестабильности внутренней и внешней обстановки, обычно приводит к терроризму.
Примером религиозного экстремизма является ваххабизм. Ваххабизм — это консервативное движение в суннитской ветви ислама. Он назван в честь его основателя, теолога Мохамеда ибн Абдул Ваххаба, который родился в 18 веке в современной Саудовской Аравии.
Приверженцы ваххабизма выступали за возвращение к «более чистой» форме ислама, сосредоточив внимание на его происхождении и абсолютном суверенитете Бога. Ваххабизм запрещал культ святых, запрещал табак, алкоголь и бритье. Мечети ваххабитов просты, а общественная молитва должна строго соблюдаться.
Во второй главе проанализирован ваххабизм в Дагестане. Так, все последние годы здесь достаточно интенсивно шел процесс исламизации общества. Ситуация характеризовалось резким ростом общественного интереса к религии, и ее влияния на все стороны жизни общества. Все это свидетельствовало о высокой степени проникновения ислама в дагестанское общество. Организационно-политического становление ваххабизма в Дагестане началось с 1990 года. Основная задача ваххабитов в Дагестане заключается в захвате политической власти в Дагестане, изменении конституционного строя в республике и установлении исламского государства. Попытки дестабилизации религиозно-политической обстановки продолжаются и по сей день. В связи с этим необходимо найти оптимальные способы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом в регионе.
В третьей главе были проанализированы способы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом в Дагестане. Так, поиск эффективных путей противодействия религиозному экстремизму является серьезным вызовом современности для большинства ведущих стран мира. На сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что эффективная деятельность в этой сфере требует системного подхода со стороны государства не ограниченного узкими национальными границами.
В деле упрочения гражданского мира в Республике Дагестан социальная политика имеет решающее значение. Эта политика должна быть направлена на обеспечение полноправного экономического и культурного развития без разделения по религиозным, этническим и клановым принципам. Также Дагестану требуется комплекс мероприятий по оздоровлению ситуации в обществе, усилению деятельности по противодействию терроризму и экстремизму. Так, необходимо наращивать контртеррористические операции, а также дальнейшее совершенствование системы управления во всех сферах общественной деятельности.
Противодействие радикализации общества рассматривается как способ защиты от проявлений религиозного экстремизма. Эффективное противодействие религиозному экстремизму в современных условиях невозможно без взаимодействия органов государственной власти и общества, активного участия экспертной среды в государственном управлении. Опыт такого взаимодействия, приобретенный различными странами в последние годы, следует учитывать в дальнейшем развитии системы противодействия религиозному экстремизму в России.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
1.1 Истоки и особенности религиозно-политического экстремизма
Одним из крайних вариантов развития конфликта власти и личности является радикализм.
В основе радикализма лежит:
1) отрицательное отношение к существующему политическому феномену;
2) признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственного возможного.
В то же время радикализм нельзя отнести к каким-либо определенным политическим позициям.
Как способ деятельности, который тяготеет к крайности, радикализм, как правило, играет в обществе дестабилизирующую роль, способствует конфронтации политических сил, провоцирует углубление конфликтов, разбалансировка системы управления.
Радикализм выполняет следующие функции в политическом процессе:
1) сигнально-информационная о степени неблагополучия общественно-политической среды;
2) разрядка социальной напряженности путем выхода недовольства;
3) давление на политические институты, подготовку, принятие и проведение политических решений;
4) корректировка политического курса.
Радикализм может проявляться в различных формах нигилизма, экстремизма, терроризма, революционизма. Экстремизм — это приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям .