Психология управления Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Уверенность личности как объект психологического исследования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Состояние изученности проблемы в российской и зарубежной психологии 5
2. Уверенность личности: сущность, психологическая структура, характеристика личностных компонентов 19
3. Уверенность личности и особенности ее исследования в психологии управления 26
4. Методы диагностики уверенности личности у студентов, результаты пилотажного исследования 35
Выводы 41
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 46

 

  

Введение:

 

Данная курсовая работа посвящена проблеме уверенности личности как объекта психологического исследования.
Прежде всего, нужно отметить, что интересующая нас проблема относится к более широкому проблемному полю изучения личности и самосознания, а также воли и волевых качеств личности человека.
Кроме того, необходимо подчеркнуть актуальность и значимость данной проблемы. Дело в том, что, как и другие волевые качества личности, уверенность в себе во многом обуславливает характер активности человека в процессе его жизненного пути, а воспитание уверенности в себе позволяет ребенку в процессе социализации добиваться более высоких результатов учебной и внеучебной деятельности. В дальнейшем уверенность в себе необходима взрослому человеку для планирования и реализации своего профессионального пути, карьерных достижений и т.д. В определенном смысле уверенность в себе можно рассматривать как своего рода универсальное профессионально-значимое качество во всех сферах профессиональной деятельности, особенно если мы говорим о социономических профессиях (менеджер, педагог, психолог, врач и т.д.) [4; 14; 18].
В отечественной и зарубежной психологической науке проблемой уверенности личности занимались такие ученые, как Е.А. Серебрякова, О.А. Черникова, В.Г. Ромек, А.И. Крупнов, М.А. Селиверстова, Е.П. Щербаков, А. Сальтер, Д. Вольпе, К. Рудестам и др. Данные исследователи анализировали сущность уверенности личности, ее психологическую структуру, а также изучали параметры уверенности в себе [2; 3; 6; 11; 13].
В данной работе проводится изучение проблемы уверенности личности как объекта психологического исследования в теоретическом и эмпирическом аспектах.
Объект исследования – личность.
Предмет исследования – уверенность личности как объект психологического исследования.
Цель исследования – изучение уверенности личности как объекта психологического исследования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку студентов и подобрать методы диагностического обследования.
3. Организовать изучение степени уверенности в себе у студентов.
4. Определить средние значения и уровни выраженности параметров уверенности в себе у студентов.
Основными методами исследования выступили теоретические методы и эмпирические методы (опрос и тестирование).
Методики исследования:
— тест-опросник «Уверенность в себе» (тест Райдаса);
— тест-опросник «Уверенность в себе» (автор – В.Г. Ромек).
Методы статистической обработки данных в эмпирическом исследовании: методы первичной статистической обработки данных (расчет частот, средних).
Гипотеза исследования: для студентов в выборке в основном будет характерна средняя степень уверенности в себе и средняя выраженность параметров уверенности в себе.
Структура дипломной работы состоит из введения, четырех параграфов, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем основного текста работы составил 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование уверенности в себе как объекта психологического исследования предполагало теоретическую разработку проблемы и ее эмпирическое изучение.
В результате теоретического анализа было выявлено, что исследование проблемы уверенности в себе в отечественной психологии имеет междисциплинарный характер и распространяется на экономику, политику и другие сферы жизнедеятельности человека. Также было выявлено, что уверенность – это волевое качество личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность. Кроме того, мы выявили, что исследование уверенности личности и ее особенностей в психологии управления проводится по следующим направлениям: уверенность как профессионально-важное качество руководителя, уверенность персонала организации как условие эффективности его деятельности, уверенность как необходимое качество менеджера, проблема повышения уверенности в себе у студентов управленческих специальностей.
Согласно результатам эмпирического исследования в основном для студентов в выборке характерна средняя степень уверенности в себе. При этом среднегрупповые значения параметров уверенности в себе у студентов в выборке выражены на среднем уровне. Кроме того, было выявлено, что для студентов в выборке в основном характерен средний уровень выраженности параметров «Уверенность в себе», «Социальная смелость» и «Инициатива в социальных контактах» по методике В.Г. Ромека.
В результате проведенного исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза – для студентов в выборке в основном характерна средняя степень уверенности в себе и средняя выраженность параметров уверенности в себе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Состояние изученности проблемы в российской и зарубежной психологии

Прежде чем обратиться к анализу состояния изученности проблемы уверенности личности в российской и зарубежной психологии, необходимо проанализировать феномены личности и самосознания. Данные феномены тесно связаны с разработкой проблемы воли и волевых качеств, в том числе и уверенности личности [2].
Начнем с того, что, как отмечает А.Г. Асмолов, в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие
общества [3].
Несмотря на разнообразие трактовок категории «личность» в психологии, приведем определение личности, которое мы встречаем в психологическом словаре. Личность – это «… относительно устойчивая совокупность психических свойств,… результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей…» [9, c. 243].
Личность – это определенный человек, заимствованный в системе его стабильных общественно определенных психологических темпераментов, которые показываются в социальных связях и взаимоотношениях, обусловливают его нравственные действия и имеют существенный смысл для него самого и общества (Маклаков А.Г.) [7].
Личность является фигурой общественных взглядов, т.е., личность обусловливается своим взаимоотношением к окружающему миру, к другим людям, к среде. Такие отношения осуществляются в деятельности, с помощью которой, человек может проявить себя и развиваться как
личность [2].
Обратимся к понятию структуры личности. Начнем с того, что человек как личность с позиции психологии характеризуется следующими качествами:
— самосознание, которое является основой развития умственной активности, независимости человека в его суждениях и поступках и ориентированным, прежде всего на познание себя, улучшение себя и поиск смысла жизни;
— активность – желание выйти за рамки реализованных возможностей, за пределы ролевых предписаний, разнообразить среду деятельности;
— Я-образ – система представлений человека о себе реальном, себе идеальном, себе ожидаемом;
— направленность – устойчивая система мотивов, убеждений, потребностей, идеалов, интересов, и т.д.;
— способности, качества и свойства, обеспечивающие успешность исполнения конкретной деятельности;
— характер – целостность постоянных индивидуальных качеств человека, обусловливающих характерные для него пути поведения и эмоционального реагирования [11].
Особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие определённого человека, устанавливают его оригинальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее оригинальность [1].
Что касается самосознания, то это одна из центральных проблем психологии. В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самосознания не обделена вниманием. Наиболее полную разработку его теоретические аспекты нашли в современной отечественной психологии в трудах А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, В.В. Столина, Л.Н. Божович, А.Г. Спиркина, М.И. Боришевского, Е.Г. Соколовой, И.И. Чесноковой, С.Р. Пантилеева, а в зарубежной психологии – в трудах Э. Эриксона, К. Роджерса, М. Розенберга и др. Изучались онтогенез самосознание, его структура, функции, возможности и закономерности формирования [2; 6; 8; 11; 14; 16].
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в большинстве психологических словарей под самосознанием понимается осознанное отношение человека к собственным потребностям и способностям, а также к своим влечениям, переживаниям, мотивам поведения и деятельности. Сущность самосознания заключается в сознании субъектом самого себя и субъективном отграничении себя от окружающего объективного мира. Также самосознание проявляется в наличии у человека эмоционально-смысловой оценки собственных субъективных возможностей. И данная оценка является основанием для совершения целесообразных действий и поступков [15].
Выделяют следующие основные функции самосознания:
— экзистенциальная функция, результатом реализации которой является субъективное состояние «Я»-сущестования;
— контрольно-коррекционная функция, благодаря которой субъект способен контролировать свое поведение и деятельность;
— мотивационная функция, которая заключается в наличии способности «Я» выступать в качестве мощного источника активности и движущей силы поведения) [15; 18].
И в настоящее время отсутствует какое-либо однозначное определение самосознания, а имеют место многочисленные его трактовки в соответствии с традицией различных психологических школ.
В ассоциативной психологии существуют различные взгляды на то, как формируется самосознание. Общим пониманием у ассоцианистов является понимание самосознания как результата индивидуального опыта. Это означает, что у человека в любых условиях формируется его «Я», независимо от того, включен он в общество или нет.
Согласно Д. Миллю, «Я» является совокупностью всех запомненных индивидом образов действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы