Курсовая с практикой на тему Утвердить тему с преподавателем по предмету: Методика обучения и воспитания младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в педагогическом воспитании младших школьников 8
1.1. Понятие «Педагогическое взаимодействие» 8
1.2.Виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………13
1.3. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи………………….23
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимодействия школы и семьи в педагогическом воспитании младших школьников……………………………..30
2.1. Диагностика уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании мадших школьников на констатирующем этапе исследования……………….30
2.2 Результаты экспериментального исследования 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 53
Введение:
Изучение данной темы является актуальным, так как взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и родителям при поступлении ребенка в школу. Выбранная тема исследования обусловлена тем, что:
Во-первых, перед общеобразовательной школой ставится задачам подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей;
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
От семьи функция воспитания передается школе, продолжая оказывать сильное влияние на ребенка. В процессе формирования его личности он приобретает двух мощных субъектов воспитания. Первичным субъектом выступает семья, вторичным, таким же же мощным — школа. Первейшее условие их взаимодействия основывается на исчерпывающем представление функций и содержании воспитательной деятельности. Это дает обоим субъектам возможность понимания друг друга, и, при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, могут выполнять реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном результате.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно — деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечить формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей .
Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей рассмотрены в работах Е.В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и др.
Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др.
Проблема исследования. Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования показывает, что возникает ряд вопросов, которые не получили достаточного освещения.
Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Проблема исследования семьи в воспитании ребенка связана с неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а с другой — возрастанием сложностей социализации, резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуации распада семьи. Какое содержание деятельности необходимо для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка?
Цель. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию семьи и школы в воспитании младших школьников.
Объект. Взаимодействие семьи и школы.
Предмет. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в воспитании обучающихся младших школьников общеобразовательной школы.
Гипотеза основана на предположении о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
-согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
-формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;
-личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);
-повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
-организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);
Задачи:
-рассмотреть теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в педагогическом воспитании младших школьников
-дать определение понятия «Педагогическое взаимодействие»»;
-определить виды и формы взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников;
— выявить педагогические основы взаимодействия школы и семьи;
-провести экспериментальное исследование взаимодействия школы и семьи в педагогическом воспитании младших школьников;
Теоретико-методологические основы представлены трудами отечественных и зарубежных психологов и педагогов, которые раскрывают следующие вопросы: – педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. — изучение факторов, влияющих на эффективность взаимодействие семьи и школы (М.Н. Попова, М.М. Прокопьева, М.М. Поташник и др.).
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования:
— изучение научной, психолого-педагогической литературы;
— исследование трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и психологии семьи;
— наблюдение;
— беседа;
— теоретический анализ и синтез литературы;
База исследования. МБОУ «ОСОШ №1» г.Улан-Удэ, 28 родителей, чьи дети учатся во 2-м классе.
Краткая характеристика структуры курсовой работы
В введение определена актуальность исследования, предмет, объект, проблемы, методы исследования, определены методики написания экспериментальной части курсовой работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в воспитании младших школьников, дано понятие «Педагогическое взаимодействие», определены виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Во второй главке проведено экспериментальной исследования взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников.
В заключении подведены итоги по написанию курсовой работы.
Заключение:
Проведенное нами исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов позволило нам сделать следующие выводы.
Семья и школа, будучи основными институтами воспитания ребенка, обладают большими воспитательными возможностями, формируя нравственные ориентиры, жизненные принципы.
Составляющими воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.
Нами было проведено экспериментальное исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов
В исследовании принимали участие 28 семей учащихся, которые составили контрольную и экспериментальную группы (по 14 семей в каждой группе).
Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей преобладает средний уровень педагогической культуры, который характеризуется такими недостатками, как поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, несистематический характер требований к ребенку. В результате уровень эмоционального благополучия детей в семьях также находится на среднем уровне.
Контрольная диагностика показала, что уровень педагогической культуры родителей повысился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем понизилось с 14% до 0%. Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье.
Нами была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Контрольная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем понизилось с 14% до 0%.
Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье.
Полученные данные позволили нам сделать вывод об эффективности разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказали гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании педагогических условий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в воспитании младших школьников
1.1. Понятие «Педагогическое взаимодействие»
Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями [3].
В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив.
В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.
Взаимная активность педагога и родителя в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность сторон, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание) [4].
В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между воспитателем и родителем, организационно — деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателем и родителями.
А также большое значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и родителем в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие — одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах А.А.Карпычевой, Т.В.Коваленко, Л.А. И.Н.Маняповой и др.[16,17,22]
Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов — дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие обусловлено учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д. [22].
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и родителем), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.
Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с родителями педагоги нередко используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для педагогов педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм и, в конечном счёте, насилие над личностью[16].
В ситуациях неравноправия у человека наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием.
Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.