Методика обучения и воспитания младших школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Утвердить тему с преподавателем по предмету: Методика обучения и воспитания младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в педагогическом воспитании младших школьников 8

1.1. Понятие «Педагогическое взаимодействие» 8

1.2.Виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………13

1.3. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи………………….23

Глава 2 Экспериментальное исследование взаимодействия школы и семьи в педагогическом воспитании младших школьников……………………………..30

2.1. Диагностика уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании мадших школьников на констатирующем этапе исследования……………….30

2.2 Результаты экспериментального исследования 36

Заключение 44

Список использованной литературы 46

Приложение 1 53

  

Введение:

 

Изучение данной темы является актуальным, так как взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и родителям при поступлении ребенка в школу. Выбранная тема исследования обусловлена тем, что:

Во-первых, перед общеобразовательной школой ставится задачам подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей;

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

От семьи функция воспитания передается школе, продолжая оказывать сильное влияние на ребенка. В процессе формирования его личности он приобретает двух мощных субъектов воспитания. Первичным субъектом выступает семья, вторичным, таким же же мощным — школа. Первейшее условие их взаимодействия основывается на исчерпывающем представление функций и содержании воспитательной деятельности. Это дает обоим субъектам возможность понимания друг друга, и, при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, могут выполнять реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном результате.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно — деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечить формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей рассмотрены в работах Е.В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и др.

Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др.

Проблема исследования. Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования показывает, что возникает ряд вопросов, которые не получили достаточного освещения.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Проблема исследования семьи в воспитании ребенка связана с неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а с другой — возрастанием сложностей социализации, резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуации распада семьи. Какое содержание деятельности необходимо для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка?

Цель. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию семьи и школы в воспитании младших школьников.

Объект. Взаимодействие семьи и школы.

Предмет. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в воспитании обучающихся младших школьников общеобразовательной школы.

Гипотеза основана на предположении о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

-согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;

-формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;

-личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);

-повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;

-организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);

Задачи:

-рассмотреть теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в педагогическом воспитании младших школьников

-дать определение понятия «Педагогическое взаимодействие»»;

-определить виды и формы взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников;

— выявить педагогические основы взаимодействия школы и семьи;

-провести экспериментальное исследование взаимодействия школы и семьи в педагогическом воспитании младших школьников;

Теоретико-методологические основы представлены трудами отечественных и зарубежных психологов и педагогов, которые раскрывают следующие вопросы: – педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. — изучение факторов, влияющих на эффективность взаимодействие семьи и школы (М.Н. Попова, М.М. Прокопьева, М.М. Поташник и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования:

— изучение научной, психолого-педагогической литературы;

— исследование трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и психологии семьи;

— наблюдение;

— беседа;

— теоретический анализ и синтез литературы;

База исследования. МБОУ «ОСОШ №1» г.Улан-Удэ, 28 родителей, чьи дети учатся во 2-м классе.

Краткая характеристика структуры курсовой работы

В введение определена актуальность исследования, предмет, объект, проблемы, методы исследования, определены методики написания экспериментальной части курсовой работы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в воспитании младших школьников, дано понятие «Педагогическое взаимодействие», определены виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Во второй главке проведено экспериментальной исследования взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников.

В заключении подведены итоги по написанию курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное нами исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов позволило нам сделать следующие выводы.

Семья и школа, будучи основными институтами воспитания ребенка, обладают большими воспитательными возможностями, формируя нравственные ориентиры, жизненные принципы.

Составляющими воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Нами было проведено экспериментальное исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов

В исследовании принимали участие 28 семей учащихся, которые составили контрольную и экспериментальную группы (по 14 семей в каждой группе).

Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей преобладает средний уровень педагогической культуры, который характеризуется такими недостатками, как поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, несистематический характер требований к ребенку. В результате уровень эмоционального благополучия детей в семьях также находится на среднем уровне.

Контрольная диагностика показала, что уровень педагогической культуры родителей повысился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем понизилось с 14% до 0%. Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье.

Нами была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Контрольная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем понизилось с 14% до 0%.

Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье.

Полученные данные позволили нам сделать вывод об эффективности разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказали гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании педагогических условий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования роли семьи и школы в воспитании младших школьников

1.1. Понятие «Педагогическое взаимодействие»

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями [3].

В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив.

В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимная активность педагога и родителя в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность сторон, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание) [4].

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между воспитателем и родителем, организационно — деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателем и родителями.

А также большое значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и родителем в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие — одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах А.А.Карпычевой, Т.В.Коваленко, Л.А. И.Н.Маняповой и др.[16,17,22]

Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов — дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие обусловлено учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д. [22].

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и родителем), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.

Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с родителями педагоги нередко используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для педагогов педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм и, в конечном счёте, насилие над личностью[16].

В ситуациях неравноправия у человека наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием.

Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы