Курсовая с практикой на тему Усыновления иностранцами детей – российских граждан.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование института усыновления иностранцами детей – российских граждан 7
1.1 Характеристика института усыновления иностранцами детей – российских граждан 7
1.2. Особенности усыновления иностранцами детей – российских граждан 12
2. Анализ института усыновления иностранцами детей – российских граждан 20
2.1. Специфика усыновления иностранцами детей – российских граждан 20
2.2. Проблемы, возникающие при усыновлении иностранцами детей – российских граждан 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях, когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства .
Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.
Семья для каждого ребенка играет важную роль в его жизни, являясь для него опорой и поддержкой. Именно семья формирует у ребенка мировоззрение и отношение к окружающим, подготавливая его к самостоятельной жизни. Но зачастую жизнь у детей складывается не с родительской поддержки, а с «борьбы на выживание», по не зависящим от них обстоятельствам, дети остаются одни без помощи родных и близких им людей. В настоящее время в нашей стране без родительской опеки остаются сотни тысяч детей из-за различных факторов, которые связанны с материальными и жилищными проблемами, смертью родителей, ростом вне брачной рождаемости. Конечно, в таких случаях защитить детей может только государство, закрепив в законодательстве ряд мер материальной поддержки молодых и многодетных семей, однако зачастую этого бывает недостаточно, поскольку люди просто не хотят брать чужих детей на воспитание, понимая, что не смогут дать им должного обеспечения и внимания. Но, несмотря на всю сложившуюся проблему, каждый из нас понимает, что у любого ребенка есть право воспитываться и жить в семье, несмотря на потерю родных родителей. Так, государство в свою очередь предусмотрело такие формы устройства детей в семьи как усыновление, опека и попечительство, и приемная семья.
К сожалению, институт усыновления является открытием не современного общества, а относится к одному из самых древних институтов, первые упоминания о нём были во 2-3 веке до нашей эры. Усыновление представляет собой юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются, тождественные отношения между родителями и детьми. В свою очередь семейное законодательство нашей страны предусматривает возможность усыновления детей не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами. Так, в последнее время, усыновление российских детей иностранными гражданами стало популярным явлением, в связи с этим проблема, поднятая в данной статье, является актуальной. Если говорить об истоках, то международное усыновление в России стало развиваться после распада СССР и падения «железного занавеса». В 1992 году усыновление детей иностранными гражданами было официально закреплено. Основным правовым актом в нашей стране, регулирующим усыновление, является Семейный кодекс РФ. В соответствии со статьей 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей . В отношении иностранных граждан, желающих усыновить российских детей, законодательство устанавливает очередность: в первую очередь дети должны передаваться на воспитание в российские семьи, либо их родственникам, во вторую гражданам РФ, постоянно проживающими за пределами РФ, а затем иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Законодательство не раскрывает полного определения понятия усыновление. В доктрине многие авторы не сошлись к единому понятию, раскрывая усыновление в своей трактовке. Например, Л. М. Пчелинцева, понимает под усыновлением юридический акт, который приравнен к рождению ребенка, а отношения, которые складываются между усыновителем и ребенком приравнивает к родительским . В. Т. Батычко рассматривает усыновление или удочерение как юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Г.Ф. Шершеневич понимает под усыновлением — лишь имитацию семьи, признание за посторонними детьми правового положения законных. Л.Ю. Михеева поддерживает данную точку зрения, раскрывая усыновление, как возникающую правовую связь усыновителей и усыновлённых только напоминая связь кровных родителей и детей .
Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения института усыновления иностранцами детей – российских граждан.
Предметом исследования являются специфика института усыновления иностранцами детей – российских граждан.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих институт усыновления иностранцами детей – российских граждан
Целью написания данной работы явилось выявление содержания института усыновления иностранцами детей – российских граждан.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Характеристика института усыновления иностранцами детей – российских граждан;
2. Анализ института усыновления иностранцами детей – российских граждан.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики об усыновлении иностранцами детей – российских граждан.
Методологическую основу написания составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания
Объем и структура данного курсоваяа определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Обобщив, можно сказать, что усыновление (удочерение) представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с установлением между усыновителем и усыновленным отношений, которые существуют между детьми и родителями.
Первенствующим международным документом, регулирующим вопросы усыновления, является Конвенция о правах ребёнка 1989 года. Так Конвенция закрепляет право каждого ребёнка, который лишён своего семейного окружения или который не может оставаться в таком семейном окружении, не способствующем его нормальному развитию, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь как передача на воспитание или усыновление в другой стране.
В последнее время в СМИ горячо обсуждаются проблемы, связанные с жестоким обращением усыновленными детьми иностранными гражданами.
Одной из причин данной проблемы можно выделить неусовершенствованный государственный контроль над соблюдением прав и законных интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами. В соответствии с законодательством, родители, усыновившие ребенка, обязаны представлять отчеты после усыновления. Но на практике часто происходит так, что усыновители данной обязанностью зачастую игнорируют. Причиной данного без контроля чаще всего бывает «независимое усыновление», суть которого заключается в том, что определенное частное лицо занимается сбором и оформлением документов на территории России и, несмотря на то, что в России посредничество при усыновлении запрещено, на практике они участвуют под видом лиц, сопровождающих иностранных кандидатов в приемные родители. Ярким примером является Надежда Фратти, которая помогла 600 российским детям, оставшихся без попечения родителей, уехать в приемные семьи в Италию, и четырежды признанной виновной Волгоградским областным судом в таком посредничестве.
Второй проблемой является вопрос подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка. В ст. 127 СК РФ предусмотрено, что прохождение такой подготовки является одним из критериев усыновителя. Но в статье предусматривается, что такая подготовка может быть проведена в стране, гражданами которого они являются. В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», которое регулирует некоторые особенности прохождения подготовки иностранных кандидатов в приемные родители, которые постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации. Однако каждый из нас понимает, что этого недостаточно, поскольку если бы усыновители проходили бы подготовку на территории России, они бы могли наиболее лучше проникнуться в российский менталитет, узнать культуру России изнутри, однозначно, это было бы большим плюсом в их будущих взаимоотношениях с усыновленным ребенком, поэтому данное положение не помешало бы учесть в российском законодательстве.
Также нельзя пройти мимо трагических событий, произошедших c усыновленными детьми в США, а в частности с принятием Закона «Димы Яковлева», которым был введен запрет на усыновление российских детей гражданами США. Душераздирающая история о том, когда отец усыновлённого ребёнка забыл его в машине на солнцепёке, что привело к гибели малыша, а суд оправдал такого «отца», не могла остаться вне обсуждения и принятие срочных мер со стороны российского законодательства. В ответ на такое решение американского суда Российская Федерация приняла Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2013 года. Данный Закон позиционировался многими российскими политиками, как ответ на принятый незадолго до этого в США «закон Магнитского», но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Закон «принимался на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского конгресса, но ни юридически, ни фактически он не связан с «законом Магнитского». И, к сожалению, всеми известный скандал с Димой Яковлевым является не одиночным случаем, усыновленные дети часто бывают предметом жестокого обращения, насилия, издевательства. Страны, в которых подобное происходят, закрывают на это глаза и встают на стороны защиты таких «родителей».
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что международное усыновление является важным фактором жизни современного российского общества. Существует немало проблем, которые требуют лаконичного решения. Несомненно, принятие новых законов, таких как закон «Димы Яковлева», помогут предотвратить проблему насилия в отношении усыновлённых детей. Создаваемая нормативно-правовая база института усыновления требует изучения причин, сущности и последствий нарушений в ходе усыновления иностранными гражданами. В целях защиты прав и интересов усыновляемых детей необходимо на международном уровне ввести дополнительные гарантии, так как все государства, без исключения, должны заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое исследование института усыновления иностранцами детей – российских граждан
1.1 Характеристика института усыновления иностранцами детей – российских граждан
Семья – одна из важнейших ячеек современного общества, способствующая социализации ребенка. Конституцией РФ в ч. 1 ст. 38 гарантирована ее защита государством.
В связи с различными жизненными обстоятельствами может сложиться ситуация, когда ребенок остается без попечения родителей, то есть фактически – вне биологической семьи. В таких случаях Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ ) в качестве приоритетного способа устройства ребенка предусмотрено усыновление (удочерение) ребенка в замещающие семьи не только гражданами России, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Несмотря на снижение процента усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, возникающие на практике проблемы требуют их законодательного урегулирования в целях предотвращения нарушений прав и законных интересов каждого ребенка, являющегося гражданином РФ.
Представляется, что реформирование в указанной сфере общественных отношений необходимо начать с ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления , дискуссии по которой ведутся с момента ее подписания Россией еще в 2000 году.
Ратификация указанной конвенции важна, прежде всего, в том аспекте, который возлагает на центральные органы, назначенные в иностранных государствах компетентными и уполномоченными осуществлять усыновление, обязанность контролировать сам процесс усыновления. Вместе с тем общеизвестно, что на сегодняшний день одной из насущный проблем, возникающих в результате усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами, является отслеживание их судьбы в принимающем государстве. Решению этой проблемы также будет способствовать ратификация указанной конвенции, возлагающая на соответствующие органы обязательства по контролю судьбы усыновленного (удочеренного) ребенка после его переезда в страну, гражданами которой являются усыновители .
Требуется внесение изменений также в ст. 165 СК РФ в части, касающейся усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами тех государств, с которыми заключены межгосударственные соглашения. Данное предложение в полной мере учитывает сложившуюся практику в области усыновления (удочерения), в силу которой наибольшее количество усыновлений (удочерений) приходится именно на те государства, с которыми такое соглашение, носящее двусторонний характер, подписано. На сегодняшний день это договоры с Италией , Францией и Испанией . Подобная практика существует и в странах ближнего зарубежья, а именно – в Республике Казахстан, ч. 5 ст. 84 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» которого прямо закрепляет положение о том, что усыновление детей иностранцами разрешается лишь гражданам страны, имеющей равнозначные с Республикой Казахстан международные обязательства в сфере защиты прав и интересов детей .
Помимо этого, следует запретить независимое усыновление, осуществляемое иностранными гражданами и лицами без гражданства самостоятельно, посредством прямого закрепления в ст. 165 СК РФ положения, согласно которому усыновление (удочерение) детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства возможно только через аккредитованные органы и организации. Даже учитывая тот факт, что усыновлений (удочерений), проводимых в независимом порядке не так много, а в некоторых регионах России подобная практика вообще отсутствует, рычаги воздействия в сфере контроля за условиями жизни усыновленных (удочеренных) российских детей при таком усыновлении (удочерении), практически отсутствуют, что существенно затрудняет получение соответствующих сведений об их жизни и воспитании. Стоит отметить и тот факт, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации действует большее количество представительств тех органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей, с которыми заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве в указанной области.
Кроме того, одной из проблем, возникающей на стадии судебного рассмотрения дела об усыновлении (удочерении) детей – граждан РФ иностранными гражданами, является установление содержания норм иностранного права.
Так, ст. 166 СК РФ обязывает суды устанавливать содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Возникает вполне резонный вопрос, каким образом это должен сделать судья, даже не владеющий языком, не говоря уже об официальных позициях по применению права в конкретном государстве .
Конечно, есть и другие пути установления содержания норм иностранного права. В качестве таковых СК РФ называет обращение за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечение экспертов.
Тем не менее, в результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Минюста, можно сделать вывод, что, по крайней мере, напрямую в них нет упоминаний о подобных функциях; отсутствуют в них и сроки, в течение которых министерство должно ответить на запрос суда и т.п.
Суд может обратиться с целью установления содержания норм иностранного права в другие компетентные органы. Но вопрос о конкретных органах, которые могли бы оказать содействие в установлении содержания норм иностранного права, остается законодательно неразрешенным .
Таким образом, в современном законодательстве способы установления содержания норм иностранного права хоть и закреплены, но не имеют действенного механизма реализации на практике, что свидетельствует о необходимости активизации работы в указанном направлении, в частности, путем детальной регламентацией процедуры обмена информацией о содержании норм права договаривающимися государствами в соглашениях о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) .
Представляется необходимым акцентировать внимание и на Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», норма ч. 1 ст. 26 которого позволяет по заявлению усыновителей прекратить гражданство ребенка Российской Федерации.
Во-первых, несмотря на то, что прекращение гражданства допускается только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства, в действительности гарантий этому нет. Связано это, прежде всего, с тем, что при вывозе ребенка из Российской Федерации, становится затруднительно выяснить, стал ли ребенок гражданином страны его усыновителей. Вполне вероятно, что может возникнуть риск того, что ребенок, гражданство России которого прекратилось, станет лицом без гражданства .
Во-вторых, указанное положение на практике приводит к тому, что отследить дальнейшую судьбу усыновленного (удочеренного) ребенка становится невыполнимой задачей для органов государственной власти, консульских учреждений и дипломатических представительств.
Указанное свидетельствует о необходимости внесения изменений в ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и изложении ее в следующей редакции: «1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению ребенка при достижении им возраста восемнадцати лет». Представляется, что указанное снимет ряд проблем, возникающих при усыновлении (удочерении) российских детей иностранными гражданами.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие усыновление (удочерение) детей – граждан РФ иностранными гражданами требуют определенной трансформации. Несмотря на то, что закон не может исчерпывающе регулировать возникающие отношения, необходимо стремиться адаптировать законодательство к динамично меняющимся условиям общественной жизни, в особенности, в сфере защиты прав и законных интересов детей.