Методика обучения русскому языку и литературному чтению Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Усвоение лексических понятий младшими школьниками при помощи языковой игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников
с использованием языковых игр. 5

1.1 Основные лексические понятия, изучаемые в начальной
школе. 5

1.2 Возможности использования языковой игры при усвоении
лексических понятий младшими школьниками. 11

Глава 2. Исследование уровня усвоения лексических понятий
младшими школьниками. 28

2.1. Изучение опыта учителей в формировании лексических
понятий у младших школьников при помощи языковой игры.. 28

2.2 Выявление уровня сформированности у младших
школьников лексических понятий. 33

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 35

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 41

  

Введение:

 

Надежным путем овладения
родным языком во всей полноте является богатый
словарный запас. Русский язык, как известно, состоит из больших по объему групп
слов. Это и многозначные слова, и синонимы, омонимы, антонимы, паронимы.
Обогащая собственную речь словами всех этих групп, говорящий учится владеть
словом свободно и легко; ознакомление с лексикологическими понятиями позволяет
человеку правильно и точно выражать свое мнение. Поэтому знания по лексикологии
имеют большое значение для формирования языковой личности, в том числе личности
младшего школьника.

Обработка элементов
лексики в современной начальной школе должна происходить прежде всего на основе
коммуникативно-деятельностного подхода, обеспечивающего изучение младшими
школьниками языка и речи в неразрывной взаимосвязи. Это означает, что
полученные теоретические знания, например, по лексикологии ученик должен уметь
применять практически, в конкретных речевых ситуациях, ведь сегодня приоритетно
речевое развитие младшего школьника. Именно на развитие речи направляет усилия
учеников и педагогов и Государственный стандарт начального общего образования,
и обновленные программы по русскому языку.

Необходимость
ознакомления младших школьников со словом, организации систематической
планомерной работы с целью усовершенствования словарного запаса детской речи
обосновали выдающиеся педагоги и методисты прошлого Ф. Буслаев, И. Срезневский,
К. Ушинский и т.д. В XX веке благодаря научным исследованиям М. Баранова были
уточнены цели и задачи словарной работы на уроках языка и чтения, разработана
типология упражнений лексического характера, методика их проведения. Сегодня
особое внимание ученых-методистов уделяется речевой направленности изучения
слова в начальном курсе русского языка, усовершенствованию коммуникативных
умений и навыков младших школьников как на уровне восприятия чужой речи, так и
на уровне создания собственных связных высказываний разных типов и стилей [3,
С. 32-34].

Итак, актуальность
избранной темы исследования мы видим в том, что усвоение лексических понятий с
помощью языковой игры способствует обогащению словарного запаса младшего
школьника, что в свою очередь является важнейшим условием развития ребенка как
языковой личности, формирования его языковой картины мира.

Проблема исследования:
специфика усвоения лексических понятий младшими школьниками при помощи языковой
игры.

Цель исследования: выявить
методы и приемы усвоения лексических понятий младшими школьниками при помощи
языковой игры.

Объект исследования: процесс
усвоения лексических понятий младшими школьниками.

Предмет исследования: языковая
игра как способ усвоения лексических понятий младшими школьниками.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные
лексические понятия, изучаемые в начальной школе.

2. Описать возможности
использования языковой игры при усвоении лексических понятий младшими
школьниками.

3.
Изучить опыт учителей в формировании лексических понятий у младших школьников
при помощи языковой игры.

4.
Практическая задача: выявить уровень сформированности у младших школьников
лексических понятий.

Методы исследования: 1.
Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация научных данных. 2.
Эмпирические: изучение опыта учителей, тестирование, анализ работ учеников.

Структура курсовой
работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный в данной
работе анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что
сегодня методисты в области начального образования, учителя-практики дают
довольно много полезных советов по поводу того, как проводить работу с младшими
школьниками по усвоению лексического материала, основных лексикологических
понятий, направляя усилия учащихся и на усвоение теоретического материала по
лексикологии, и на выработку у них практических умений и навыков использовать
синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова в собственной речи.

Рассмотрение возможностей
использования языковой игры при усвоении лексических понятий младшими
школьниками показало, что ее использование на уроках русского языка в начальной
школе будет способствовать усвоению учащимися лексических понятий, что, в свою
очередь, создаст условия для развития словарного запаса детей.

Отметим также, что нами
не было обнаружено довольно мало описаний опыта использования
педагогами-практиками языковой игры при организации работы по освоению
учащимися начальных классов лексических понятий. Однако, проведенный анализ
опыта учителей в формировании лексических понятий у младших школьников при
помощи языковой игры позволяет сделать вывод, что работа по усвоению учащимися
лексических понятий требует от педагога особого подхода, учитывающего
возрастные особенности младших школьников.

Проведенное тестирование
показало, что уровень сформированности у младших школьников лексических понятий
является недостаточным. Преобладает средний уровень.

Считаем, что эффективным
средством формирования лексических понятий у младших школьников может быть
использование языковой игры, которая способствовала бы более эффективному,
глубокому усвоению учащимися лексических понятий, поскольку призвана создавать
положительный эмоциональный фон и вызывать живой интерес учеников к изучаемым
категориям лексики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы обучения младших школьников с использованием языковых
игр

1.1 Основные
лексические понятия, изучаемые в начальной школе

Учитывая важность работы
над словом на уроках русского языка в начальных классах, многие ведущие
методисты в области начального образования, учителя-практики предлагают немало
полезных советов и наставлений по поводу того, как прорабатывать с младшими
школьниками лексический материал, основные лексикологические понятия, направляя
усилия учащихся и на усвоение теоретического материала по лексикологии, и на
выработку у них практических умений и навыков использовать синонимы, антонимы,
омонимы, многозначные слова в собственной речи.

Необходимость усвоения учащимися
младшего школьного возраста лексических понятий подчеркивают А. Бобчук, В.
Бутрим., К. Дидух, Т. Куклич, К. Пономарева, Н. Френкель и другие. «Работа
над исследованием лексического материала в начальных классах имеет огромное
общеобразовательное и практическое значение.

Изучение его расширяет
знание учащихся о языке, знакомит с единицей языка – словом, является основным
источником обогащения словаря учащихся. Изучение лексики развивает внимание
учащихся к значению и употреблению слов в собственной речи, воспитывает
потребность в подборе необходимого слова для точного выражения мысли, развивает
чутье языка. Из-за интереса к лексике воспитывается интерес к языку в целом» [3, С. 35].

В современной начальной
школе происходит становление компетентной личности, у учащихся развивается
способность свободно общаться на русском языке, пользоваться им в ежедневных
жизненных ситуациях. Учитывая это, как уже отмечалось, определяющим в обучении
учащихся начальной школы русского языка считается развитие речи. Поэтому усилия
педагогов должны быть направлены прежде всего на него, на поиск путей его
совершенствования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы