Курсовая с практикой на тему Устав муниципального образования г.Екатеринбург
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические и юридические свойства устава муниципального образования 5
1.1. Характеристика устава муниципального образования 5
1.2. Особенности содержания устава муниципального образования 14
Глава 2 Анализ применения устава муниципального образования г. Екатеринбург 26
2.1 Проблемы применения устава муниципального образования г. Екатеринбург 26
2.2. Рекомендации, направленные на повышение эффективности применения устава муниципального образования г. Екатеринбург 29
Заключение 32
Библиографический список 33
Приложение 38
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Прямым следствием децентрализации управления стали дезинтеграция единой системы экономики и самостоятельность субъектов экономических отношений, что потребовало выработки ими собственной социальной и экономической стратегии развития. Увязать разнонаправленные интересы субъектов экономических отношений в условиях рынка и направить их на решение стратегических задач обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий призвано программно-целевое управление, роль которого подчеркивается в Федеральном законе № 172ФЗ от 24 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Актуальность имеющихся проблем требует существенного увеличения качества стратегического управления экономикой и публичными финансами. Для того чтобы достичь целей социально-экономической политики и обеспечить общественный контроль за их реализацией, исполнение и формирование бюджета с 2013 г. осуществляется только на базе программно-целевых методов, гарантирующих зависимость между распределением бюджетных средств и реальными результатами их расходования по приоритетам муниципальной и государственной политик.
Особое внимание в деятельности органов местного самоуправления заслуживает местное нормотворчество, предполагающее разработку целого комплекса нормативных правовых актов, касающихся самых различных сторон организации и функционирования власти на местах, порядка решения конкретных вопросов местного значения и форм участия самих граждан в этих процессах. Особая роль в данном нормотворчестве принадлежит уставу муниципального образования .
Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, определяет предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.
В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты и осуществляется деятельность органов местного самоуправления.
Таким образом, актуальность исследования заключается в выявлении основ применения устава муниципального образования г. Екатеринбург
Объект курсовой работы – общественные отношения, формирующиеся, изменяющиеся или прекращающиеся на основании положений Устава муниципального образования г. Екатеринбург.
Предмет курсовой работы – совокупность правовых норм, регулирующих положения Устава муниципального образования г. Екатеринбург.
Цель курсовой работы – комплексный анализ положений Устава муниципального образования г. Екатеринбург.
В соответствии с целью курсовой работы определены основные задачи:
— дать характеристику устава муниципального образования
— изучить особенности содержания устава муниципального образования
— выявить проблемы применения Устава муниципального образования г. Екатеринбург
— сформулировать ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности применения Устава муниципального образования г. Екатеринбург
Аргументация выводов осуществлялись с применением расчетно-аналитических методов: системно-структурный; причинно-следственный, логико-структурный; аналитический; программно-целевой; статистических группировок и сравнений; экспертный.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования государственной и муниципальной политики
Во второй главе проанализированы нормы устава муниципального образования г. Екатеринбург
Заключение:
За годы, прошедшие с начала рыночных реформ, в стране сформировалась нормативно-правовая база и практика оценки целевых программ на всех уровнях территориального управления.
Применяемые способы оценки эффективности государственных и муниципальных программ не в полной мере отражают их воздействие на изменение социально-экономической ситуации в городе или регионе в целом.
В целях повышения эффективности программного управления действующие региональные и муниципальные положения о разработке и реализации целевых программ предлагается дополнить оценкой их влияния на показатели экономического и социального развития соответствующей территории с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена, определенного на основе реальных показателей, отражающих уровень и качество жизни населения и, как следствие, определяющих динамику численности постоянного населения страны, региона и города.
Главная особенность уставов — самодостаточность. Предполагается наличие в уставах всех необходимых для решения вопросов местного значения норм, в том числе и тех, которые конкретизируют конституционные, федеральные положения или прямо их цитируют. Другой отличительной особенностью является стабильность, что в свою очередь способствует стабильной деятельности других субъектов муниципального права.
Имеется возможным подытожить, что устав муниципального образования – это основной нормативно-правовой акт, своеобразная «малая конституция», свод правил муниципалитета, освещающий все сферы человеческой жизни, при этом подробно не регламентирующий общественные отношения. Устав задает курс, направление деятельности органам местного самоуправления для того, которые впоследствии, путем принятия уточняющих нормативно-правовых актов, смогут законно оперативно и эффективно решать вопросы местного значения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и юридические свойства устава муниципального образования
1.1. Характеристика устава муниципального образования
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 43 определяет систему муниципальных правовых актов, в число которых входит устав муниципального образования, обладающий высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам на территории конкретного муниципального образования.
Несомненно, что устав является тем правовым актом, который позволяет конкретизировать основополагающие принципы, закрепленные в федеральном законодательстве, регламентирующие нормотворческую деятельность органов местного самоуправления.
Устав муниципального образования, являясь правовым актом подзаконного характера, в первую очередь, не должен противоречить закону, и издаваться на его основании и во исполнение. Также устав имеет ограниченное территориальное действие, то есть территорию определённого муниципального образования.
В законодательстве подчёркивается, что устав, принятый представительным органом муниципального образования либо на сходе граждан и зарегистрированный в установленном порядке, должно иметь каждое муниципальное образование. А его принятие именно указанными субъектами правотворчества, говорит об отражении воли населения по вопросам осуществления местного самоуправления как непосредственно, так и через представителей на данной территории.
Устав муниципального образования должен быть включён в регистр муниципальных нормативных правовых актов в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, устав муниципального образования носит общеобязательный характер и в целях обеспечения верховенства федерального законодательства и реализации прав населения на осуществление местного самоуправления, подлежит регистрации, которая, по сути, подтверждает его юридическую значимость.
Будучи правовым актом высшей юридической силы на территории муниципалитета, устав в муниципальном образовании может быть приравнен к Конституции в Российской Федерации по сфере регулирования тех правоотношений, которые являются наиболее важными и значимыми.
Говоря о сущности устава, можно отметить, что он содержит в себе различные отраслевые положения, например, закрепляя нормы о муниципальном имуществе, конкретизируются предписания гражданского и земельного законодательства, наряду с собственно муниципальным. А, например, рассматривая особенности деятельности и ответственность органов местного самоуправления, обращаемся к конституционному, административному, уголовному, финансовому и иному отраслевому законодательству.
Анализируя содержание устава муниципального образования, прежде всего, можно выделить обязательные вопросы, закреплённые в нём, такие как:
1) наименование муниципального образования,
2) перечень вопросов местного значения,
3) порядок формирования и структура органов местного самоуправления,
4) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и некоторые другие.
В устав также может включаться ряд дополнительных вопросов относительно организации местного самоуправления, перечень которых устанавливается с учётом культурных, исторических или местных традиций в конкретном муниципальном образовании (например, особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти по вопросам передачи отдельных полномочий).
Законодательством предусмотрены муниципальные образования различных видов: городское и сельское поселение, городской округ, муниципальный район и другие. И в зависимости от их уровня проявляются отличительные особенности правовых норм, закреплённых в уставах. Например, такая форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления как организация территориального общественного самоуправления не будет предусмотрена уставом муниципального образования сельского поселения, численностью менее 100 жителей.
Особенности устава муниципального образования проявляются и в том, что представительные и исполнительные органы формируются на основе различных принципов и их взаимодействие на территории муниципалитета существенно различается³.
Устав, по сути, должен регулировать все сферы жизнедеятельности муниципального образования и при необходимости изменяться и дополняться в связи с меняющимися условиями жизни не только на территории данного муниципалитета, но и на территории субъекта Российской Федерации в целом. Это позволит наиболее эффективно реализовывать интересы населения в области осуществления местного самоуправления, а также профессионально решать задачи, стоящие перед органами местного самоуправления.
Таким образом, говоря о правовой природе и юридических свойствах устава, необходимо отметить его значимость как высшего нормативно-правового акта в муниципальном образовании и особое место во всей законодательной системе Российской Федерации. Его действие распространяется на территорию определённого муниципального образования. А содержание в части регулирования иных вопросов организации местного самоуправления существенно различается в зависимости от вида муниципального образования.
Учитывая особую значимость устава в системе нормативных правовых актов муниципальных образований, федеральным законодателем установлена его обязательная государственная регистрация, правовая природа и суть которой заключаются в следующем.
Во-первых, государственная регистрация придает уставу статус официального документа. Во-вторых, государственная регистрация включает проверку устава на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, проведение антикоррупционной экспертизы акта, что позволяет обеспечить его законность.
В-третьих, государственная регистрация уставов муниципальных образований способствует контролю за соблюдением прав граждан на территории муниципального образования.
Процедура принятия Устава (МПА о внесении изменений в Устав) установлена нормами статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131Ф3).
После принятия устава (МПА о внесении изменений в устав) глава муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее Федеральный закон № 97ФЗ) направляет документы на государственную регистрацию в регистрирующий орган в течение 15 дней.
В случае регистрации Устава или МПА о внесении изменений в устав, на основании статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97ФЗ глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Однако при проверке уставов (МПА о внесении изменений в устав) выявляются различные нарушения.
Так, типичными нарушениями и основаниями для отказа в государственной регистрации устава или МПА о внесении изменений в устав в соответствии с Приказом Минюста России от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований» являются:
1) противоречия нормам федерального законодательства.
Типичными нарушениями норм действующего законодательства, послужившими основаниями для отказов в государственной регистрации уставов и актов о внесении в них изменений, явились следующие:
несоответствие перечня вопросов местного значения, определенного в уставе, установленному Федеральным законом № 131ФЗ;
закрепление положений в ранее действовавшей редакции норм Федерального закона № 131ФЗ;
отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации находятся в компетенции представительного органа муниципального образования (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений).
2) нарушение установленного федеральным законодательством порядка принятия МПА о внесении изменений в устав.
Несоблюдение 30-дневного срока между днем официального опубликования (обнародования) проекта акта и днем рассмотрения вопроса о его принятии;
принятие акта при отсутствии кворума в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, подписано не уполномоченным на то лицом.
3) наличие в МПА коррупциогенного фактора широта дискреционных полномочий (наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления, например, полномочия, отнесенные к компетенции Думы, имеются в компетенции у Администрации).
На основании части 8 стати 9 Федерального закона № 97ФЗ принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
Основными проблемами приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством являются:
1. Динамичное изменение федерального законодательства по вопросам местного самоуправления.
В связи с многочисленными изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ и другие федеральные законы, поддерживать уставы в актуальном состоянии очень сложно.
Федеральным законом от 28.12.2016 № 494ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ, в соответствии с которыми срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, по общему правилу, не должен превышать шесть месяцев .
2. Отсутствие специалистов с юридическим образованием и, как следствие, низкое качество подготавливаемых и представляемых для государственной регистрации актов.
Как показывает практика, эффективность правотворческой деятельности органов местного самоуправления сельских поселений не всегда высока, поскольку у многих работников администраций нет достаточного опыта и квалификации для подготовки юридически грамотных уставов муниципальных образований.
Одной из проблем является отсутствие юридических знаний у специалистов сельских поселений.
Наблюдается низкий уровень юридической техники муниципальных правовых актов, поступающих в Управление для государственной регистрации: орфографические, технические, грамматические ошибки, опечатки, нарушения нумерации статей и их структурных составляющих, внутренние противоречия в тексте акта, дублирование норм.
3. Финансовые затраты муниципальных образований при внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Установленный федеральным законодательством порядок принятия уставов и актов о внесении в них изменений (опубликование проекта устава, акта о внесении изменений в устав, а также зарегистрированного муниципального правового акта) требует финансовых затрат муниципальных образований.
Размещение муниципальных правовых актов и их проектов на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» позволило бы сократить финансовые затраты муниципальных образований.
К сожалению, размещение муниципальных правовых актов на Интернет-сайте муниципального образования может быть только дополнительным источником опубликования муниципального акта к его обнародованию или опубликованию в печатном средстве. Муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, обнародованными (позиция Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
4. Несовершенство федерального законодательства, сложность и нечеткость его формулировок, наличие пробелов и коллизий. Например: во исполнение части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ до сих пор не принят федеральный закон, определяющий гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
статьей 7 Федерального закона от 31.05.1996 № 61ФЗ «Об обороне» определено, что органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны. Статья 27 вышеуказанного Федерального закона устанавливает ответственность органов местного самоуправления за невыполнение возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны. При этом согласно Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ вопросы обороны не отнесены к вопросам местного значения, более того, согласно статье 71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны находятся в ведении Российской Федерации.
5. Проведение муниципальных выборов и, как следствие, смена должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, занимающихся вопросами государственной регистрации уставов и актов о внесении в них изменений .
В связи с динамичным изменением федерального законодательства по вопросам местного самоуправления, а также длительностью процедуры внесения изменений в устав, обеспечение соответствия уставов действующему федеральному законодательству является проблемным для многих глав муниципальных образований.
Некоторые муниципальные районы области (например, Оричевский район, Слободской район) оказывают консультативную и практическую помощь главам поселений по разработке проектов уставов и актов о внесении в них изменений, но такое взаимодействие налажено не во всех муниципальных районах .
В целях повышения эффективности сотрудничества в сфере совершенствования муниципального нормотворчества необходимо улучшать взаимодействие между муниципальными районами области и поселениями, расположенными в границах муниципальных районов, направленного на оказание необходимой помощи органам местного самоуправления поселений.
Для решения указанных проблем в целях оказания методической, практической и консультативной помощи специалисты Управления осуществляют:
правовую экспертизу проектов уставов и муниципальных правовых актов
работу по самостоятельной разработке проектов уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (специалистами Управлений разрабатываются проекты, среди них модельный устав сельского поселения, который поддерживается в актуальной редакции);
проведение выездных семинаров совещаний «Дней юстиции» в муниципальных районах, на которых обсуждаются вопросы приведения в соответствие с федеральным законодательством уставов, а также проблемы применения отдельных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ;
направление информационных писем в адрес глав муниципальных образований об изменениях в федеральном и региональном законодательстве по вопросам местного самоуправления;
участие в проводимых Министерством юстиции по Кировской области видеоконференциях с главами муниципальных образований, на которых рассматриваются, помимо прочего, вопросы развития муниципального нормотворчества, подготовки муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, их принятия и представления на государственную регистрацию, типичные ошибки, допускаемые при подготовке муниципальных правовых актов .
Кроме того, Управлением проводится анализ причин отказов в государственной регистрации уставов и актов о внесении в них изменений, помимо этого постоянно размешается на сайте аналитическая, методическая и иная информация, касающаяся вопросов приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством. Данная информация размешается в сети Интернет на сайте Управления и может быть использована органами местного самоуправления при подготовке муниципальных нормативных правовых актов.