Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык. Литература

Курсовая с практикой на тему Устаревшая лексика в лирике А.С. Пушкина.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ 5
1.1 Отечественная историография устаревшей лексики 5
1.2 Основные понятия устаревшей лексики 14
2.3 Процесс и причины перехода лексики в пассивный запас 16
2.4 Функции устаревших слов в художественной речи 18
2 ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПОЭМАХ А. С. ПУШКИНА 20
2.1 Историзмы в поэмах А. С. Пушкина 20
2.2 Архаизмы в поэмах А. С. Пушкина 22
2.3 Функции архаизмов в тексте 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

  

Введение:

 

Читая произведения русских классиков, мы удивляемся художественному совершенству, богатству их языка, преклоняемся перед образностью выражений используемых авторами в их произведениях.
Язык не является чем-то устоявшимся, он живой: одни слова исчезают из обихода, другие появляются. Современного читателя привлекает язык ХІХ века, не только образностью и богатством, а и обилием слов, изображающих колорит той далекой и неизвестной эпохи.
ХІХ век – это время формирования русского литературного языка, в оформлении которого первостепенная роль принадлежит Пушкину. Современным людям зачастую не совсем понятны слова, которые использовались в тот период, но стали устаревшими в ХХІ веке.
Актуальность темы. Пушкин в своих произведениях при описании «давно минувших дней, преданий старины глубокой», использовал устаревшие слова для воссоздания реальной исторической обстановки и речи героев. Его произведения наполнены ярким, сочным, выразительным, простым, близким к подлинной народной речи языком. Изучение особенности пушкинской лирики, помогает оценить и понять лексику, ушедшую в пассивный запас слов, активизирует словарный современного человека, обогащает его и расширяет.
Исследованием устаревшей лексики и особенностями ее использования Пушкиным занимались лингвисты, литераторы и критики: Л. А. Булаховский, А. Н. Кожин, В. С. Бондаренко, Ю. С. Сорокин, В. Ф. Алтайская, Ю. С. Маслов, М. Г. Чхиквадзе, С. Д. Жордания, В. Ф. Белянская, К. А. Солиева, Е. В. Ковалева, Л. А. Шнайдерман, С. И. Ожегов, Н. В. Тощигин, Т. А. Дегтярева, Ю. Д. Дешериев, А. М. Селищев, А. Е. Супрун, С. Г. Собакин, Г. А. Качевская и др.
Объект исследования – устаревшая лексика в художественном тексте.
Предмет исследования – типология и функционирование устаревших слов в лирике А. С. Пушкина.
Цель работы – изучение устаревшей лексики в лирике А. С. Пушкина.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
– рассмотреть определение устаревшей лексики;
– определиться с классификацией устаревших слов (историзмы и архаизмы);
– выявить особенности функционирования исследуемых лингвистических единиц в лирике Пушкина;
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе исследования мы выяснили, что язык динамичен, он находится в процессе постоянного движения. Причем наиболее подвижной является лексика, которая постоянно изменяется, на смену старым словам приходят новые. Так происходит реакция на перемены в обществе. Названия предметов и явлений, которые выходят из обихода, не получая применения, выбывают из активного состояния в пассивное. Так образуется устаревшая лексика, в которой можно выделить историзмы и архаизмы.
Пушкин активно использовал устаревшую лексику в своем творчестве.
Рассмотренные нами поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава» и «Медный всадник» позволили раскрыть определенные особенности употребления историзмов и архаизмов в творчестве поэта.
Устаревшие слова представленные в поэмах, разнообразны: историзмы, определяющие социальный статус людей (боярин, хан, холоп, чернь, челядь), бытовые (терем, кафтан, тимпан, гусли, перо), военные (латы, кольчуга, булат, сабля, меч и др.), историзмы общественно-политического порядка (гетман, сердюки, челобитчик, порфироносный).
Основную часть историзмов составляют историзмы стилистического употребления – латы, кольчуга, меч, чашник.
Еще одну часть представляют так называемые историзмы времени, слова, которые стали устаревшими с точки зрения современного носителя языка: кучер, челобитчик, кафтан, перо.
Автор использовал данную лексику с целью воссоздания колорита ушедшей эпохи.
Кроме историзмов, в творчестве Пушкина обнаруживаем архаизмы, представленые в поэмах следующими группами:
 лексические архаизмы – око, десница, котомка, брашно, стогна, молвить, лобзать;
 лексико-фонетические – злато, град, копие, полнощный; акцентологические – призрак, музыка, холмы;
 лексико-словообразовательные – свирепство, державство;
 лексико-морфологические – пламень, сыны, листы
 семантические – остов в значении «скелет», муж в значении «деятель на общественном поприще».
Также среди архаизмов выделяются стилистические, составляющие значительную в количественном отношении часть: чело, перст, рать, брань и архаизмы времени: кров, сень, гривенник.
Анализируя функции архаизмов в поэмах, мы можем отметить следующее:
 в поэме «Руслан и Людмила» архаизмы способствуют созданию колорита эпохи Древней Руси и одновременно выступают средством создания иронии;
 в поэме «Полтава» они употребляются для воссоздания реальной исторической обстановки и как средство создания торжественного стиля;
 в поэме «Медный всадник» придают торжественное звучание речи.
Если обратить внимание на количественное преобладание устаревших слов, как историзмов, так и архаизмов стилистического употребления, то они преобладают в более ранних поэмах («Руслан и Людмила» и «Полтава»). Эта тенденция объясняется, во-первых, отдаленностью событий, описываемых в произведениях, от времени их создания, во-вторых, тем, что автор, создавая поэмы, находился под влиянием классической поэтической традиции, с характерным употреблением большого количества устаревших слов в стилистических целях.[12]
Можно сделать заключительный вывод о том, что использование устаревшей лексики в художественном произведении является мощным средством для воссоздания картин исторического прошлого, средством образности и выразительности, отражения чувств и эмоций героев произведения и авторского отношения к ним.
Таким образом, работа показала, что устаревшие слова, и в частности историзмы и архаизмы никогда не выйдут из литературного языка. Кроме того мы подтвердили, что роль Пушкина как писателя в процессе создания и обогащения современного языка, неоценима. Поэт мастерски акцентирует внимание на том, что каждая человеческая душа несет в себе признаки вечности и конкретной эпохи, в которой появилась на свет, жила и творила, сознательно выбирала духовно-эстетические ценности. Настоящего мастера выделяет умение при помощи слова показать оттенки, самые неуловимые струны человеческой души, правдиво изобразить острейшие моменты жизни общества и народа, вложить сердце в строки, которые возникают в подсознании.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ

1.1 Отечественная историография устаревшей лексики

Поскольку язык представляет собой сложную динамичную систему, то он находится в активном движении и развитии. Поэтому в научной лингвистической литературе всегда актуален вопрос о языковой изменчивости, представляющей собой постоянное качество языка. Процесс активности подтверждается постоянным развитием словарного запаса и является наиболее ярким свидетельством динамического характера языка.
Среди многообразия существующих форм и путей развития лексической системы, исследователи выделяют в качестве главных: образование неологизмов на основе уже имеющихся лексических и словообразовательных средств; процесс заимствования иноязычных слов, профессиональных и социальных жаргонов, территориальных диалектов; семантические изменения уже существующих слов.
Данный процесс развивается и в обратном направлении. В противовес обновления лексики, происходит архаизация ее отдельных лексических единиц (С. И. Ожегов [33], Л. А. Булаховский [9], А. Н. Кожин [26], В. С. Бондаренко [7], Ю. С. Сорокин [42] и др.). Все, изменения, происходящие в лексике, языковеды связывают с такими явлениями, как: возникновение новых слов; 2) уход старых; 3) изменением значений некоторых слов; (Е. М. Галкина-Федорук, В. В. Горшкова, Н. М. Шанский [15], Н. А. Мещерский [29], Б. Н. Головин [17] и др.).
Таким образом, одним из основных видов изменений словарного состава считается выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из активного употребления.
Проблемой архаизации занимались многие исследователи: В. Ф. Алтайская [2], Ю. С. Маслов [28]. Исследования также отражены в кандидатских диссертациях М. Г. Чхиквадзе [49], С. Д. Жордания [23], В. Ф. Белянской [6], К. А. Солиевой [41], Е. В. Ковалевой [25], Л. А. Шнайдерман [53]. В работах Н. В. Тощигина [47], Т. А. Дегтяревой [19], Ю. Д. Дешериева [21], А. М. Селищева [39], А. Е. Супруна [44], С. Г. Собакина [40], Г. А. Качевской [24] и некоторых других выражены отдельные замечания. Причем стоит отметить, что устаревшая лексика русского языка, не ограничивается в исследованиях временными рамками. Более того, большинство лингвистов сосредотачивали свое внимание не на тех архаичных единицах, которые активно использовались в русском языке XIX века или в языке художественных текстов в стилистических целях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы