Курсовая с практикой на тему Условия возникновения агрессивного поведения у детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 4
1.1 Эволюционный и социобиологической подход к объяснению детской агрессивности 4
1.2 Теории побуждений и их использование в научном обосновании агрессивности 7
1.3 Детская агрессивность как предмет психологического анализа 9
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 16
2.1 Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения 16
2.2 Результаты исследования: результаты исследования представляются в виде графиков и таблиц с подробным описанием полученных результатов 18
Вывод по главе 2 22
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 27
Введение:
Актуальность темы. Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, ведь проблема агрессивности детей и молодежи в современных условиях является актуальной как для общества в целом, так и для возрастной психологии. Психологи указывают на то, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и занимает одно из первых мест в девиантном поведении несовершеннолетних.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей очень высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Гипотеза исследования — психологические особенности агрессивности детей подросткового возраста заключаются в соотношении видов агрессии.
Объект исследования — проявления агрессивности у детей.
Предметом исследования являются условия проявления агрессивности у детей.
Цель этой работы — дать по возможности полную характеристику агрессии в детском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить эволюционный и социобиологической подход к объяснению детской агрессивности.
2. Рассмотреть теории побуждений и их использование в научном обосновании агрессивности.
3. Изучить детскую агрессивность как предмет психологического анализа.
4. Определить методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения.
5. Проанализировать результаты исследования.
Теоретической и методологической основой исследования стала общенаучная методология системного анализа развития личности в деятельности (Н.М. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические взгляды на развитие личности С. Костюка, динамический подход в исследовании психических состояний и черт личности (А.И. Анциферова), а также теоретические положения А.А. Реан, Т. Румянцевой, А. Бандуры, М.Д. Левитова, относительно природы агрессивности человека и ее проявления.
Методической основой курсовой работы являются современные методы научного познания, применение которых обусловлено содержанием и целью поставленных задач: теоретические, по анализу и систематизации отечественной и зарубежной литературы по проблеме агрессии, и эмпирические методы: опросник Басса — Дарки, проективный тест «Кинетический рисунок семьи».
Практическое значение состоит в том, что обнаруженные данные о психологических особенностях данного явления могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции преподавателями педвузов.
Структура курсовой работы и последовательность ее частей обусловлены объектом, целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав: в первой главе рассмотрены теоретические подходы к определению понятия агрессии, агрессивного поведения; во второй главе предоставлены материалы исследования агрессивного поведения детей и сделаны общие выводы; заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Итак, под агрессией следует понимать любую форму поведения, которая направлена на пренебрежение или обиду существа, не желающего подобного отношения к себе. Под агрессивностью понимается свойство личности, структура, которая является компонентом более сложной структуры психических свойств. Такое определение рассматривается как модель поведения, а не как эмоция или установка.
Агрессия — явление очень сложное и источником ее возникновения могут быть различные факторы и обстоятельства. Исследования ученых свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, в дальнейшей жизни переносятся на другие объекты и других людей, наделяя каждого особым стилем общения и поведением.
Какая — либо форма агрессивного поведения выступает средством решения определенных задач, вызванных определенными жизненными обстоятельствами, и значительно зависит от направленности потребностей, интересов подростка, его жизненных трудностей или проблем.
Следует констатировать, что в нашем обществе, к сожалению, сложилась полная зависимость ребенка от родителей, педагогов, общественных организаций. Коррекция агрессивного поведения подростка должна быть направлена, прежде всего, на устранение причины, вызвавшей такое поведение.
Чаще проявляется у подростков вербальная агрессия — выражение негативных чувств (споры, крики и т. д.) и словесные ответы (угрозы, нецензурная лексика, проклятие и т. д.). Это может быть связано с тем, что вербальная агрессия может быть как осознанной так и не осознанной. Например, когда один человек начинает кричать на другого, то другой человек начинает кричать тоже. Или когда подростки говорят друг на друга оскорбительные слова. Один подросток мог сказать обидное слово с целью — обидеть другого, а тот, кого обидели, пытается защитить свое оскорбленное Я.
Физическая же агрессия предполагает сознательное нанесение вреда, использование физической силы против другого лица.
Также не менее, чаще проявляется и косвенная агрессия. Агрессия, которая косвенным путем направленная на другое лицо (сплетни, оскорбительные насмешки и т. д.) и агрессия, которая ни на кого не направлена — взрыв эмоций, проявляя в крик, топанье ногами, битье кулаками по столу.
Именно в детском возрасте, можно часто заметить ничем не мотивированные реакции подростков на, казалось бы, незначительные, но справедливые замечания тех, кто их окружает. Основной причиной такого поведения является не только «тяжелый» возраст, но и серьезные недостатки в отношении к ним взрослых. Которые присутствуют в неуважении к личности ребенка или, наоборот, вседозволенности, в постоянном одобрении, потакании всем желаниям и прихотям. Именно дисгармоничны отношения между родителями и детьми определяют агрессивное поведение детей.
Вместо жалоб на агрессивность среды, падение нравов и моду на цинизм, следует сосредоточить внимание на том, что можем мы сделать для преодоления насилия среди детей и подростков. Следует помнить, что для работы с агрессивным ребенком, надо знать, по крайней мере основные теории. Именно теория дает ключ к пониманию какой-либо ситуации, в частности, с которыми сталкивается учитель на практической работе. Каждый случай работы с агрессивным поведением является уникальным.
Следует обратить внимание именно на ту среду, в которой воспитывается и развивается ребенок. На сегодня проблема именно с СМИ, откуда дети и наблюдают насилие. Это разные фильмы, мультики, также компьютерные игры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1 Эволюционный и социобиологической подход к объяснению детской агрессивности
В психологической науке агрессия чаще всего рассматривается не как эмоция, мотив или установка, а как модель поведения. Под агрессией следует понимать любую форму поведения, которая направлена на пренебрежение или обиду существа, не желающего подобного отношения. Под агрессивностью понимается свойство личности, структура, которая является компонентом более сложной структуры психических свойств. Такое определение агрессии рассматривается как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Она ограничивается сферой злых намерений в поведении. Агрессия предусматривает такие действия, в результате которых агрессор намеренно совершает зло своей жертве. Проявления агрессии у людей очень разнообразны. По мнению известного исследователя Басса, агрессию можно описать, используя три основных шкалы: физическая агрессия — вербальная, активная агрессия — пассивная, прямая агрессия -косвенная. Их комбинации дают восемь возможных категорий, в рамках которых и происходит большинство агрессивных действий [4, с. 115].
Были выделены следующие типы агрессии:
— физическая — активная — прямая (подростки бьют ногами человека, лежащего на асфальте);
— физическая — активная — непрямая (старшеклассники закладывают, замаскировав, петарды в туалете начальной школы);
— физическая — пассивная — прямая (ученики объявляют бойкот однокласснику отличнику);
— физическая — пассивная — непрямая (ученики отказываются выполнить распоряжение классного руководителя об уборке территории школы);
— вербальная — активная — прямая (ученик насмехается и унижает иноязычную ученицу);
— вербальная — активная — непрямая (девочка клевещет на свою одноклассницу);
— вербальная — пассивная — прямая (группа девушек распускает сплетни о своей однокласснице);
— вербальная — пассивная — непрямая (ученики класса знают, кто сделал вред, однако молчат, когда учитель несправедливо обвинил их одноклассника).
Агрессия — это не только прямое насилие над личностью и причинение физического страдания. Она имеет место и тогда, когда кто-то кого-то хочет подставить или выставить на посмешище. Поведение, направленное на лишение человека заслуженной похвалы, уважения, унижение его достоинства — также агрессия [11, с. 34].
Единой теории агрессии не существует. Есть несколько теоретических направлений, которые по-разному объясняют сущность и истоки агрессии. Основные из них:
Теория инстинкта. З. Фрейд считает агрессивное поведение врожденным. В ранних работах он доказывает, что человеческое поведение обусловлено инстинктом жизни — Эрос. Энергия инстинкта жизни (либидо) направлена на его сохранение и воспроизводство. А когда этому что-то препятствует, энергия инстинкта жизни пытается разрушить препятствие. Это и есть агрессия.
Позже З. Фрейд однако, изменил свое мнение относительно источника агрессии. Приметив ужасы первой мировой войны, ученый пришел к выводу о наличии еще одного основного инстинкта — смерти (Танатос). Человеческое поведение является сложным взаимодействием этих двух инстинктов. Постоянный конфликт между эросом и танатосом вызывает постоянную напряженность. Существуют механизмы, обеспечивающие движение разрушительной энергии Танатос наружу, предохраняя таким образом Я.
По З. Фрейду, агрессия человека врожденная и неизбежна — если энергия Танатос не будет направлена против других, то она будет разрушать саму личность. Если мы принимаем объяснения, что прогноз преодоления агрессии пессимистический. А способ снижения агрессии, следует из такого понимания ее сущности, которое надо искать среди способов разрядить внутреннее напряжение и, следовательно, уменьшить вероятность направления ее против других людей.