Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Условия ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности знакомства детей младшего школьного возраста с народным искусством 14
Глава 2. Практические аспекты по ознакомлению детей младшего школьного возраста с народным искусством 21
2.1. Констатирующий эксперимент 21
2.2. Формирующий эксперимент 26
2.3. Контрольный эксперимент 29
Заключение 34
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Актуальность. Каждый человек воспринимает наш мир по-своему. По словам немецкого философа Иммануила Канта, кто-то, заглядывая в лужу, видит в ней грязь, а кто-то замечает в ней отражение звездного неба. Конечно, в настоящее время среди нас находится больше скептиков, чем романтиков, но все же, каждый родитель старается так воспитать своего ребенка, чтобы он умел видеть прекрасное в обыденном мире. Задача каждого педагога – научить детей этому.
Одним из эффективных средств всестороннего развития детей принято считать народное искусство. В настоящее время народная культура имеет большое значение для развития общества, а также для духовного возрождения страны, исходя из этого, интерес к народным традициям является обоснованным и ярко выраженным.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей, знаний и умений (М.Н.Скаткин).
Развитие данных способностей следует начинать в младшем возрасте, когда происходит формирование личности.
В деятельности педагога имеет место быть проблема, связанная с несовершенством методик обучения народному творчеству с целью обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития личности.
Задачей педагога является выбор условий, при которых ребенок будет знакомиться народным искусством, а так же подбор эффективных методов и средств педагогической работы, в процессе которой будет происходить всестороннее развитие личности ребенка.
Исходя из этого, изучение условий ознакомления детей с народным искусством является актуальной.
Проблема исследования. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством, но нет четко выделенных условий ознакомления, которые были бы эффективными в педагогической работе, поэтому мы планируем подробно раскрыть данный аспект в нашей работе.
Объект исследования: народное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством.
Цель исследования: изучить особенности ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством.
Гипотеза исследования: для всестороннего развития детей младшего школьного возраста следует использовать средства народного искусства, соблюдая при этом следующие условия:
— целесообразный отбор средств народного искусства;
— систематическое использование средств народного искусства в педагогической работе с детьми;
— использование разнообразных методов и форм работы педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности использования элементов народного искусства в работе с детьми младшего школьного возраста.
4. Практическим путем установить уровень знаний народного искусства у детей младшего школьного возраста.
5. Представить эффективные условия ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством.
Методологической основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной, так же Прасоловой Е.Л, Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я, Рондели Л.Д, Мухиной В.С. и других.
Основные методы исследования:
— анализ и синтез научной литературы по проблемам исследования;
— обобщение и систематизация информации, полученной из методической и учебной литературы;
— методическая разработка процедур психологической диагностики;
— обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Этапы исследовательской работы:
— констатирующий;
— формирующий;
— заключительный.
Новизна работы заключается в следующих позициях:
– анализ и обобщение отечественных и зарубежных работ последнего десятилетия по вопросам ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством;
– проведение исследования по теме и определение эффективных условий ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством.
Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного искусства на уроках.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся темы нашего исследования, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития человеческого общества, востребованы люди творчески мыслящие, поэтому эстетическое воспитание играет немаловажную роль в развитии ребенка с ранних лет.
Младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель, который может заложить прочный фундамент эстетически развитой личности. Посредством эстетического воспитания учитель формирует мировоззрение ребёнка, ведь именно в этом возрасте формируется отношение к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
В наше время привлечь детей к восприятию искусства и творчества затруднительно, так как очень активно используются информативные технологии. Ребенку самостоятельно сложно познавать красоту окружающего мира, потому что музей и выставки они посещают очень редко.
Поэтому учитель призван приобщить и пробудить интерес детей к прекрасному.
Существуют много разных средств формирования эстетического воспитания, но нами было выбрано народное искусство, как наиболее яркий, доступный для восприятия младших школьников вид искусства. Тем более, что дети должны знать особенности своего национального искусства. Приобщение, к которому, как показывает практика преподавания, уделяется мало внимания.
Целью нашего исследования являлось изучить условия ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством. В ходе диагностического исследования нами были выявлено, что младшие школьники плохо знакомы с искусством нашего региона. Не владеют знаниями о народном искусстве, как более доступной для творчества. Для повышения уровня знаний в области народного искусства нами была разработаны и апробированы уроки для младших школьников 1 класса.
В результате проведенной работы мы получили положительную динамику освоения младшими школьниками декоративно – прикладного искусства средствами народного искусства. Количественный и качественный анализ повторного диагностического исследования позволил нам сделать вывод об эффективности апробации разработанных уроков. В итоге, учащиеся умеют распознавать уральскую роспись среди других, владеют знаниями об истории возникновения уральской росписи, освоили прием «двойного мазка» на доступном для них уровне, узнали на каких предметах быта применялась уральская роспись в прошлом, научились современной техники рисования акрилом.
Целевые установки реализованы, все исследования решены. Разработанные уроки могут использовать педагоги в своей педагогической практике.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с народным искусством

1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Исходя из психологического справочника учителя Л.М. Фридман, границы младшего школьного возраста это — 6-10 лет. Возраст 6-10 лет – время первых больших преобразований в жизни ребенка. В период младшего школьного возраста ребенок начинает своё психоэмоциональное и физическое развитие, которое даст ему возможность бесперебойного и систематизированного получения знаний [28].
Наивысшая точка детства – младший школьный возраст, так как в данный возрастной период ребенок ещё сохраняет много детских качеств. Этими качествами могут быть: наивность, непосредственность, легкомыслие. Но, в то же время, ребенок младшего школьного возраста уже начинает постепенно утрачивать детскую непосредственность в поведении, так как при поступлении в школу у него появляется другая логика мышления. При поступлении в первый класс, у ребенка кардинально меняется уклад жизни и интересы. Восприятие своего места в социуме тоже изменяется, что, следовательно, приводит и к трансформации социальной ситуации развития, так как ребенок уже оказывается на границе нового возрастного периода. В начале обучения в школе, ребенок приходит к осознанию своего места в мире социальных отношений. Происходит открытие новой социальной позиции – позиции школьника, которая связанна с упорством и усидчивостью и выполнением обязательной учебной работы.
По словам Л. И. Божовича, «в период младшего школьного возраста – ребенок находит в ценностей [1]. То, что было важно раньше, становится незначительным. Прошлые увлечения, утрачивают свою побудительную силу, на смену им приходят новые, более захватывающие и значимые. Наиболее важным видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. В школе ребенок накапливает не только новые знания и умения, но и приобретает определенный социальный статус. Те аспекты жизни ребенка, которые имеют отношение к школе (в первую очередь, оценки), оказываются первостепенными, а те, что связаны с игрой, — вторичными. Младший школьник с увлечением играет в интересующие его игры, и играть будет достаточно долго, но уже учебная деятельность, а не игра, становится наиболее значимой для ребенка.
Исходя из слов Л.И. Божовича, «Вхождение в учебную жизнь — это одно из важнейших событий в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо») [1]. Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Для разрешения этого конфликта между «хочу» и «надо» у детей есть несколько путей: – первый путь, «надо», – это путь вперед, где ребенок приобретает нормы, ценности и определенные обязательства; – второй путь, «хочу», – отступление на шаг назад. Та защитная реакция, которая характерна для ребенка младшего школьного возраста; – третий путь, «налево», используют только некоторые «рациональные» дети. Дети, выбирающие данный путь, прилагают все усилия, чтобы изменить «взрослые» установки — «надо» на «детские» установки — «хочу». Дети, идущие по этому пути, нередко открыто подвергают сомнению содержание взрослых норм. Подобное поведение выражается в протестах и капризах. – четвертый путь, «направо».
В свою очередь, тот ребенок, который выбирал данный путь, прилагает усилия к стремлению соответствовать всем тем «надо», которые следуют из конкретной ситуации [10]. Не всегда ребёнок доволен результатом своих усилий. Зачастую, дети, выбирающие путь «направо», склонны к глубоким эмоциональным переживаниям из-за сложившейся неудачи. У него возникают яркие, эмоционально окрашенные состояния. Его раздирают противоречия между самыми разными стремлениями, желаниями и хотениями» [10].
Также, Л.И. Божович считает, что «младший школьник, зачастую, не может и не хочет принять себя в сложной ситуации. Младший школьник прилагает усилия к изменению не внешнего мира, а своего внутреннего «Я». Это происходит для того, чтобы уйти от дискомфорта и включить механизмы психологической защиты. В данной ситуации, у ребенка также, могут возникнуть, как победы, так и неудачи [1].
В той ситуации, когда полученные в ходе взросления переживания останутся плохо осознанными и необъясненными, переживания могут породить психологические комплексы, которые присущи многим уже взрослым людям» [10]. Отсюда следует, что любая выбранная ребенком линия поведения, при неспособности соответствовать новым нормам и требованиям взрослых, ставит под сомнение его успешность. Начавший учебу в школе ребенок оказывается в зависимости от сверстников, учителей, оценок, уклада школьной жизни. При восприятий критики в свой адрес, ребенок испытывает дискомфорт (вплоть до физической болезни), и, впоследствии имеет предрасположенность к заниженной самооценке.
При начале процесса обучения ребенок становится субъектом, живущим в социуме, активно пользующимся его благами. Младший школьник теперь становится самостоятельной единицей и имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку [9]. Безоговорочная влиятельность взрослых со временем угасает, и, в подростковом возрасте начинает возрастать роль сверстников в жизни ребенка. Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится первостепенной, то с помощью её определяются те преобразования, которые характерны для ребенка на данном возрастном этапе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы