Курсовая с практикой на тему Условия логопедической коррекции детей с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития 5
1.1. Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР 5
1.2. Условия логопедической коррекции 13
Глава 2. Методические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития 19
2.1. Организация и подбор диагностического инструментария исследования 19
2.2. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей дошкольного возраста с ЗПР 23
Глава 3. Практические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития 27
3.1. Анализ результатов исследования 27
3.2. Реализация условий логопедической коррекции детей с задержкой психического развития 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 39
Введение:
Актуальность исследования.
Многие исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечали сложность и разнообразие дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.) ,
Исследования психики детей с задержкой психического развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание исследователей еще в прошлом веке. Т.А. Власова, Б.С. Любовский, И.Ф. Марковская, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова и др. изучили причины умственной отсталости, выявили особенности познавательной и эмоциональной сфер у детей с ЗПР.
Проблема умственной отсталости и трудностей в обучении этих детей является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей умственного развития детей с задержкой психического развития, по мнению В.И. Лубовского, «их важнейшей целью должно состоять не только в установлении факта недоразвития, но и в раскрытии личности проявления этого отставания».
Ряд исследователей (А.М. Прихожан, Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин и др.) считают, что состояние эмоциональной сферы и поведения детей с умственной отсталостью соответствует предшествующей возрастной стадии развития.
В условиях обучение ребенок с ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей. Это приводит к возникновению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается компенсировать в других сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой адаптацией во «взрослой» жизни и межличностным взаимодействием.
Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем.
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности. Также отмечается слабость его речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе усвоения учебного материала и определяют необходимость коррекционной работы.
При коррекции этих отклонений необходимо учитывать особенности детской деятельности, проявляющиеся во время уроков по любому предмету школьного курса. Во время работы дети указанной категории допускают дополнительные, не всегда адекватные операции, не пытаются найти рациональные методы работы. Дети с ЗПР затрудняются адекватно выразить словами выполненные действия и точное выполнение предложенных речевых инструкций.
Это приводит к тому, что дети продолжают совершать предыдущие ошибки. Их интерес к заданию быстро исчезает, особенно когда возникают трудности в работе, которые они не стремятся преодолеть.
Объект исследования: логопедическая коррекция детей с ЗПР
Предмет исследования: условия логопедической коррекции детей с ЗПР.
Цель исследования: изучить условия логопедической коррекции детей с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития
2. Проанализировать методические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития
4. Проанализировать исследование и реализовать условия логопедической коррекции.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, систематизация и математическая обработка данных.
Заключение:
Для детей с задержкой психического развития типичен ряд харак-терных особенностей, к ним относятся: эмоционально-волевая и познава-тельная деятельность, поведение и личность ребенка в целом, Множествен-ными изысканиями определены последующие главные особенности детей с задержкой психического развития – это высокая истощаемость, и как след-ствие чего, невысокая трудоспособность; неподготовленность чувств, сво-боды действия; небольшой резерв единых познаний и взглядов; неболь-шой лексический багаж. Так же дети с данной патологией отличаются низ-кой способностью умственной игровой работы. Понимание характеризует-ся замедленностью. В мыслительной деятельности наблюдаются сложности словесно-логических операций. У ребенка с задержкой психического раз-вития наблюдаются изменения всех видов памяти, они не имеют способ-ность применять дополнительные ресурсы с целью запоминания. Им ну-жен наиболее продолжительный промежуток с целью способа и обработки полученных данных.
Дети с ЗПР испытывают трудности при уходе за собой: одевании, за-стегивании пуговиц, кнопок, вешании одежды, мытье лица, шеи. Навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д. Элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в поме-щение с улицы , сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д. Навыки, от-носящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нит-ке, пришить пуговицу, сшить для куклы одежду, постирать для куклы и т.д. Уход за помещением: умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.
Для экспериментального исследования мы выбрали методику вклю-ченное наблюдение (по методике Н. И. Гуткиной). То есть, мы наблюдали, как дети старшего дошкольного возраста с ЗПР складывали свои личные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюде-ния было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания. Проводилось наблюдение за поведением дошкольни-ков в процессе употребления пищи. Были организованы мероприятия по уборке помещения группы. Проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.
Мы проанализировали особенности каждого ребенка и определили, что будем исследовать умения, которыми обладает ребенок, поведение де-тей в процессе самообслуживания, поведение дошкольников в процессе употребления пищи, навыки при уборке помещения, навыки в процессе ручного труда. Большое количество детей находятся на 3 уровне самосто-ятельности – трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совер-шенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельно-сти, воспитывать уверенность в себе. На втором уровне находятся 4 детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятель-ности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание тру-диться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.
В результате экспериментального исследования мы выяснили, что большое количество детей – трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
Многие дети владеют навыками, но не проявляют инициативы, не до-водящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца. Мы разработали коррекционную программу, благодаря которой, дети с ЗПР смогут успешно овладеть навыками самообслуживания и само-стоятельностью. Программа предусматривает использование интересных для детей форм занятий: игры и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты логопедической коррекции детей с задержкой психического развития
1.1. Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР
Термин «задержка психического развития» впервые предложил со-ветский психиатр Г. Е. Сухарева в 1959 г. Понятие «задержка психическо-го развития» у потребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы органической и функцио-нальной. [4]
Для осуществления помощи детям с задержкой психического разви-тия необходимо глубоко понимать специфические особенности их психо-логического развития на разных возрастных этапах. Клинические состоя-ния данного нарушения являются схожими с умственной отсталостью, общнм недоразвитием речи и педагогической запущенностью.
Задержка психического развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения центральной нервной системы, тяжёлые роды, неблагоприятное социальное окружение в котором воспитывается ребёнок, перенесённые ребёнком травмы в раннем возрасте. [4]
У детей с задержкой психического развития когнитивные процессы, развитие мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сфе-ры личности происходит замедленно и с отставанием от сверстников на 2 – 3 года. Задержка психического развития проявляется в неустойчивости эмоций, несформированности произвольной регуляции поведения и целе-направленной деятельности, повышенной истощаемости. У рассматривае-мой категории детей отсутствуют специфические нарушения анализатор-ных систем и грубые повреждения мозговых структур.
Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, пере-носить