Курсовая с практикой на тему Условия формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников на уроках математики 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2. Понятие самооценка и ее особенности у младших школьников 9
1.3. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста 15
1.4. Условия формирования самооценки и самоконтроля на уроках математики 23
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности самооценки и самоконтроля у младших школьников на уроках математики 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности самооценки и самоконтроля у младших школьников 37
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 51
Введение:
В условиях модернизации прогрессивной системы образования необходимым является особое внимание к развитию личностных качеств школьника. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя – является одной из ведущих задач общеобразовательной школы. Это придаёт значимость проблеме по формирования позиции активного участника в учебно-воспитательном процессе
Последнее требует сформированности у ребенка представления о себе и своих возможностях, умения оценивать особенности своей личности и свою деятельность объективно, принять роль ученика, верно выстроить собственные отношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки. Обеспечение компетенции научить учится становится возможным при решении основной задачи современной системы образования. Этой задачей является формирование сочетания универсальных учебных действий.
Поэтому, одно из направлений программы Федерального государственного образовательного стандарта является: критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ориентирован на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности, в становлении данных качеств особое значение имеет умение оценивать свою деятельность и свое поведение, что и является самооценкой и самоконтролем.
Личностью человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми и в процессе самосовершенствования. Обобщая мнения окружающих, человек разрабатывает свою собственную систему, вследствие которой осуществляется регулировка собственного поведения.
Особое внимание понятию самооценка и самоконтроля уделяли такие отечественные исследователи как: И.Ю. Самыгина, О.В. Хухлаева, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Н.С. Ефимова, В.С. Мухина и другие авторы.
В начальной школе ребёнок начинает выполнять различные виды деятельности, осознанно сравнивать себя с окружающими и начинает выстраивать отношения с одноклассниками, то становится очевидно, что наиболее подходящей порой для создания адекватной самооценки и самоконтроля, как важной части самосознания, является возраст с 6-7 лет до 11 лет.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Условия формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников на уроках математики».
Цель исследования: изучить условия формированию самооценки и самоконтроля младшего школьника на уроках математики.
Объект исследования: процесс формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.
Предмет исследования: условия формирование самооценки и самоконтроля учеников младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках математики.
Исходя из сформулированной цели исследования, определены задач исследования:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Теоретическое обобщение вопросов формирования самоконтроля у младших школьников является основой определения учебного действия контроля как обобщающего умения для осуществления самоконтроля в условиях развивающего обучения, которая является структурным элементом учебной деятельности, имеет рефлексивную природу, непосредственно влияет на осуществление учеником каждого акта этой деятельности путем осознания им принципов построения определенного способа действий, участия в его построении, проверке правильности использования этого способа в условиях усвоения теоретических понятий.
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС НОО, где напрямую указаны требования к формированию универсальных учебных действий обучающихся. Одним из компонентов регулятивных универсальных учебных действий является самоконтроль. Младший школьный возраст сензитивен к данному компоненту психического развития.
Младшие школьники, даже понимая, как необходимо осуществлять собственный контроль, не всегда могут успешно произвести действие самоконтроля. По этой причине их необходимо побуждать к самоконтролю, для того чтобы он был в их учебной работе, чтобы они пользовались образцом действия. Таким образом, нужно учить обучающихся самоконтролю.
Высокая результативность формирования навыка самоконтроля и самооценки у обучающихся достигается в результате применения таких способов обучения, как технология развития критического мышления, сингапурская методика обучения, беседа, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение и составление взаимообратных задач, решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий. По этой причине формирование самоконтроля и самооценки важно занять должное место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным.
На основании изученной литературы, мы сделали вывод о том, что формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников очень важно в современной школе и что целесообразно начинать данную работу уже с первого класса. Однако требования, выдвигаемые относительно неё очень тяжело соблюдать при работе с младшим школьным возрастом: у них ещё не сформированы эти умения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников на уроках математики
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
В разные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. В современной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 7 – 8 до 9 – 11 лет.
В настоящее время нижняя граница данного возрастного периода сместилась в связи с переходом к обучению детей с 7 лет и введением четырехлетней начальной школы. Поскольку, период младшего школьного возраста, совпадает с началом обучения в начальной школе, то соответственно границы устанавливаются с 7 – 8 до 9 – 11 лет.
Б. Т. Лихачев утверждает, что психофизические основы младшего школьного возраста, которые заложены еще с дошкольного возраста, позволяют теперь уже школьнику обратиться к накопленному опыту о мире. Дети младшего школьного возраста утверждают себя в окружающей предметной среде. Из-за противоречия или желания утвердить себя в определенной среде и незнанию ее — у ребенка возникает ведущая для этого возраста духовная потребность, многообразные познавательные стремления и интересы [20].
Накопление представлений является для младшего школьника не только духовным обогащением. Состояние собирательства фактов, ощущение себя в предметном мире есть нормальное условие полноценности его жизни. Богатство фактов в сознании ребёнка, приведение их в систему обеспечивают первоначальный уровень мировоззрения, эмпирического представления о мире. Одновременно, в результате удовлетворения познавательной потребности, накопления представлений и образов в психике ребенка осуществляется большая работа по осмыслению фактов, их сравнению и сопоставлению, созданию на их основе представлений и образов.
Согласно исследовательским работам Л. И Петровой, в младшем школьном возрасте отмечаются следующие новообразования – произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия. В этом возрасте ребенок учится сознательно ставить цели деятельности и достигать их, 9 он выбирает их уже не по привлекательности, а исходя из необходимости. Следовательно, он учится управлять своим поведение. Кроме того, он выбирает правильное решение, анализирует и сопоставляет результаты, планирует порядок проведения работ [27].
Согласно мнению Д. Б. Эльконина, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью детей становится учебная, а главным психологическим новообразованием данного возрастного периода являются внутренняя позиция ученика [37].
По мнению И. П. Подласова, мышление у младшего школьника развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и причинно-следственным связям. В этот период особенно велика роль учителя.
В младшем школьном возрасте происходит изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений со стороны взрослых, появление новой значимой фигуры в жизни ребенка — учителя, освоение нового вида 10 деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений с обществом [28].
По мнению Л. И. Петровой, в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Так же происходят изменения и в нервных процессах – возбуждение и торможение. Дети младшего школьного возраста в процессе обучения учатся контролю за своим поведением, так же увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиниться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, что увеличивает его самостоятельность [27].
По мнению В.В. Давыдова, в младшем школьном возрасте совершенствуется механическая память. Многие дети на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему [9].
Кроме того, отмечает особенность детей младшего школьного возраста в их безграничном доверии к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание ему. Характеризуя себя как личность, школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый. Самооценка ребенка в этот период взаимосвязана от оценок, которые они получает от учителя в процессе различных видов деятельности.
По мнению И. П. Подласова, становление личности детей младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. У детей младшего школьного возраста складываются социальные чувства, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь) [28].
В научных трудах Н. В. Бордовской и А. А. Реана отмечается, что межличностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо. Дети младшего школьного возраста проявляют более высокий уровень рефлексии, социальной ответственности, гибкости, способности словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения [4].
Кроме того, в этом возрасте появляются и первые споры с взрослыми. Младший школьник проверяет сказанное, пытается уже самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы, потому что вся предыдущая жизнь ребенка – это накопленный им лично индивидуальный опыт, а значит, и взаимодействие взрослого с ним должно быть строго индивидуально, именно с учетом этого опыта.