Курсовая с практикой на тему Условия формирования самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА.. 6
1.1.
Формирование навыка самоконтроля как педагогическая проблема. 6
1.2.
Педагогические условия развития навыка самоконтроля у младших школьников. 10
1.3.
Формирование навыка самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках
русского языка. 13
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1. 18
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА.. 19
2.1.
Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младших школьников. 19
2.2.
Программа по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского
языка. 26
2.3.
Рекомендации учителям начальных классов по формированию самоконтроля у младших
школьников на уроках русского языка. 29
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 47
Введение:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА.. 6
1.1.
Формирование навыка самоконтроля как педагогическая проблема. 6
1.2.
Педагогические условия развития навыка самоконтроля у младших школьников. 10
1.3.
Формирование навыка самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках
русского языка. 13
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1. 18
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА.. 19
2.1.
Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младших школьников. 19
2.2.
Программа по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского
языка. 26
2.3.
Рекомендации учителям начальных классов по формированию самоконтроля у младших
школьников на уроках русского языка. 29
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 47
Заключение:
В
ходе исследования были получены следующие результаты:
1.
Рассмотрен процесс формирования навыка самоконтроля как педагогическая проблема.
Под самоконтролем понимается совокупность компонентов сенсорной, моторной и
интеллектуальной деятельности, которые необходимы для оценки целесообразности и
эффективного планирования, осуществления и регулирования выполняемого трудового
процесса.
2.
Изучены педагогические условия развития навыка самоконтроля у младших
школьников. При этом следует учитывать положительную мотивацию учения,
пояснения приемов, систематический контроль педагога, взаимоконтроль.
3.
Проанализирован процесс формирования навыка самоконтроля у учащихся начальных
классов на уроках русского языка. Основными методами самоконтроля, которые
важно применять на уроках русского языка, являются: сверка с написанным
образцом; проверка по инструкции; устное комментирование; прогнозирование своей
будущей оценки; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и
коллективная проверка; составление вопросов для самоконтроля; выполнение
задания по алгоритму.
4. Выявлен уровень
сформированности самоконтроля у младших школьников. Диагностика уровня
сформированности самоконтроля была проведена с детьми младшего школьного
возраста в количестве 20 человек.
Опираясь на теоретические
исследования П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, Г.В. Репкиной и Е.В. Заики и
др., были выявлены и систематизированы критерии и уровни развития учебного
самоконтроля младших школьников. У
учащихся преобладает средний уровень развития самоконтроля.
5.
Представлена программа по формированию самоконтроля у младших школьников на
уроках русского языка.
6.
Представлены рекомендации учителям начальных классов по формированию
самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
Можно
сделать вывод, что систематическая
и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает
положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных
программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует
мыслительные процессы, формирует положительные черты характера личности
ребенка.
Таким образом, цель
работы достигнута. Задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Формирование навыка
самоконтроля как педагогическая проблема В
последние годы проблема самоконтроля является предметом психологических и
педагогических исследований. Самоконтроль является важным фактором,
обеспечивающим самостоятельную деятельность учащихся.
Цель
самоконтроля состоит в том, чтобы избежать либо обнаружить сделанные в работе
ошибки. Логично начать формирование учебной деятельности с формирования
самоконтроля, так как во многом самоконтроль является слабым звеном учащихся
[19, с.955].
Понятие
«самоконтроль» в качестве психолого-педагогического явления рассматривается в работах
многих авторов, педагогов и исследователей.
Понятие
«самоконтроль» в Словаре русского языка определено как «способность
контролировать свои действия» [46, с.345].
Другое
определение понятию самоконтроля представлено в словаре «Профессиональное
образование», в котором отмечено, что самоконтроль – это «осознанное
регулирование человеческих действий, состояний и намерений на основе сравнения
с некоторыми субъективными нормами и предложениями» [41, с.23].
Л.
И. Рувинский доказывает, что самоконтроль можно рассматривать в качестве
«свойства личности, необходимого этапа самовоспитательного процесса» [44, с.67].
Л.
А. Карпенко в Кратком психологическом словаре отмечает, что самоконтроль – это
«эффективная рефлексия и оценка субъекта на основе личностно-важных аргументов
и установок, которые включают сравнение, анализ и коррекцию отношений между
целями, средствами и последствиями своей деятельности» [25, с.123].
Н.
Д. Левитов считает, что самоконтроль – «акт умственной деятельности человека,
проявление и развитие сознания и мышления» [29, с.123].
Н.
И. Кувшинов отмечает, что самоконтроль – «сознательное регулирование и
планирование деятельности на основе анализа, который происходит в предмете
труда» [27, с. 107].
Наиболее
существенные черты самоконтроля, его структурные составляющие и акты умственных
действий, которые направлены на осуществление самоконтроля, можно увидеть в
работе И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона. Авторы отмечают, что самоконтроль – «вид
деятельности, который отражается в проверке поставленной задачи, практической
оценке рабочего процесса, коррекции его недостатков» [23, с. 10].
А.
С. Лында указывает на то, что самоконтроль – «качество личности, которое
связано с проявлением ею активности и самостоятельности» [32, с.123]. Функцией
самоконтроля признается самоуправление человеком своей деятельностью и
практические действия по сличению, самооценке, корректированию,
усовершенствованию выполняемой работы. При этом вырабатываются соответствующие
умения и навыки, идет развитие мышления и внимания.
Если
рассматривать понятие «самоконтроль» в широком смысле, то можно принимать во
внимание то, что самоконтроль регулирует усилия человека за счет проверки
своего труда, своих знаний, поведения и внесения соответствующих поправок. Это интеллектуальные,
двигательные и сенсорные составляющие процесса человеческой деятельности,
которые дают возможность отслеживать свои действия и результат данных действий,
исходя из поставленной цели и намеченного плана (путем сравнения, в сравнении с
ним), и на этой основе сознательно регулировать их.
В
ходе самоконтроля дается оценка целесообразности и эффективности процесса: исполнения
работы, составления и регулировки плана, внесения корректив. Отсутствие
коррекции значит незавершенность процесса самоконтроля, уменьшение его
эффективности и остроты самооценки.