Курсовая с практикой на тему Уровень тревожности у педагогов средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понятие о личности и психических
состояниях человека
1.2. Тревожность как психологический
феномен
1.3. Специфика профессиональной
деятельности педагогов средней
школы
Глава 2.
Эмпирическое исследование уровня тревожности педагогов средней школы
2.2. Анализ полученных результатов
Список использованной
литературы
Введение:
В современном мире, когда
жизнедеятельность переполнена различными переживаниями, различными аффектами, в
своей профессиональной деятельности человек часто сталкивается с таким
феноменом, как тревожность, который фактически означает то, что психическая
деятельность испытывает эмоциональные перегрузки вследствие различного рода
стресс-факторов (Ильин, 2016).
В настоящее время
проблема тревожности является актуальной. И в особенности среди педагогов средней
школы как представителей социального типа профессий, деятельность в рамках
которых характеризуется различными негативными переживаниями.
Данное исследование
посвящено изучению тревожности у педагогов средней школы. Актуальность и
значимость данной проблемы обуславливается с одной стороны, широкой
распространенностью феномена тревожности среди педагогических работников и его
негативным влиянием на их профессиональную деятельности, а с другой –
необходимостью профилактики данного негативного явления для того, чтобы
улучшить психоэмоциональное состояние педагогов (Зеер, 2008; Маркова, 1993).
Объект исследования – личность.
Предмет исследования –
тревожность у педагогов.
Цель исследования – выявление уровня тревожности у
педагогов средней школы.
Задачи исследования:
1. Провести
теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Оценить
уровень тревожности у педагогов средней школы с различным стажем
профессиональной деятельности.
3. Сравнить
и проанализировать особенности тревожности у педагогов средней школы в
зависимости от стажа их профессиональной деятельности.
4. Сформулировать
выводы по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: в результате исследования будет выявлена специфика
тревожности у педагогов средней школы с разным стажем профессиональной
деятельности.
Методы исследования. В нашей работе мы использовали
теоретические, эмпирические методы и методы статистической обработки.
Теоретические методы включали методы логического анализа
и синтеза информации, индукции, дедукции, историко-логический метод и др.
Эмпирические методы включали метод опроса и
тестирование, который предполагали использование психодиагностических методик.
Методы статистической обработки включали методы первичной и
вторичной статистической обработки данных.
Первичная
статистическая обработка данных предполагала расчет средних значений.
Вторичная
статистическая обработка данных включала расчет критерия U – Манна-Уитни.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем
основного текста работы без списка литературы и приложений составил 29 страниц.
Заключение:
Проведенное исследование
уровня тревожности у педагогов средней школы подразумевало осуществление
теоретического анализа изучаемой проблемы и ее эмпирическое изучение.
В результате
теоретического анализа было выявлено, что личность обуславливается наличием у
человека своего отношения к себе, другим людям и объективной действительности.
И данное отношение человек реализует с помощью деятельности. При этом психическое
состояние является самостоятельным проявлением психики человека, которое всегда
сопровождается признаками внешнего характера, имеющими динамическую форму, но
не принадлежащими к группе психических процессов или личностных свойств. Кроме
того, под тревогой обычно понимается субъективная характеристика психического
состояния, протекание которого зависит от свойств личности. Понятие тревожности
используется в психологии с тем, чтобы обозначить относительно устойчивые
индивидуальные различия человека в склонности испытывать данное состояние. И профессиональная
деятельность педагога средней школы обладает повышенной стрессовой нагрузкой,
его труд требует специфичных качеств личности специалиста по сравнению с
другими профессиями.
В результате эмпирического изучения была
выявлена специфика тревожности у педагогов средней школы с разным стажем
профессиональной деятельности. Педагоги с трудовым стажем от 3 до 10 лет
обладают лучшими параметрами самочувствия, активности и настроения по сравнению
с педагогами, имеющими трудовой стаж свыше 10 лет. Ситуативная тревожность у педагогов
с трудовым стажем свыше 10 лет выше, чем у педагогов с трудовым стажем от 3 до
10 лет.
Фрагмент текста работы:
Категория «личность» в
психологии изучалась и изучается многими авторами, но до сих пор единого мнения
о ее структуре нет.
Согласно ряду авторов,
личность есть абстрактное понятие, объединяющее в себе различные стороны
человеческой психики, такие, например, как эмоционально-волевая,
мотивационно-потребностная, когнитивная сферы, психические процессы и т.д. В то
же время по замечанию А.В. Петровского, некорректно в понятии личности отражать
какой-либо отдельный аспект функционирования психики индивида. Само понятие
личность имеет многогранное концептуальное значение, поскольку в себе содержит
различный спектр психических проявлений, которые определяют поведенческие
особенности человека в рамках различных жизненных ситуаций. Поэтому содержание
понятие личности является разнообразным и сложным. И это отразилось в
многообразии трактовки данного понятия как в отечественной, так и зарубежной
психологии (Личность: внутренний мир…, 1996).
В свою очередь, по мнению
А.Г. Асмолова, личность представляет собой особое человеческое качество,
которое формируется у индивида в процессе социализации по мере того, как
происходит усвоение человеком социальных и культурных норм общества при общении
с другими людьми и вступлении с ними в совместную деятельность (Асмолов, 2011).
Что касается философской
и психологической традиций гуманизма, то в этих концепциях в понятии личности
отражается ценность человека, а сама личность есть фактор развития общества в
целом (Аверин, 2009).
Приведем
еще определения личности, которые были даны отечественными психологами.
С
точки зрения А.Н. Леонтьева, личность представляет собой совокупность
социальных взаимоотношений человека, которые он осуществляет в различных сферах
своей жизнедеятельности. По А.Н. Леонтьеву личность является довольно поздним
продуктом длительного общественно-исторического процесса, а также формирования
человеческой психики в процессе онтогенеза (Личность: внутренний мир…, 1996).
Согласно
С.Л. Рубинштейну, личность по своей сути является совокупностью внутренних
условий, которые преломляют собой действие различных внешних факторов
(Рубинштейн, 2018).
Как отмечает Б.Г. Ананьев, под
личностью нужно понимать фигуру социального поведения и коммуникации (Ананьев,
2012).
По замечанию А.В. Петровского,
личность может пониматься как человек, который в своей сущности является
социальным индивидом, субъектом познания и реорганизации окружающего мира с
помощью разума, речи и способности к труду (Личность: внутренний мир…, 1996).
По Б.Д. Парыгину, личность является
неоднозначным понятием, в котором отражаются характеристики человека, делающего
его объектом и субъектом биосоциальных отношений. Понятие личности объединяет в
себе общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально-неповторимые
свойства человека (Личность: внутренний мир…, 1996).
С точки зрения А.В. Квасенко, личность является иерархическим психическим
образованием, состоящим из нескольких уровней. Данное психическое образование
оказывает доминирующее влияние на поведение человека в различных жизненных
условиях и ситуациях, а также на особенности построения им взаимоотношений с
другими людьми (Личность: внутренний мир…, 1996).