Курсовая с практикой на тему Уровень профессионального стресса и особенности копинг-поведения у руководящего состава УВО ВНГ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты, проблемы профессионального
стресса психологии 6
1.1. Понятие стресса зарубежной и отечественной психологии. 6
1.2. Копинг-поведение и его роль в преодолдении
профессионаьного стресса…………………………………………………………………………….14
Глава 2. Организация исследования влияния профессии на
особенности совладеющего поведения в профессиональном стрессе. 21
2.1. Методологическое обоснование гипотезы исследования. 21
2.2. Результаты исследования совладеющего поведения со
стрессом. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Актуальность темы. Стресс
в современном стремительно развивающемся обществе все чаще становится причиной
страданий и профессиональных заболеваний. Стресс на работе возникает из-за
высокой психической напряженности и связан с выполнением профессиональных задач
и функциональных обязанностей работником организации. Психологический стресс
проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивационно-волевых, поведенческой и
когнитивных сферах.
Профессиональный
стресс является объективной закономерностью многих видов труда и оказывает
существенное влияние на его эффективность, профессиональное становление и
личностное развитие субъекта труда, его профессиональное долголетие,
соматическое и психическое здоровье.
Рост интереса к
профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные
последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного
работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом.
Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность
физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на
сложную профессиональную ситуацию. Увеличивается требования к профессиональной
деятельности, повышается тревожность и это приводит к тому, что фоном жизни
становится страх, неуверенность в завтрашнем дне и агрессия, снижаются
адаптационные возможности психики.
Профессия сотрудников
национальной охраны предполагает риск для жизни и здоровья не только самого
сотрудника, но и для окружающих людей. Многие сотрудники оказались не готовы к
таким изменениям и в связи с этим, все чаще не способны противостоять стрессовым
ситуациям, демонстрируют низкую стрессоустойчивость.
Поэтому
изучение факторов ведущих к развитию специфичных проявлений стресса,
дезорганизующих деятельность и разрушающих психическое здоровье специалиста,
особенно руководящего состава, имеет особую важность для планирования и
проведения целенаправленных инноваций в данных видах профессиональной
деятельности.
Проблема стресса
на рабочем месте изучалась для различных видов деятельности.
Установлено, что подверженность профессиональному стрессу связана с самой профессиональной
деятельностью (В.А. Бодров, 2000-2007; А.А. Обознов, 1998).
К сожалению, проявление
совладающего поведения при стрессе в зависимости от профессии в научной
литературе явление не изученное, именно поэтому актуальность данной темы
становится еще более значимой.
Объект исследования – профессиональный
стресс.
Предмет исследования –
совладающее поведение в профессиональном стрессе.
Цель нашего исследования
– определить проявление совладающего поведения в профессиональном стрессе у
руководящего состава вневедомственной охраны.
Гипотеза исследования — мы предположили, что особенности стратегий совладения с
профессиональным стрессом взаимосвязаны с характером их профессиональной
деятельности.
Задачи нашего исследования:
1. Определить на основе
анализа психологической литературы
социально-психологические факторы, влияющие на уровень профессионального
стресса.
2. Составить методический
инструментарий, позволяющий определить особенности проявления совладающего
поведения в профессиональном стрессе у руководящего состава вневедомственной
охраны.
3. Провести исследование
влияния профессии на особенности совладеющего поведения в профессиональном
стрессе.
4. Разработать
практические рекомендации по преодолению профессионального стресса.
Для решения поставленных
задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
— теоретический анализ и
синтез научной литературы по теме исследования;
— эмпирические методы:
диагностика, наблюдение, опрос;
— метод математической
статистики (однофакторный дисперсионный анализ).
Научная
новизна исследования заключается в том, что:
— впервые выявлены особенности
совладающего поведения при стрессе у руководящего состава вневедомственной
охраны,
— в исследовании установлена
взаимосвязь между уровнем профессионального стресса и особенностями
совладающего поведения у руководящего состава вневедомственной охраны. Практическая
значимость. Результаты исследования могут быть востребованы практическими
психологами, работающими в производственных коллективах, руководителями
организаций, а также всеми кто интересуется данной проблемой.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, рекомендаций,
заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Стресс – это сильное
эмоциональное напряжение, спровоцированное давлением совокупности негативных
факторов.
В развитии
профессионального стресса ведущее значение имеют отрицательные эмоциональные
состояния, перенапряжения, обусловленные отрицательными эмоциями, конфликтными
ситуациями. В широком смысле профессиональный стресс понимается как реакция
субъекта на «угрозу», которая воспринимается дистантно, вызывает
соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является
запускающим процессом подготовки организма и личности к возможным последствиям.
Не «сила» стресса, не его объективная качественная характеристика, не реальная
ситуация окружающей среды как таковые, а оценка стимула, воздействия, ситуации,
психологическая оценка сигнала негативного, отвергаемого при невозможности
избавления от него являются определяющим фактором для классификации последующей
комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой.
Проанализированы виды служебной деятельности сотрудников
национальной охраны: оперативно-розыскная, уголовно- процессуальная,
профилактическая, диспетчерская, административно-надзорная и другие.
Осуществляя эту деятельность, они охраняют общественный порядок, защищают права
и свободы личности, обеспечивают безопасность дорожного движения, осуществляют
контроль за оборотом оружия и наркотиков, предупреждают, пресекают и раскрывают
преступления и административные правонарушения.
Выявлены специфические
психологические особенности деятельности сотрудников, среди которых
необходимость действовать в строгом соответствии с нормативно-правовыми
документами, пользоваться предоставленной властью в рамках закона, стресс,
постоянные эмоционально- волевых усилия, умственное напряжение, постоянное
общение с людьми разного возраста, различных профессий, статуса и положения при
производстве различных профилактических, следственных, оперативно-розыскных
мероприятий, перегрузки в работе и нехватка времени, познавательный характер
службы.
У
руководителей, наблюдается выраженная
эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания
(тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и
легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами.
У них присутствует чувство собственной неполноценности, затрудненность в
общении, социальная робость и зависимость.
По результатам методики совладающего
поведения, было выявлено, основное различие в приоритетном применении стратегий
совладания состоит в том, что у них превалируют «конфронтационный копинг», «дистанцирование»,
«бегство/избегание, включающее в себя отрицания проблемы, фантазирования,
неоправданных ожиданий, отвлечения.
В результате этих неадаптивных
психологических защит не реализуется в поведении отмеченная выше мобилизация
личностного адаптивного потенциала: она выражена только в когнитивных и
эмоциональных копинг-стратегиях, но слабо проявляется в поведенческих механизмах.
Следовательно,
мы доказали гипотезу исследования, действительно особенности
стратегий совладения с профессиональным стрессом взаимосвязаны с характером их
профессиональной деятельности.
Правильный выбор методов преодоления стресса способствует более
быстрому устранению стрессогенных факторов, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению
работоспособности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты, проблемы профессионального стресса психологии 1.1.
Понятие стресса зарубежной и отечественной психологии Изучение различных путей
и механизмов адаптации человека к требованиям профессиональной деятельности,
непосредственно связанной с проблемой стресса, на первый взгляд выглядело как
вполне естественное «прорастание» классических постулатов теории стресса Г.
Селье в сферу анализа важнейших форм человеческой деятельности. В то же время
рассматривается возможность прямого переноса понятийного аппарата,
разработанного школой Г. Селье [19]. Анализ конкретных ситуаций и явлений явно
ограничен разнообразием и сложностью реалий профессиональной жизни. В связи с
этим в прикладных работах понятия «стресс» и «адаптивная регуляция» стали
трактоваться очень свободно, только как общие ориентиры, что дало толчок
развитию исследований профессионального стресса, начавшихся на Западе в конце
1960-х годов.
К сожалению, пока нет
необходимости говорить о существовании общепринятого понятия стресса.
Формирование понятия профессионального стресса отражено в ряде его теорий и
моделей, которые существенно отличаются друг от друга, хотя в то же время они
каким-то образом дополняют и развивают друг друга. При организации обширного
материала современных подходов к изучению профессионального стресса мы в первую
очередь стремились выявить уникальность основных установок или
исследовательских парадигм, присущих каждому из подходов.
Если
присмотреться к калейдоскопу различных теорий и моделей, то можно выделить три
основных подхода к анализу профессионального стресса. Представители первого
подхода утверждают, что профессиональный стресс возникает в результате
несоответствия (или несовместимости) требований рабочей среды и индивидуальных
ресурсов работающего человека. А это,