Курсовая с практикой на тему Уровень доверия молодежи к политической информации в СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения доверия 5
1.1. Доверие как социологическая категория 5
1.2. Средства массовой информации и доверие 10
Глава 2. Политическая информация в СМИ как фактор влияющий на доверие молодежи к государству 14
2.1 Молодежь как группа воздействия для политики 14
2.2 Современные исследования доверия молодежи к политической информации в СМИ в социологии. 17
Глава 3. Исследование уровня доверия молодежи к сми 20
3.1. Описание процедуры исследования 20
3.2. Описание результатов исследования 20
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. 39
Введение:
Актуальность исследования. Политика неразрывно связана с историей человеческой цивилизации. Само это понятие распространялось и на общество в целом, для которого были характерны определенные религиозные, морально-этические воззрения, обычаи и традиции, жизненный уклад, определенные пищевые предпочтения, образ жизни и т.д. Одновременно, оно распространялось и на отдельного человека, когда термин «политика» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
Актуальность исследования связана тем, что в работе предпринята попытка анализа того, каким образом СМИ влияют на молодежь и каким образом СМИ добиваются доверия молодежи.
Историография исследования. В российской теоретической литературе есть много работ, посвященных молодежи и роли СМИ в освещении молодежной современной культуры. В данной связи особый интерес представляет работа «Молодежная культура и СМИ» , где затрагиваются вопросы влияния средств массовой информации на формирование духовности и культуры молодых россиян. Здесь приводятся данные исследования «Московская молодежь и СМИ», проведенного в 2001г., которое позволило выявить много негативных тенденций отрицательного воздействия средств массовой информации (особенно телевидения) на психологические установки молодежи, на ее нравственно-духовное начало, на рост агрессии и насилия среди молодого поколения жителей столицы. Здесь же опубликованы результаты исследования, проводившегося группой сотрудников факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (под руководством Я.Н. Засурского) в июле-декабре 2005 г. и посвященного роли СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи. Исследователи отмечали необходимость развития молодежных масс-медиа, которые призваны выполнять важную функцию социализации молодежи и служить посредником между ней и властью.
Объект исследования – доверие молодежи к СМИ
Предмет исследования – социальные детерминанты доверия молодежи к СМИ
Цель исследования – изучить доверие молодежи к СМИ
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
— изучить теорию влияния СМИ на социум
— изучить вопросы взаимного влияния СМИ и молодежной культуры в условиях глобализации;
— проанализировать, как молодое поколение воспринимает СМИ, что влияет на его восприятие
Методы исследования. В ходе работы были использованы исторический метод, методы систематизации и сопоставления, а также наблюдения и сравнения, изучения содержания публикаций в анализируемых газетах.
Новизна исследования обусловлена тем, что в работе проводится исследование социальных детерминант в восприятии СМИ молодежью.
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы при чтении спецкурса о СМИ и молодежной современной культуре, а также на семинарах.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
Заключение:
Цель исследования состоит в комплексной оценке факторов, влияющих на формирование доверия к СМИ у молодежи на основании результатов количественного и качественного анализа. В связи с этим в качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы рассматриваются социологические характеристики факторов, влияющих на восприятие СМИ молодежью и на доверие молодежи к СМИ.
Для реализации цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезы в выпускной квалификационной работе решались следующие исследовательские задачи:
— изучить теорию влияния СМИ на социум
— изучить вопросы взаимного влияния СМИ и молодежной культуры в условиях глобализации;
— проанализировать, как молодое поколение воспринимает СМИ, что влияет на его восприятие
В работе были использованы следующие методы социологического исследования: эмпирические методы: количественный метод эмпирического социологического исследования: опрос; качественный метод: интервьюирование.
В качестве базы исследования в ходе выполнения комплекса научно- исследовательских мероприятий в рамках реализации цели и задач выпускной квалификационной работы выступил сайт my.survio.com. Исследовательская выборка характеризуется 105 отвечающими на вопросы, выбранными спонтанно
Анкетный вопрос позволил обнаружить тот факт, что большинство представителей молодежи делают выбор СМИ на основании моды. Как правило, это были или семейные традиции или влияние двора или гордость города.
Исследование было представлено выборкой из 105 человек, преобладающее количество которых (74, 5 %) мужчины. Опрос по возрастной составляющей позволил определить, что большая часть представляет собой группу от 20 лет (83 %). В группе преобладают холостые (70 %). В преобладающем большинстве — это люди, имеющие высшее образование – 48, 6 % от общего показателя.
На основании анкетирования вырисовывается образ молодого человека, который доверяет СМИ, но доверяет по инерции, потому что таким образом поступают все. У респондентов нет представления о том, есть ли какие-либо правила отсева ненужной и манипулятивной информации, они их либо воспринимают, либо отвергают, они предлагают развиваться в русле правового поля, снижать градус агрессивности, но как именно – не представляют.
Иными словами, мы имеем дело больше не с осознанным восприятием реалии, а с модой и определенным мировоззрением, которое сформировалось под воздействием СМИ.
Таким образом, на основании анкетирования вырисовывается образ молодого человека, который доверяет СМИ, но доверяет по инерции, потому что таким образом поступают все. У респондентов нет представления о том, есть ли какие-либо правила отсева ненужной и манипулятивной информации, они их либо воспринимают, либо отвергают, они предлагают развиваться в русле правового поля, снижать градус агрессивности, но как именно – не представляют. Иными словами, мы имеем дело больше не с осознанным восприятием реалии, а с модой и определенным мировоззрением, которое сформировалось под воздействием СМИ.
Фрагмент текста работы:
Доверие сегодня становится одной из важнейших категорий выбора. Реальность в информационном обществе такова, что доверие сегодня рассматривается не как способ предоставления достоверной информации, но как способ обеспечения аудитории информации в определенном ключе и продвижения этой информации таким образом, чтобы обеспечить если не правдивую, то непротиворечивую информацию.
Доверие в социологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие считается основой всех социальных институтов.
Доверие – это совокупность представлений и настроений субъекта: отражающих его ожидания того, что объект будет реализовывать некоторые функции, способствующие увеличению или сохранению ресурсов субъекта; проявляющихся в готовности субъекта делегировать объекту реализацию этих функций .
Ю. В. Веселов раскрывает доверие со следующих позиций: «Доверие — весьма сложный и многогранный феномен, оно не существует в одном виде, всегда различное в разных ситуациях. Доверие может быть основано на чувстве: «…Это внутреннее чувство, выражающееся в том, что человек может идентифицировать интересы другого человека со своими собственными. Иными словами, если я кому-то доверяю, я могу полагаться на него, как на себя самого), так и на расчете; может быть определено верой (доверие) и уверенностью, основанной на знании. Доверие существует как индивидуальный феномен, зависящий от характера личности, и как социальная конструкция, создающаяся в социальных группах и организациях»
В современном обществе усиливается фактор неопределенности, приводящий к разрушению традиционных социальных структур, ранее выполнявших функцию поддержания стабильности социальных взаимодействий. В обществе модерна эта роль приписывается доверию. Оно рассматривается в качестве наиболее эффективного способа организации длительных взаимодействий в современной социальной системе, особенно в ситуациях пространственно-временных разрывов.
Доверие перестает быть характеристикой исключительно кровнородственных и дружеских отношений, трансформируется в системный феномен безличного доверия, базирующийся на социальных маркерах, а не на безусловном критерии принадлежности к роду. Уже в работах Г. Зиммеля, П. Блау особое внимание уделяется когнитивной компоненте феномена доверия, предполагающей возможность установления взаимодействий в условиях отсутствия опыта непосредственного общения.