Курсовая с практикой на тему Урок — основная форма организации обучения. Виды уроков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Современный урок: традиции и
инновации. 6
1.1. Урок как целостная система. 6
1.2. Основные формы, методы, этапы
организации современного урока. 10
Глава II. Методические аспекты
организации современного урока. 22
2.1. Подготовка учителя к
современному уроку. 22
2.2. Структура современного урока. 27
Заключение. 34
Список литературы. 36
Введение:
Меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной
формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее
«визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке,
который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в
становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Смена образовательный парадигм,
возрастание удельного веса самостоятельной активной познавательной деятельности
школьника как на уроке, так и вне его, принятие ФГОС, построенных на
формировании компетенций у школьников и универсальных учебных действий как
залога функциональности полученных знаний, обусловило необходимость пересмотра
данной формы на принципиально ином уровне.
Диктует необходимость и изменения и
модификации данной формы также потеря знаниями позиций абсолютной ценности, в
связи с возрастающими их объемами и открытостью, доступностью в виртуальном
пространстве. В этих условиях необходимо научиться каждому для себя определять
количество и качество получаемых знаний, их перспективность и пользу.
Поэтому основным предназначением урока
становится научить учиться, определять, опираясь на собственный потенциал,
возможности, цели и перспективы, объемы и характер получаемых знаний, умений и
навыков.
Современный урок выходит за рамки
традиционного его понимания, перестает ограничиваться определенными временными
и пространственными границами.
Проблемой анализа урока и его развития как
формой занимались педагоги на протяжении всего времени развития педагогической
науки: структурный состав урока, соблюдения дидактических принципов
рассматривался Я.А. Коменским, И.Г. Гербарт, А. Дистервег,
К.Д. Ушинским; на развивающий потенциал
урока в начальной школе впервые обратил внимание И.Г. Песталоцци; в теории
развивающего обучения урок преобразился в средство развития школьника (Л.С.
Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и другие); проблемность урока как подход
развитияю познавательной сферы личности широко представлен в трудах М.И.
Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др.; аналитический обзор урока Ю.А.
Конаржевского показывает многогранность и многоаспектность его понимания; о
личностно-ориентированном целеполагании и построении урока как индивидуального
образовательного маршрута школьника говорится в трудах Г.О. Аствацатурова, О.С.
Гребенюка и Т.Б. Гребенюк и т.д.
Однако, общий анализ современного урока на
стадии его динамического преобразования как формы рассматривается недостаточно.
В связи с этим представляется необходимым
рассмотреть такую тему как «Урок — основная форма организации обучения».
Современный урок – это, прежде всего,
урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности
ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения
знаний, для формирования ее нравственных основ.
Целью исследования
является систематизировать особенности современного урока как основной формы
организации обучения.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать
характер и направление изменений современного урока как целостной динамически
развивающееся системы;
2. выявить
возможности урока для решения новых задач, стоящих перед образованием;
3. Установить
условия и требования к эффективной организации современного урока (в
целеполагании, формах учебной деятельности на уроке, и т.п.)
Объектом исследования
является современный урок в контексте образовательного процесса.
Предмет данного исследования:
специфика урока, обусловленная изменениями в современном образовании.
Методологическую основу исследования
составили компетенстностный подход к содержанию современного образования,
личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса,
теоретико-методологическое обоснование урока как подвижной формы, выходящей за
рамки времени и пространства и выступающей ведущим условие как формирования и
развития личности.
Исходя из вышесказанного, определился
методический аппарат исследования, в который вошли
сравнительно-сопоставительный анализ, контекстный анализ, индуктивный и
дедуктивный методы.
Теоретическая значимость исследования
заключается в систематизации представлений об уроке как одной из современных
динамичных форм развития образовательного процесса.
Практическую значимость работы
определило то, что материалы, представленные в исследовании, могут быть
предложены бакалаврам, магистрам, учителям, с целью осмысления ими роли
современного урока и организации его на более высоком уровне
Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Среди многочисленных вопросов
совершенствования процесса обучения и воспитания квалифицированных рабочих один
из важнейших — совершенствование урока. В уроке в сложной дидактической
взаимосвязи аккумулируются цели, содержание, формы, методы, средства обучения.
По мнению М.Н. Скаткина, в уроке концентрируется если не вся, то значительная
часть педагогики.
Под уроком понимается часть учебного
процесса, ограниченная определенным отрезком времени и проводимая
преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня
подготовки. Для урока как формы организации учебного процесса характерны четкость
цели и содержания, неразрывность образовательных и воспитательных задач, выбор
наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное
сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная
четкость, руководящая роль преподавателя.
В отличие от «традиционного» «современный»
урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
При этой структуре система дидактических средств перестраивается, к уровню
самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования, их
познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый,
творческий характер. Между звеньями учебного процесса достигается органическая
взаимосвязь. Источником знаний наряду со словом преподавателя становятся
различные учебные пособия, самостоятельные наблюдения учащихся, практические
работы. Рост познавательной самостоятельности позволяет учащемуся занять
активную позицию в учебной деятельности. Для такого урока характерны гибкость
структуры, взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного
процесса. На уроке осуществляется синтез повторения и контроля ранее
пройденного с изучением нового учебного материала. Новый учебный материал не
только изучается, но и применяется и закрепляется на практике. Учащиеся
начинают работать самостоятельно уже на этапе изучения нового. Между
преподавателем, каждым учащимся и группой существует постоянная взаимосвязь.
Объяснение преподавателем нового учебного материала сменяется работой всей
групп, в процессе которой коллективные формы работы постоянно чередуются с
индивидуальной самостоятельной работой учащихся, и т.п.
Изменяются место и функции отдельных
методов обучения. Так, работа с книгой, которая проводилась, как правило, в
ходе закрепления, используется при изучении нового учебного материала. Беседа,
с которой начиналось изучение нового, теперь обобщает итоги самостоятельной
работы, просмотра кинофильма, работы с карточками-заданиями.
Лабораторно-практическая работа, которой завершалось изучение темы или
нескольких тем, может стать методом, с помощью которого начинается изучение
нового вопроса, и т.п.
Вместе с тем четкой грани между «традиционным»
и «современным» уроками нет. На практике уроку в большей или меньшей мере
присущи черты того или другого урока. Тип «современного» урока появился и
развивался на базе «традиционного» в результате его совершенствования.
Независимо от того, элементам какого типа урока отдается предпочтение,
организация учебного процесса должна обеспечивать высокий обучающий,
воспитывающий и развивающий эффект.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Современный урок: традиции и инновации
1.1. Урок как целостная
система
В современной педагогической литературе
существуют различные определения понятия «урок». Однако полным, на нашему
мнению, формулировка, предложенная В. А. Сластениным: «Урок – это такая
организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно
определенного времени руководит коллективной познавательной деятельностью
постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них,
используя средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в
ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и
духовных сил школьников» [21].
По мнению Г.М. Трофоновой, «урок есть
такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель
занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся
– с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для
достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями
учебной программы» [26].
О.А. Зиновенко для раскрытия сущности
урока считает полезным определить его в двух аспектах: относительно процесса
обучения в целом и как форму его организации. Рассматриваемый относительно
общего процесса обучения, урок есть основная форма обучения, определяемая
содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая
учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая
совокупным субъектом — учителем и учащимися. В организационном аспекте (второй
аспект) урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса
целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного
состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы,
методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки
времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе
обучения [9].
К основным компонентам урока как системы
относят:
— Содержание
учебного материала,
— Методы
и средства обучения, формы организации учебной деятельности учеников. Все они
находятся в тесной связи и определяются целью урока.
Существенное влияние на определенную
структуру урока и его композиции, а также на ход и результаты осуществляют
участники учебно-воспитательного процесса – ученики и учителя. От особенностей
каждого из них в значительной мере зависят и выбор приемов познавательной
деятельности, и производительность их реализации.
Для современного урока характерными
признаками являются:
— Гуманитарный
потенциал и гуманизация обучения;
— Вариативность
и гибкость структуры урока;
— Направленность
урока на личность ученика;
— Системный
подход к архитектуре урока и процесса обучения;
— Направленность
урока на главное — генерализация обучения;
— Полное
усвоение нового материала на уроке;
— Оптимизация
форм работы на уроке;
— Экономия
времени в школьном обучении [15].
Говоря сегодня о современном уроке, мы
выделяем три основные позиции: содержание – организация – стиль взаимоотношений
учителя и ученика.