Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Управление вниманием учеников на уроках экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА
1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………………………………………………………… 6

1.1. Особенности и виды внимания…………………………………………………. 6

1.2. Формирование и развитие внимания детей школьного
возраста….. 12

Выводы по первой главе………………………………………………………………. 16

ГЛАВА
2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ ПРИ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………………………………………. 18

2.1. Эмпирическое исследование…………………………………………………… 18

2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение………….. 22

Выводы по второй главе………………………………………………………………. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 29

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………….. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… 35

Приложение 1…………………………………………………………………………….. 35

Приложение 2…………………………………………………………………………….. 38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Изучение внимания обучающихся является
самой сложной психологической проблемой, интересующей специалистов разных
областей науки и практики. Среди всех психических процессов внимание занимает
особое место, так как является важным и включённым во все психологические
процессы личности. Внимание отвечает за чёткость мыслительной деятельности,
позволяющей сделать ее наиболее успешной. Хорошо развитые свойства внимания,
его организованность и произвольность – факторы, обеспечивающие успешность
обучения. Поэтому исследование условий повышения устойчивости внимания у
обучающихся представляет большой практический и теоретический интерес.

Одной из базовых психических
функций, которая способствует достижению всех предметных и метапредметных
планируемых результатов, является внимание. В настоящее время объем информации,
который воспринимают обучающиеся, резко возрастает. Владение вниманием,
выделение важного и «отсеивание второстепенного», помогает школьнику
ориентироваться в широком информационном поле. Следовательно, внимание является
неотъемлемой частью процесса познания.

Проблемой развития внимания
школьников в различных направлениях занимались ученые Л.С. Выготский [9-11],
П.Я. Гальперин [12-13], Н.Ф. Добрынин [16], О.Ю. Ермолаев [17], С.П. Зубова [19],
Т.К. Комарова [20], В.А. Крутецкий [20], С.С. Левитина [21], И.В. Страхов [25]
и др. В своих исследованиях указанные авторы приводят разные трактовки понятия
«внимание», раскрывают особенности его развития в младшем школьном возрасте,
рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших
школьников. Анализ последних исследований публикаций, в которых рассматривались
аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешимых
раньше частей общей проблемы. Аспекту развития внимания посвящено множество
научных исследований; данное понятие рассматривается с разных точек зрения;
имеет множество значений

Исходное
состояние проблемы. Курсовая работа посвящена обобщенным результатам
исследования, проводимого на базе общеобразовательной школы, позволяющего
оценить начальный уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости
внимания (методики «Расстановка
чисел» и «Оценка переключения внимания»). Большая
умственная нагрузка, продолжающаяся длительное время, угнетает состояние
психофизиологических характеристик организма, что приводит к снижению уровня
качественных и количественных показателей, в том числе внимания.

Поиск системы значимых
дидактических средств, способствующей развитию вниманию школьников, особенно
таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, — одна из
задач современной школы, в частности при изучении экономики с использованием
интерактивных технологий.

Объект
исследования – внимание как когнитивная функция личности. Предмет исследования
– управление вниманием школьников при изучении экономики.

Цель
исследования – выявить педагогические условия, позволяющие повысить устойчивость
внимания обучающихся в рамках освоения программы школьного курса экономики.

Гипотеза:
продуктивность, устойчивость и концентрация внимания повышаются при
использовании специально подобранных приемов и методов активизации интереса.

Задачи
исследования:

1. рассмотреть основные подходы к определению сущности
и классификации видов внимания;

2. выявить основные особенности формирования и
развития внимания детей школьного возраста;

3. провести эмпирическое исследование уровня развития
концентрации, устойчивости и переключаемости внимания при изучении экономики;

4. интерпретировать полученные результаты и
разработать рекомендации по управлению вниманием при обучении школьников
экономике.

Методы исследования: изучение внимания у обучающихся проводилось с
помощью методики «Корректурная проба» Б. Бурдона в 2020 году. Цель методики:
диагностика начального уровня развития концентрации, устойчивости и
переключаемости внимания.

База и выборка
эмпирического исследования. Базой исследования являлась
общеобразовательная школа. Выборка составила 25 человек – учеников 10 А класса
(из них 13 юношей и 12 девушек).

Структура и
объем работы. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования была определена
следующая структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая,
экспериментальная), заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внимание
в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить,
отбирать нужную информацию и т. д. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и
направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, а изменение
отношения к объекту выражается во внимании. Таким образом, хотя внимание и не
имеет своего особенного содержания, проявляясь в других процессах, однако и в
нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа.
Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на
котором сосредоточена познавательная деятельность.

Была достигнута цель исследования – выявить особенности внимания у
подростков.

Итак, были рассмотрены основные свойства и виды внимания,
определены соответствующие методики, было выявлено, что произвольное внимание является
основополагающей наряду с интересом к объекту или предмету. Преподавателям
важно понимать структуру психического развития и разбираться в ней для более
конкретизированной и ёмкой подачи материала.

В результате проведенного
исследования были выделены педагогические условия, способствующие развитию
внимания в образовательной деятельности старших школьников:

— знание педагогом основных психологических
закономерностей процесса усвоения учебного материала школьниками (в психологии
известна следующая закономерность: «Успех формирования мыслительного действия
зависит от сформированности операций, входящие в его состав»);

— грамотная организация урока: педагог обязан
найти оптимальный темп учебного процесса; однообразная, монотонная работа
быстро утомляет, поэтому необходимо разнообразить деятельность детей на уроке;

— создание условий для продуктивной,
самостоятельной и творческой работы школьников;

— соответствие заданий (или упражнений)
возможностям обучающихся; грамотное их сочетание в образовательной деятельности
школьников;

— для успешного овладения действием внимания
необходимо его развивать у школьников в течение 15-20 занятий, уделяя на каждом
занятии по 10-15 минут.

Полученные данные констатирующего эксперимента
позволили выявить психологические свойства внимания подростков (продуктивность,
устойчивость, переключаемость) и сделать вывод о том, что в классе преобладает
средний уровень продуктивности, устойчивости и переключаемости внимания, что не
может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом. Гипотеза
исследования, что у подростков в отличие от младших школьников, особенностями
внимания становятся более избирательным, существенно зависящим от направленности
их интересов, подтвердилась.

В
психологической практике повышение уровня функционирования внимания
осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и
групповые, в том числе в тренингах развития личности.  Основные рекомендации по развитию внимания в среднем
школьном возрасте направлены на развитие основных форм проявления внимания и развитие
таких свойств внимания, как продуктивность, устойчивость и переключаемость, а
также вовлечение школьника в познавательно-развивающую и творческую деятельность.

Таким образом, педагог в своей
профессиональной деятельности обязан реализовывать педагогические условия
развития внимания школьников, что ведет к результативности образовательной
деятельности детей. В теоретическом плане актуальной остается проблема о
взаимосвязи свойств внимания (устойчивость, переключаемость, объем,
концентрация, распределение) и операций из его состава. Например, зависимость
свойств внимания от сформированности операций, входящих в состав сравнения и
планирования. В методическом аспекте – обоснование дидактических возможностей
развития внимания в учебной деятельности детей; например, использование
интерактивных технологий в развитии внимания школьников при изучении экономики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1.
Особенности и виды внимания

Внимание
как психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на
определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других, как
способность выбирать важное и сосредотачивать на нем восприятие, мышление,
воображение – это всегда характеристика какого-то другого психического
процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения [15].

Внимание
обеспечивает человеку правильную ориентировку в окружающей среде и имеет
большое значение не только в успешном обучении и освоении образовательных
программ, но и в развитии самой личности. Особенности внимание значительно
детерминированы возрастом.

Внимание в исследованиях К.Д.
Ушинского трактуется как «дверь, через которую проходит все, что только входит
в душу человека из внешнего мира» [27, с. 22]. Произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо
объекте восприятия – такая трактовка внимания в трудах Г. В. Разумовской [24].
Н.Ф. Добрынин под вниманием понимает особый вид психической деятельности,
который выражается в выборе и поддержании основных процессов этой деятельности
[16, с. 112]. П. Я. Гальперин под вниманием подразумевает свернутое и
автоматизированное действие контроля [13, с. 8]. Б.Г. Ананьев рассматривает
внимание как сосредоточенность сознания на объекте [6]. Предложенное
определение предполагает качественную характеристику внимания; не обосновывает
механизм развития внимания, который необходим для организации образовательной
деятельности младших школьников.

Внимание как психическое
состояние трактуется В.И. Страховым

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы