Курсовая с практикой на тему Управление социальной сферой муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Основные положения теории управления социальной сферы 5
1.2. Современные тенденции развития социальной сферы муниципальных образований 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЩЕЛКОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Общая характеристика муниципального образования и социальной сферы Щелковского района Московской области 19
2.2. Анализ социальной сферы Щелковского района Московской области 24
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РАЙОНА 33
3.1. Повышение качества предоставления муниципальных услуг 33
3.2. Открытие портала учреждений культуры 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность исследования. Значимость социальной политики и ее социальной сферы трудно переоценить. Социальная политика является частью политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.
Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления опасна, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике процессов.
Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
Основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством.
Объект исследования – управление социальной сферой муниципальных образований.
Предмет исследования – управление социальной сферой на территории Щелковского муниципального района Московской области.
Целью работы является рассмотрение муниципального управления в социальной сфере на территории Щелковского района и выработка предложений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
1. Исследовать основные положения теории управления социальной сферы.
2. Исследовать современные тенденции развития социальной сферы муниципальных образований.
3. Описать общую характеристику муниципального образования и социальной сферы Щелковского района Московской области.
4. Провести анализ социальной сферы Щелковского района Московской области.
5. Выявить проблемы социальной сферы Щелковского района Московской области.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию функционирования социальной сферы района.
Методы исследования, применяемые в работе – в части теоретических исследований управления социальной сферой – изучение и анализ научной литературы; для исследования практики муниципального управления социальной сферой – применение методов анализа, синтеза, дедукции, экспертный опрос, графический и расчетный методы.
Структура работы состоит из введения, трех взаимосвязанных разделов, заключения и списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первом разделе проведено теоретическое исследование управления социальной сферой, позволило сделать выводы о том, что социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека. Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.
Основными проблемами состояния и развития социальной сферы является недостаток финансирования. Для решения проблем используются программно-целевой метод, позволяющий сконцентрировать финансовые средства для решения конкретных задач.
Также методом решения проблем в социальной сфере является использование механизмов муниципально-частного партнерства, путем реализации совместных проектов в социальной сфере.
Проведенный во втором разделе работы анализ социальной сферы Щелковского района позволяет сделать выводы о хорошем уровне качества жизни населения свидетельствуют демографические показатели, которые показывают рост численности населения, снижение уровня смертности, имеется большой миграционный прирост населения. В районе развивая социальная инфраструктура, в которую входят 95 учреждений образования, 200 спортивных сооружений, 26 учреждений культуры. Инфраструктура социальной сферы Щелковского района постоянно улучшается и развивается.
Анализ развития социальной сферы Щелковского района позволил сделать выводы о том, что органами муниципального управления многое делается для поддержания сферы и её развития. Растет обеспеченность учреждениями, реализуются программы строительства новых школьных и дошкольных учреждений, развивается сфера дополнительного образования. Большие средства вкладываются в осовременивание материально-технической базы социальных учреждений. Власти хорошо известны проблемы каждой из отраслей, определены задачи по их решению и разработаны дорожные карты.
При этом имеются проблемы, которым, по мнению населения Щелковского района, не достаточно уделяется внимание. Проведенный опрос населения о проблемах в социальной сфере позволил выделить проблемы, решение которых повысят лояльность населения к органам власти и улучшат функционирование социальной сферы Щелковского района:
1. Не достаточная информированность населения о работе учреждений социальной сферы, в частности сферы культуры;
2. Отсутствует возможность у населения для оценки работы учреждений социальной сферы.
Для решения выявленных проблем предлагаются следующие мероприятия:
1. для повышения доступности качества услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной сферы использовать систему оценки предоставленных муниципальных услуг;
2. в целях повышения массовости, привлечения населения к массовым мероприятиям, проводимым учреждениями сферы культуры, предлагается создание сайта учреждений культуры Щелковского района;
В третьем разделе работы предложены мероприятия по совершенствованию управления социальной сферой Щелковского района.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Основные положения теории управления социальной сферы
В обществе в настоящее время имеется множество социальных проблем: имеется снижение уровня жизни населения, проявляются негативные тенденции в состоянии здоровья населения, растет заболеваемость социально-обусловленными болезнями, сохраняется безработица, не до конца решены проблемы безнадзорности и защищенности детей и женщин, пожилых людей и инвалидов, а также других категорий слабо обеспеченных категорий населения.
Социальная сфера общества находится в первую очередь под ведением органов власти разного уровня. Из них наиболее близкими к проблемам общества являются муниципальные образования. Потому что именно на местном уровне совершенствование деятельности в социальной сфере имеет особое значение, поскольку на муниципальном уровне наиболее полно могут быть учтены социально-экономические, демографические, природные и экологические, культурные, особенности развития здравоохранения, сферы ЖКХ и прочие. Именно поэтому муниципальные образования играют важную роль в развитии социальной сферы территории, на котором оно расположено.
На территории муниципального образования социальная сфера представлена предприятиями всех форм собственности, деятельность которых связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, к которым относятся образование детей и взрослых, охрана здоровья, безопасность, защита малоимущих и социальная реабилитация, сфера культуры и досуга, сфера ЖКХ и прочие.
Именно на муниципальном уровне на социальные нужды направляется большая доля расходов в этой сфере, именно здесь главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы.
Бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми, но этих средств катастрофически не хватает даже на решение первоочередных проблем. Постоянная потребность в денежных средствах требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.
К основным задачам муниципальных органов власти по управлению социальной сферой относят:
— поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципального образования;
— разработка программ занятости и развитие мероприятий по организации общественных работ;
— оказание социальной помощи инвалидам и малоимущим, многодетным гражданам;
— оказание медицинских услуг населению путем использования механизмов социального страхования, через создание муниципальных медицинских учреждений (поликлиник, стационаров, больниц и профилакториев);
— подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий;
— проведение экологических мероприятий, санитарно-гигиенических мероприятий, поддержка мест массовых захоронений и пр.
При формировании социальной политики муниципального образования должны быть определены приоритеты, которые являются для местного сообщества наиболее неотложными и важными, требуют первоочередного решения.
Государственная и муниципальная политика в социальной сфере реализуется путем социального планирования и управления посредством реализации системы социальных программ и мероприятий, проводимых федеральными, региональными и местными органами управления.
Ключом к реализации социальной политики муниципального образования является разработка механизмов, позволяющих осуществлять социальное управление не только посредством предоставления денежных дотаций нуждающимся, но и путем выработки организационных условий для повышения доходов населения, развития самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.
На муниципальном уровне требуется конкретизировать способы, методы и механизмы для достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики, с учетом особенностей конкретной территории. Задача органов местного самоуправления, как уровня власти наиболее приближенного к населению, является организация работы по непосредственному предоставлению комплекса социальных услуг, которые обеспечивают условия жизни человека и его воспроизводство.
Для улучшения социального климата в муниципальных образованиях на основе региональных норм и нормативов, органами местного самоуправления могут быть разработаны местные социальные нормы и нормативы, которые учитывают специфику состояния социальной сферы конкретного муниципального образования.
В России в последние десятилетие принято множество федеральных законов, законом субъектов Российской Федерации, устанавливающих различные социальные льготы, многие и которых не обеспеченные достаточным финансированием. В этой связи актуальной является задача разумного ограничения общего количества социальных льгот, требуется разграничение социальных стандартов по уровням управления: на федеральные, региональные и муниципальные.
Значительное место в формировании и реализации соци¬альной политики в регионе принадлежит региональным орга¬нам государственной власти, которые имеют сферу совмест¬ного ведения по социальным вопросам с Российской Федера¬цией. В совместном ведении находятся общие вопросы воспи¬тания, образования, культуры, спорта, координация вопро¬сов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты и социального обеспечения. Вместе с тем существует разделение предметов ведения и полномочий в разработке и реализации социальной полити¬ки. В ведении Российской Федерации находится установле¬ние основ федеральной политики, осуществление федераль¬ных программ социального и культурного развития страны. К ведению федеральных органов государственной власти от¬носится принятие обязательных для всех федеральных зако¬нов и других нормативных правовых актов, регулирующих общие принципы социальной политики государства. Они ус¬танавливают минимальные социальные гарантии, разраба¬тывают, реализуют и финансируют федеральные социальные программы, определяют условия и порядок компенсации де¬нежных доходов и сбережений населения в связи с инфляци¬ей, формируют федеральные внебюджетные социальные фонды, финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.
Одновременно социальная сфера – ключевой объект контроля со стороны муниципальной власти. В первую очередь объектами контроля является решение проблем, проявившихся в этой сфере.
Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:
1) качество социальной жизни (решение проблем безработицы, проблемы миграционной политики, распределения социальной помощи, и т.д.);
2) образование;
3) здравоохранение;
4) общественная безопасность и поддержание правопорядка, профилактика правонарушений;
5) политика в сфере культуры и досуга.
Органы муниципального управления должны играть активную роль в решении социальных проблем, возникающих на подведомственной территории. Но из-за постоянной реструктуризации органов власти, недостатков финансирования, муниципальное образование не может в полной мере обеспечивать потребности социальной сферы.
Сегодня важным звеном социальной сферы является социальная защита и социальное обслуживание.
За последние годы органы социального обслуживания, работая в сложных социально-экономических условиях, внесли значительный вклад в поддержание социальной стабильности в государстве. В этом немалая заслуга принадлежит муниципальной системе социальной службы, которая посредством деятельности учреждений и предприятий социального обслуживания, находящихся в ведении местного самоуправления, при поддержке государственных структур осуществляет социальную работу.
В современных условиях реформирования, когда государство менее, чем когда либо, самостоятельно способно полноценно обеспечить социальную поддержку социально уязвимых, неблагополучных категорий населения, решение проблемы возможно путем реализации социальной работы, которую проводят наиболее приближенный к населению органы местного самоуправления.
Муниципальные отделы социальной защиты населения организуют точную адресную поддержку самых разных групп населения: пожилых и одиноких граждан, безнадзорных детей, инвалидов малообеспеченных семей, семей с детьми, лиц, подвергшихся насилию, лиц без определенного места жительства и др., кроме того организуется оказание помощи психологической, педагогической и медицинской молодежи с девиантным поведением и др.
Кроме того, на местном уровне реализуются социальные технологии, ориентированные на развитие самообеспечения, использование которых показывает положительные результаты.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.
Реализация муниципальной политики в образовании определяется в значительной мере уровнем работы муниципальных органов образования. В настоящее время структура муниципальных органов образования не регламентирована, поэтому она осуществляется в различных формах и зависит от бюджетных возможностей муниципального образования, имеющейся системы управления и сложившейся сети образовательных учреждений. На практике в муниципалитетах органы управления образованием образуются как отделы (комитеты, департаменты) образования в структуре местной администрации, и могут иметь статус юридического лица.
Главная задача муниципальных органов управления образованием состоит в реализации мероприятий федеральной программы развития образования, принятых государственных образовательных стандартов и функционировании учреждений образования на основе государственных нормативов.
Политика в сфере здравоохранения представляет собой совокупность целенаправленных действий, планируемых и реализуемых органами государственной власти. Государственная политика в сфере здравоохранения обязательна для всех уровней управления, а именно, для федерального, регионального и местного. Государственной политике в области охраны здоровья граждан подчиняются также государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения Российской Федерации.
Одной из целей регулирования сферы культуры является создание оптимальных условий для всестороннего развития, саморазвития, раскрытия талантов, дарований людей. Этому способствует сеть учреждений культуры и досуга.
Многие органы местного самоуправления сохранили материальную базу культурных учреждений, продолжает действовать сеть учреждений дополнительного образования и досуга детей и взрослых. Важным местом организации культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, и взрослого населения являются клубы по месту жительства, которые находятся максимально близко от места проживания, к тому же они доступны и открыты для свободного посещения.
Большинство инициатив по организации досуга детей и молодежи реализуются именно в клубах и центрах досуга по месту жительства. Многие негосударственные учреждения, общественные объединения, некоммерческие организации, работающие в сфере социально-культурной деятельности были созданы именно при этих клубах.
Таким образом, на уровне муниципальной власти реализуется комплекс мероприятий по поддержке и развития социальной сферы путем создания учреждений специального назначения, реализации комплекса социальных услуг.