Курсовая с практикой на тему Управление развитием системы образования на муниципальном уровне
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием системы образования на
муниципальном уровне. 5
1.1. Роль и функции системы
образования. 5
1.2. Специфика управления
развитием системы образования на муниципальном уровне. 10
Глава 2. Практические особенности управления
развитием системы образования на муниципальном уровне на примере муниципального
образования г.Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области. 16
2.1. Анализ управления развитием системы
образования на муниципальном уровне 16
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления
развитием системы образования на муниципальном уровне. 25
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
На современном этапе
развития в нашей стране система управления образованием характеризуется такими
тенденциями, как налаживание новых видов взаимоотношений между муниципальными,
региональными и федеральными органами управления образованием, практическим
разграничением полномочий, ответственности и компетенций между указанными
уровнями, продолжением децентрализации управления образованием, переходом от
государственной к общественно-государственной модели управления образованием.
В течение последних лет в
процесс муниципального управления развитием системы образования постепенно стал
внедряться принцип муниципализации, в соответствии с которым центр тяжести в
управлении образованием должен со временем переместиться на муниципальный
уровень. Такой процесс является одновременно сложным и необходимым в связи с
тем, что эффективное местное самоуправление, в том числе и в сфере образования,
становится одним из важнейших условий развития гражданского общества в России.
Объект
исследования в курсовой работе – система управления развитием системы
образования на муниципальном уровне.
Предмет
исследования — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
управления развитием системы образования на муниципальном уровне.
Цель курсовой работы – выявить
особенности управления развитием системы образования на муниципальном уровне.
Задачи курсовой работы:
—
раскрыть роль и функции системы образования;
—
изучить специфику управления развитием системы образования на муниципальном
уровне;
—
провести анализ управления развитием системы образования на муниципальном
уровне;
—
выявить проблемы и определить пути совершенствования управления развитием
системы образования на муниципальном уровне.
Теоретико-методологической
базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и
практиков в области управления сферой образования, регулирования отношений на
рынке образовательных услуг, муниципальной образовательной политики, а также
законы и нормативные акты РФ, закрепляющие правовые основы функционирования сферы
образования и отражающие ключевые направления муниципальной образовательной
политики. В процессе исследования применялись методы научной абстракции,
анализа и синтеза, индукции и дедукции, сопоставления и сравнения, а также
социально-технологический подход для решения обозначенных проблем.
Информационную
базу курсовой работы составила также отчеты российских организаций сферы
образования и муниципальных органов.
Теоретическая и практическая
значимость курсовой работы. Состоит в возможности
использования материалов и выводов работы в процессе преподавания курсов и
спецкурсов: «Система образования», «Государственное муниципальное управление».
Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления
науки по вопросам системы образования в РФ и ее особенностей.
Работа состоит из введения, двух
глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование
в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. В настоящее время
образование становится системообразующим фактором глобализации, задавая ей
определенный культурный вектор. Это проявляется в активных контактах российских
и зарубежных университетов, в совместных исследовательских программах и
проектах, в реализации программ стажировок преподавателей и студентов, в
привлечении к преподаванию зарубежных специалистов, в публикационной активности
российских ученых и профессорско-преподавательского состава в международных
информационных базах.
Россия, являясь одним из
основных участников интеграционных процессов глобализации, занимает особую нишу
в мировом образовательном пространстве как многонациональная и
поликонфессиональная страна. В связи с этим существует опасность, что процесс
глобализации, оказывая неоднозначное влияние на образование, может нанести
ущерб сохранению и развитию национальных ценностей и традиций, культуры и
языков. Процесс глобализации необратим, и российское государство неизбежно
должно интегрироваться в мировое образовательное пространство. При этом
необходимо учитывать, что отрицание старого новым необходимо осуществлять не
через уничтожение, как это нередко бывает в России, а через преемственность
лучших традиций отечественного образования.
2. Муниципальная система
образования представляет собой обособленную совокупность связанных между собой
образовательных и обеспечивающих процессов, а также управленческих решений,
реализуемых на рынке образовательных услуг на территории субъекта Российской
Федерации. Масштабы системы образования региона не всегда коррелируют с административно-территориальным
делением, однако даже при этом предполагается наличие общих целей, задач и
усилий со стороны всех участников, имеющих отношение как к системе образования,
так и к местным властям.
Основной задачей системы
образования на муниципальном уровне является повышение учебно-личностных и
профессиональных достижений выпускников, отвечающих ориентирам образования и
влияющих на инновационный характер развития региона.
3. Комитет по образованию
Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской
области (далее по тексту — Комитет) является муниципальным органом управления
образованием, самостоятельным структурным подразделением, отраслевым органом
Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
с правами юридического лица, осуществляющим полномочия (функции) по решению
вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4. Одними из важных
направлений в области совершенствования системы муниципального управления
сферой образования являются создание и применение новых технологий. Современная
реформа образования делает упор на внедрение новых действенных технологий
управления.
Эффективность управления
образованием на уровне муниципалитетов постоянно повышается за счет появления
современных методик. Органы власти стараются улучшать качество образования и
делать его еще доступнее. Основными направлениями в совершенствовании системы
управления образованием являются ее реструктуризация, реформирование процесса
управления, а также повышение уровня информационной культуры.
Таким образом, динамичные
изменения социально — экономических отношений требуют серьезной модернизации
образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно
отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы управления развитием
системы образования на муниципальном уровне
1.1. Роль и функции системы образования Образование является
одним из фундаментальных социальных институтов, осуществляющих передачу знаний
и практического опыта от одного поколения к другому на основе преемственности,
способствует формированию ценностных ориентаций и менталитета общества,
сохранению и развитию национальных и культурных традиций, социальных связей и
взаимоотношений между людьми в этом обществе.
Образование наряду с
другими социально-общественными институтами выполняет целый комплекс функций[1]:
1) образовательная функция заключается в формировании
необходимых когнитивных компетенций, фундаментальных знаний о мире, на которых
основывается экономика, производственные технологические процессы, наука и
культура;
2) воспитательная функция состоит в формировании
ценностно-жизненных установок, культуросообразных смыслов и представлений о
ценностях, идеалах, социально-нравственных нормах и соответствующего им
поведения и отношения человека к жизнедеятельности в социуме;
3) развивающая функция направлена на развитие
личностных качеств, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, активно-деятельностной
и социально-коммуникативной сфер личности, способствуя формированию ее
творческой активности, самоопределения и самореализации.
Кроме вышеназванных
функций, которые непосредственно определяют основные задачи в организации
образовательного процесса, выделяют аксиологическую функцию образования, связанную с
наличием в любом социальном институте системы базовых ценностей, принимаемых
всеми членами общества, а не только отдельной личностью; социализирующую
функцию, которая заключается в том, что образование должно обеспечить
стабильность государства на основе социализации всех его членов, способных к
отстаиванию своих социальных позиций, самореализации в различных социальных
ролях. Есть все основания рассматривать образование как феномен сохранения и
приумножения культуры, и в этом случае оно выполняет культурологическую
функцию, направленную на повышение уровня культуры общества и отдельной
личности на основе передачи национально-этнических культурных ценностей,
традиций и обычаев от старшего поколения к младшему, которому предстоит их
бережно хранить и обогащать.
На современном этапе
развития образования его определяющим императивом выступает экономическая функция, обусловленная внедрением рыночных механизмов в экономику страны, развитием
предпринимательства, с вхождением России в мировое экономическое пространство,
что декларирует новые требования к компетентности граждан, предоставление
качественных образовательных услуг, соответствующих потребностям рынка,
общества и государства[2].
Образование обеспечивает
также интегративную
функцию,
которая направлена на взаимодействие всех социальных институтов в осуществлении
государственной политики в области образования в интересах не только отдельной
личности, но и общества в целом. Современные модели образования разрабатываются
с учетом этих основополагающих функций, объединяющих в себе объекты,
события, связи, отношения, определяющих педагогическую действительность, а
также механизмы и технологии организации образовательных систем, реализуемых в
определенных пространственно-временных координатах. В связи с этим в область
научного знания вводится междисциплинарное понятие «пространство».
Пространственно-временной
подход как философско-методологическое обоснование системного анализа всех
компонентов образования позволяет рассматривать образовательную систему как
сложную, динамичную, нелинейную, с постоянно меняющимся характером связей и
отношений в ней. Такой подход позволяет определить образовательное пространство
как сложную интегративную категорию, в которой представлены все аспекты
функционирования и развития системы образования в разных образовательных
измерениях (глобальном, национальном, региональном и других). [1] Гайнутдинова Л.А. Роль системы образования в
формировании российской гражданской идентичности // В книге: Символ детства в
политике: от холодной войны к современности. тезисы научной конференции. —
2019. — С. 45-48. [2] Клячко Т.Л. Образование в России и мире. основные
тенденции // Образовательная политика. — 2020. — № 1 (81). — С.
26-42.