Курсовая с практикой на тему Управление природно-ресурсным потенциалом региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 6
Сущность, структура природно-ресурсного потенциала региона 6
Организационно-экономический механизм управления природно-ресурсным потенциалом региона 7
1.3. Роль государства в рациональном природопользовании 11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1. Общая характеристика и направления использования природно-ресурсного потенциала Мурманской области 17
2.2. Состояние минерально-сырьевого комплекса Мурманской области 18
2.3. Проблемы и перспективы минерально-сырьевого комплекса Мурманской области 22
2.3. Анализ и оценка ресурсообеспеченности Мурманской области учитывая экологические проблемы региона 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Формирование и специализация природно-ресурсного потенциала региональных хозяйственных комплексов являются одним из основных вопросов в реализации стратегии устойчивого развития регионов, определяющей наиболее эффективные направления решения задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Наличие и потенциал природных ресурсов в регионе определяют размещение производительных сил на данной территории формируют ее специализацию и определяют ее место в территориальном разделении труда. При этом содержание и темпы развития регионов зависят от условий производства и специфики использования природных ресурсов.
Природные факторы — одни из определяющих в материальном производстве и жизнедеятельности населения. По мнению экспертов, они включают природные условия и природные ресурсы. В настоящей курсовой работе рассмотрим природные условия и ресурсы, влияющие на социально-экономическое развитие территорий и их жителей.
В основе такого подхода лежит разделение природных факторов по природе их происхождения: полезные ископаемые, то есть минерально-сырьевые ресурсы, рельеф, геоморфологические и геологические процессы, земельные и климатические ресурсы, водные объекты, а также разные растительные, промышленные, сельскохозяйственные, непроизводственные ресурсы.
Существует ряд факторов, способствующих переводу части запасов природных ресурсов в природно-ресурсный потенциал регионов. Таким образом, развитие научно-технического прогресса способствует снижению текущих и инвестиционных затрат на добычу и переработку природных ресурсов в условиях появления новых технических возможностей.
Роль последних также велика в решении проблемы превышения темпов роста использования природных ресурсов по сравнению с их воспроизводством и восстановлением. Обоснование добычи и первичной переработки природных ресурсов должно осуществляться в условиях функционирования эффективных рыночных механизмов через регулятор «спрос — цена» и налоговую систему.
Рационализация использования запасов природных ресурсов, оправдываемая постоянно возрастающими потребностями общества, требует экономической оценки различной градации природных ресурсов по количественным и качественным параметрам.
Оценка потенциала природных ресурсов должна основываться на определении ценности имеющихся ресурсов природы, ущерба в результате неэффективного использования природных ресурсов, а также критериев эффективности и экологической безопасности для использования всего потенциала природных ресурсов. и его отдельные компоненты.
Стоит отметить некоторые аспекты, которые не учитываются в полной мере при оценке потенциала природных ресурсов: использование одного и того же ресурса в разных сферах деятельности, возможность взаимодействия между природными объектами, наличие разных вариантов. за интенсивность использования и применения технологий по отношению к ресурсу, используемому в рамках одного вида деятельности.
Мощный и разнообразный потенциал природных ресурсов регионов России, позволяющий обеспечить необходимые объемы внутреннего потребления и экспорта, имеет ряд особенностей, которые характеризуются как масштабные и сложные.
В курсовой работе приводятся результаты анализа экологической проблемы обеспеченности Мурманской области водными ресурсами, необходимыми для водоснабжения городов, промышленных и энергетических объектов. Актуальность темы определяется ожидаемым ростом промышленного производства, увеличением числа морских транспортных операций с использованием портов Мурманской области, ростом централизованного водоснабжения в городах и посёлках.
Предмет исследования: роль государственного регулирования природно-ресурсного потенциала и проблемы его рационального использования.
Объект исследования: природно-ресурсный потенциал.
Цель работы: изучение природно-ресурсного потенциала как одного из факторов развития экономики региона на примере Мурманской области, а также изучение и разработка рекомендаций по эффективному управлению им и его рациональному использованию.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить ряд задач: рассмотреть теоретические аспекты природно-ресурсного потенциала региона; рассмотреть организационно-экономический механизм управления природно-ресурсным потенциалом региона; проанализировать современное состояние и оценка природно-ресурсного потенциала на примере Мурманской области.
Методы исследования: эмпирический (сравнение) и теоретический Структура курсовой работы представляет собой введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Мурманская область расположена на северо-западе РФ. Почти вся территория находится за северным Полярным Кругом и располагается на Кольском полуострове. Омывается водами Баренцева и Белого морей. Граничит с Норвегией, Финляндией, Республикой Карелия. Согласно Уставу и Закону Мурманской области «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области», Мурманская область объединяет административно-территориальные единицы в виде 6 городов областного значения, 5 закрытых административно-территориальных объединений (ЗАТО) и 6 районов.
На территории Мурманской области расположены три морских порта. Основным портом региона является морской порт Мурманск, расположенный в акватории Кольского залива. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в западном секторе Арктики круглогодичной. Два порта — Кандалакша и Витино расположены в южной части Кольского полуострова в акватории Кандалакшского залива.
Мурманская область является одним из самых урбанизированных регионов Кольского Севера. В области действует около 170 предприятий, что обусловливает целый ряд экологических проблем. Основными отраслями промышленно производства и соответственно основными источниками загрязнения окружающей среды являются: добывающая промышленность, предприятия энергетического комплекса, военные и военно-промышленные объекты, портовое хозяйство, бытовые стоки и отходы.
Оленеводство — одно из немногих здесь видов сельскохозяйственного производства. Роль северного оленя в биологической системе тундры и лесотундры трудно переоценить. С сокращением его поголовья вся система, очень хрупкая в этих широтах, постепенно будет деградировать и превращаться в полярную пустыню.
Для Мурманской области проблема ресурсообеспеченности водными ресурсами, в том числе подземными, является актуальной. Мурманская область является регионом с довольно большим водным потенциалом. На территории области расположено более ста тысяч озер, насчитывается несколько тысяч рек и ручьев. Богата Мурманская область и подземными водными ресурсами.
Эти воды играют важную роль как в жизнедеятельности человека, так и в промышленном производстве. Мурманская область является регионом с развитой промышленностью, которая негативно воздействует на водные объекты посредством загрязняющих выбросов и сбросов. Это может приводить к просачиванию загрязнений в подземные воды. Именно по этой причине проблема ресурсообеспечения Мурманской области водными ресурсами, в том числе подземными, является весьма актуальной.
Мурманская область имеет высокий потенциал горнопромышленного комплекса по широкому спектру рудных и нерудных полезных ископаемых, тем не менее существует ряд проблем, решение которых позволит значительно расширить и улучшить структуру минерально-сырьевой базы региона. Вместе с тем, сырьевая база некоторых металлов имеет значительный резерв, использование которого требует от недропользователей не только проявление инициативы по части внедрения новых технологий, но и вложение значительных средств. Это проблема обогащения руд с низкими содержаниями металлов. Наиболее актуально это в отношении таких металлов, как железо, титан, редкие и рассеянные элементы, нефелиновые руды.
Минерагенический потенциал региона позволяет прогнозировать на кольской земле новые нетрадиционные виды минерального сырья: коренное золото (Колмозеро-Воронья), алмазы Терского берега и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
1.1. Сущность, структура природно-ресурсного потенциала региона
Всё большее число природных компонентов природы (растительность, горные породы, почвы и т.д.) становятся природными ресурсами. Природные ресурсы — силы и компоненты природы, которые используются (или могут использоваться) человеком в хозяйственной деятельности.
Природно-ресурсный потенциал региона — совокупность природных ресурсов региона, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса [16].
В современных условиях природно-ресурсный потенциал (ПРП) выступает и материальной основой регионального (национального) хозяйства, и крупнейшим нейтрализатором глобальных нарушений окружающей среды.
Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.
Природная (генетическая) классификация – классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые); водные; земельные (в т.ч. почвенные); растительные, (в т.ч. лесные); животного мира; климатические; ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.) [17]. Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы [14].
Экологическая классификация природных ресурсов – основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы [15]:
1. Неисчерпаемые – использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
2. Почерпаемые невозобновимые – непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (минеральные ресурсы);
3. Почерпаемые возобновимые – ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (флора, фауна, водные ресурсы).
Природные ресурсы являются необходимым условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые. Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам — их обладателям дополнительные преимущества. Наиболее часто природно-сырьевые ресурсы отождествляются с минеральным и ресурсами. Нередко в силу особой значимости топлива используют сочетание «минеральное сырье и топливо». В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость — с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.
1.2. Организационно-экономический механизм управления природно-ресурсным потенциалом региона
Исследуя организационно-экономический механизм управления ПРП региона, нужно отметить, что данную проблематику и специфику данной области затрагивали такие ученые как: П. Друкер, С.Бобылев, К. Кондратьев, В. Андрийчук и др. Под организационно-экономическим механизмом принято понимать систему взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономических и экологических целей использования и воспроизводства природных ресурсов. Он является частью общей системы управления экономикой в целом [1].
В мировой хозяйственной практике сложились два типа механизмов управления ПРП: «энтропийное равновесие» и «гомеостазисное равновесие». Рассматривая первый механизм, что государство для природоемких отраслей секторов экономики предусматривает ограничения по эксплуатации природных ресурсов. Тем самым само минимально влияет на ход их развития. Главная цель механизма энтропийного равновесия – устранение больших вредоносных внешних эффектов экономического роста. При его применении крупные изменения в экономике не происходят. В рамках первого механизма обычно происходит полное разрушение природных систем, ввиду того, что государство применяет ограниченный набор инструментов воздействия. «Энтропийному равновесию» присуща размытость прав собственности, высокая доля трансакционных издержек за счет получения достоверной информации и оценки природных ресурсов.
Механизм «гомеостазисного равновесия» в отличие от «энтропийного» влечет глубокие структурные преобразования, которые исходят от государства. Тем самым происходит процесс восстановления структурных элементов природной среды, которые утратились при воздействии. Механизм устанавливает жесткий государственный контроль за функционированием отдельных отраслей и комплексов в области ПРП, используя экономические, административно-правовые, социально-психологические меры. Отличия двух типов механизмов заключается в разной величине пигувианского налога и как упоминалось ранее – размерах трансакционных издержек. Понятие «пигувианского налога» было введено в XX веке в рамках развития теории налогообложения в честь английского экономиста Артура Пигу, который первым обосновал их необходимость и величину. Под ними принято обычно понимать экологические налоги.