Курсовая с практикой на тему Управление качеством на примере компании мерседес
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы управления качеством на предприятии 5
1.1 Понятие и экономическая сущность категории «качество» 5
1.2 Характеристика управления качеством на предприятии 9
1.3. Внедрение систем менеджмента качества продукции на предприятиях России: проблемы и перспективы 11
Глава II. Анализ процессов управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС» 16
2.1 Общая экономическая характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Анализ управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС» 19
2.3. Выявление проблемных зон в процессах управления качеством на предприятии 22
Глава III. Разработка и обоснование мероприятий по улучшению управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС» 24
3.1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления качеством 24
3.2 Механизм реализации предлагаемых мероприятий 25
3.3 Эффективность реализации предлагаемых мероприятий 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения………………………………………………………………………………………35
Введение:
Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. То есть качество продукции является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
При определении качества продукта необходимо выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребите¬ля. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно и нерационально с точки зрения требо¬ваний конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспече¬ния эффективности предпринимательской деятельности компании в целом. Придав товару все объективно требуемые свойства и обеспечив их нужный уровень, можно добиться требуемого качества и конкурентоспособности товара. При этом качество товара, влияя на его конкурентоспособность, определяет конкурентоспособность предприятия. Следует отметить, что имеет место и обратная связь. То есть с одной стороны качество товара определяет конкурентоспособность, а с другой – необходимость обеспечения конкурентоспособности обязывает предприятие поддерживать качество товара на должном уровне и стремиться его постоянно совершенствовать.
Таким образом, актуальность темы управления качеством заключается, прежде всего, в том, что данная категория напрямую обуславливает успешность работы организации. Продукция или услуга может удовлетворить ту или иную потребность человека только в том случае, если она обладает качеством, кото¬рое определяет его назначение. Качество является важнейшим по¬казателем деятельности предприятия. Вопрос качества – это воп¬рос экономии всех видов ресурсов.
В условиях рынка повышение качества определяет темпы технического прогресса, рост эффективности производства, внедрение инноваций, адаптацию предприятий в условиях конкурентной борьбы.
С экономической точки зрения качественная продукция пользуется большим спросом и определяет прибыльность и эффективность деятельности компании, что имеет важное значение также для экономики страны в целом, позволяя увеличить экспортный потенциал и доходную часть ее платежного баланса страны, а также повысить авторитет государства в мировом сообществе. С социальной точки зрения важность улучшения качества услуг и товаров заключается в том, что товары и услуги, оказываемые населению, влияют на уровень его жизни и благосостояние.
Спад предпринимательской активности в условиях экономического кризиса в России, обусловленного неблагоприятной конъюнктурой на внешнем рынке и геополитическими вызовами, закономерен. Логичным последствием данной тенденции является обострение ценовой конкуренции, что делает актуальным поиск предприятиями жизнеспособных стратегий обеспечения конкурентоспособности. Для достижения указанной цели необходимо оказать такую услугу или произвести такую продукцию, которые имеют неоспоримые преимущества, в первую очередь, по качеству по сравнению с другими аналогичными услугами, товарами.
Целью курсовой работы является совершенствование механизмов управления качеством на примере компании АО «Мерседес-Бенц РУС».
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
— определить теоретические основы управления качеством, с рассмотрением следующих вопросов: понятие и экономическая сущность категории «качество», характеристика процессов управления качеством на предприятии, внедрение систем менеджмента качества продукции на предприятиях России: проблемы и перспективы,
— провести анализ управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС»,
— разработать и обосновать предложения по совершенствованию управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС».
Объектом курсовой работы выступает АО «Мерседес-Бенц РУС», предметом – совокупность механизмов формирования и обеспечения качества продукции на предприятии.
В качестве медов исследования будут использованы статистические методы, балансовый метод, методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, методы горизонтального и вертикального анализа, метод обобщений и группировки.
Используемой теоретической базой могут быть названы труды отечественных ученых-экономистов по вопросам управления качеством продукции и менеджмента промышленных предприятий, таких как А.П. Агарков, О.В. Аристова, С.В. Бирюков, Ю.Н., Л.Е. Басовский, Т.А. Вашко, А.М. Елохов, Н.А. Лотов, Е.Н. Михеева, а также зарубежных авторов – К. Исикавы, М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури и др.
Информационная база исследования включает широкий спектр литературных источников научного, справочного и популярного характера, периодические издания, официальные Интернет-сайты, данные о деятельности АО «Мерседес-Бенц РУС» и пр.
Практическая значимость предлагаемые мероприятия позволяют повысить качество на базовом предприятии с наименьшими затратами, при этом предложения возможно реализовать и на аналогичных предприятиях.
В соответствии с поставленной целью и задачами курсовая работа состоит из введения, теоретической, аналитической и проектной частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Под качеством продукции следует понимать совокупность свойств, отражающую уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.
Управление качеством, представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в тех или иных товарах, оценку фактического уровня качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества.
Залогом успешности и конкурентоспособности предприятия и его продукции является внедрение и эффективное функционирование системы менеджмента качества продукции, которая должна строиться на стандартах системы ISO в совокупности с принципами философии TQM. При этом на этапе внедрения необходимо нейтрализовать такие недостатки как проблемы, связанные с обучением вопросам внедрения системы; проблемы, связанные с документированием; малочисленные кадры в области менеджмента качества; формальность подтверждения соответствия требованиям стандарта и понимание качества исключительно как «соответствие внутренним требованиям и стандартам». При этом даже после внедрения системы менеджмента качества, ее успешному функционированию может мешать недальновидность руководителей, высокие временные издержки документирования системы менеджмента качества, низ¬кий уровень общего менеджмента на предприятии, необязательность и низкая дисциплина персонала, неумение применять разработанную систему менеджмента качества для достижения целей качества, неправильное определение целей качества, а также ориентация преимущественно на инженерные проблемы обеспечения качества.
Анализ, проведенный в данной главе свидетельствует об ухудшении финансово-хозяйственной деятельности АО «Мерседес-Бенц РУС». Выявлено снижение выручки, рост себестоимости и иных расходов, существенное снижение прибыли и наличие в 2018 г. отрицательного финансового результата, также отмечено, что ресурсы предприятия в 2018 г. используются также менее эффективно. Также анализ показал, что система управления качеством в АО «Мерседес-Бенц РУС» по своей сути больше выполняет только контрольные функции, и те не регулярно. Управление качеством направлено преимущественно не на повышение качества и предупреждение появления бракованной продукции и неудовлетворительного оказания услуг, а на устранение уже появившихся проблем. И само управление качеством нельзя назвать эффективным, так как наблюдается явная тенденция увеличения брака и рекламаций от потребителей. При этом наиболее проблемным видом деятельности с точки зрения уровня качества является техническое обслуживание.
Анализ позволил выявить ряд проблем в управлении качеством АО «Мерседес-Бенц РУС». Первая и основная проблема – это отсутствие системы менеджмента качества на предприятии. Любая система предполагает наличие определенного количества элементов, взаимосвязи между ними и их объединение для достижения определенной цели. Так и система управления качеством предполагает, что все ее элементы объединены и взаимосвязаны для достижения наилучшего качества продукции при минимальных затратах.
Наилучшим вариантом является внедрение в АО «Мерседес-Бенц РУС» системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2015 и др. стандартов, которые позволят формализовать управление качеством, а также на основе концепции всеобщего управления качеством – TQM, которая обеспечит определенную философию управления качеством. Однако, внедрение системы менеджмента качества на предприятии, где она отсутствует – это достаточно долгий процесс, который нельзя реализовать за короткое время, так как он требует большого количества изменений как в структуре управления предприятием, так и в сознании всех работников. Поэтому предлагается реализовать ряд организационно-технических мероприятий, включающих: разработку и утверждение Руководства по качеству и автоматизацию системы менеджмента качества за счет внедрения специального ПО.
Первое мероприятие будет связано с единовременными затратами в сумме 245 тыс. руб., второе – с единовременными в сумме 860 тыс. руб. и текущими – 172 тыс. руб.
Предлагаемые мероприятия для АО «Мерседес-Бенц РУС» будут иметь положительный эффект как минимум по сокращению потерь от брака, снижению себестоимости и росту прибыли.
В области качества будут достигнуты следующие результаты:
— появится база для становления и развития системы менеджмента качества, которая будет основываться на требованиях стандартов ИСО 9001:2015 и принципах концепции всеобщего управления качеством – TQM;
— все документы, касающиеся процессов управления качеством, будут объединены в единую систему и подчинены политике и целям предприятия в области качества;
— будут упрощены процедуры получения необходимой информации, касающейся качества продукции на всех стадиях управления, а также процессы ее анализа;
— сократится брак на 65 249 тыс. руб.;
— в целом произойдет улучшение качества продукции предприятия за счет совершенствования процессов управления им, что в конечном итоге приведет к приросту объемов реализации услуг и повышению коммерческой эффективности деятельности АО «Мерседес-Бенц РУС».
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы управления качеством на предприятии
1.1 Понятие и экономическая сущность категории «качество»
Качество в современном менеджменте представляет собой системную, многоуровневую категорию, отражающую способность организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивое развитие в постоянно меняющихся конкурентных условиях. В экономике и управлении термин «качество», прежде всего, связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в первую очередь качество продукции и услуг, причем его восприятие каждым человеком во многом зависит от того, какую роль оно играет в их процессе производства и потребления. [16, с.18-23.]
Понятие качества продукции определено ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество представляет собой «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». [5]
При этом под свойством продукции понимается ее объективная особенность, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. [5]
Эти свойства и характеристики формируются при создании продукции и в зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разнообразными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому можно сказать, что обеспечить качество продукции – это значит создать необходимые свойства и характеристики продукции. Причем обеспечение качества – это не только процесс создания требуемых свойств, но и его результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено.
Д.М. Джуран под качеством понимает, как свойства и характерные особенности товара, которые вызывают удовлетворение потребителя, так и отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения. Следует отметить, что данный тип качества увеличивает издержки. Потребители должны быть согласны оплатить повышенные затраты на дополнительные особенности и свойства товара, либо эти особенности должны делать потребителей более лояльными и расположенными к приобретению. [20, с. 41]
Согласно определению К. Гронруза качество может рассматриваться как с технической, так и функциональной точки значения. Техническое качество оценивается по физическим характеристикам услуг. Функциональное качество есть качество процесса предоставления услуг. Во время этого процесса потребители проходят множество этапов в их взаимодействии с сотрудниками организации. [17, с. 28]
А. Зайтамл определил еще один тип качества – общественное качество (этическое). Это качество убеждения, которое не может быть оценено потребителем перед приобретение услуги. Часто его невозможно объективно оценить и после приобретения услуги. [26, с. 124]
На сегодняшний день многие компании определяют качество как соответствие стандартам и нормативам. На наш взгляд, данный подход применим лишь на операционном уровне оказания услуг. Качество как стратегическая цель меняется по мере изменения потребностей клиентов. Организация должна не только выделить услуги или товары, лучше других соответствующее потребностям клиентов, но и разработать такое предложение, которое при необходимости можно модифицировать или полностью изменить.
При оценке потребителем качества товара или услуги учитывается шесть факторов (см. рис. 1.1):
— действие (приведение в действие),
— надежность/долговечность (срок службы),
— соответствие – степень, с которой продукт воплощает конструктивно задуманные спецификации,
— удобство обслуживания (эксплуатационная надежность),