Курсовая с практикой на тему Управление государственным (муниципальным) долгом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ)
ДОЛГОМ………………………………………………………………………………..5
1.1 Управление
государственным (муниципальным) долгом как составляющая финансовой политики государства……………………………………………………5
1.2 Мероприятия
государства по управлению внутренними долговыми
обязательствами………………………………………………………………….……11
1.3 Мероприятия
государства по управлению внешними долговыми обязательствами……………………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.. 18
2.1 …Принципы управления
государственным долгом в Тамбовской области. 18
2.2 …Мероприятия по регулированию
государственного долга региона. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность данной работы состоит в том, что на
сегодняшний день для экономик многих стран характерно такое явление как
государственный долг. Основной причиной этого является то, что государство не
имеет достаточного количества средств и ресурсов, чтобы удовлетворить все
безграничные потребности страны.
В связи с этим Правительства для решения возникшей
ситуации вынуждены прибегнуть вступлению в долговые обязательства либо перед
своими же гражданами, либо перед иностранными государствами, либо перед
международными организациями, это и называется государственным долгом.
По данным Минфина РФ объем внутреннего
государственного долга Российской Федерации на 1 апреля 2018 года составляет
8675,751 млрд. рублей, объем же внешнего долга на 1 апреля 2018 года составляет
51 393.2 млн. долл. США [1]. При этом можно заметить, что ежегодно объем
внешнего государственного долга уменьшается, а внутреннего – растет.
Управление государственным долгом ведется
Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством
финансов Российской Федерации. До недавнего времени считалось, что основной
источник покрытия государственных долгов — это займы, привлеченные на
международных рынках. В таком варианте платежеспособность России включает в
себя долги от зарубежных стран, иностранные инвестиции и положительное сальдо
платежного баланса.
Но на сегодняшний момент в России сложились такие
условия, например, происходит отток инвестиций, введение санкций, которые дают
понять, что стране необходимо принять меры по перенаправлению вывезенных
средств обратно в Россию, восстановлению доверия инвесторов и кредиторов, что
позволило бы увеличить накопления внутри страны, которые так необходимы
экономике.
Целью данной работы является
изучение проблематики государственного (муниципального) долга.
Заключение:
В заключение работы
подведем итог проведенному исследованию.
Цель данной работы
заключалась
в изучении проблематики
государственного (муниципального) долга. На сегодняшний день для
экономик многих стран характерно такое явление как государственный долг.
В
работе раскрыты сущность и задачи управления государственным долгом, предложены
принципы, обобщены методы управления государственным долгом. Управление внешним
государственным долгом базируется на разработанной долговой политике России и
должно осуществляться с использованием рыночных методов.
С
целью совершенствования управления внешним государственным долгом, в работе предлагается
повысить обоснованность и эффективность долговой политики, усовершенствовать
модель управления государственным долгом оптимизировать структуру
государственного долга путем уменьшения объемов и удельного веса внешнего
государственного долга, увеличение удельного веса долгосрочного внешнего
государственного долга.
Во
всем мире долговой рынок используется для регулирования экономики. В данной
работе поднимались вопросы управления государственным долгом на примере
развитых стран с акцентом на особенностях государственного долга Японии.
Также
в данной работе были рассмотрены основные тенденции в применении механизмов
регулирования государственного долга, анализировались изменения на долговом
рынке развитых стран.
В
практической части работы анализируется государственный долг Тамбовской
области, а также рассмотрены цели, задачи и принципы управления государственным
долгом в регионе.
Уделено
внимание динамике изменения объема государственного долга Тамбовской области в
2010-2017 годах и структуре долга. Оценены расходы областного бюджета на
обслуживание государственного долга Тамбовской области.
А
также сформулированы выводы о регулировании государственного долга региона на
основании государственной программы «Управление государственными финансами и
регулирование финансовых рынков».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
(МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ
1.1Управление государственным
(муниципальным) долгом как составляющая финансовой политики государства
Под понятием управления
государственным долгом понимается система финансовых мероприятий, которую
проводит государство для того, чтобы уменьшить объем государственного долга,
изменить сроки и условия выпущенных займов. На данный момент это является одним
из важнейших направлений совершенствования финансовой политики государства.
Процесс
управления государственным долгом состоит из нескольких основных моментов:
формирует финансовую политику, связанную с государственным долгом;
устанавливает лимит на размер государственного долга; определяет приоритетные
направления и цели государственных заимствований; —
определяет обязательства по обслуживанию и погашению задолженности.
Для
эффективного использования механизмов управления государственным долгом государство
должно подходить к этому системно и, соответственно, определять многоплановый
характер управления долгом. В процессе управления можно выделить несколько
государственных функций: контроль (например, контроль за суммой долга),
регулирование (например, определение условий выдачи кредитов) и обеспечение
(например, выплата процентов по долгу).
Таким
образом, система управления государственным долгом является очень сложной и
многогранной, она требует реализации взаимосвязанных процедур бюджетирования,
финансирования и организации, которые должны быть направлены на оптимальное
регулирование структуры и стоимости государственного долга [5].
Начиная с
1993 года структура долга Российской Федерации имеет тенденцию к увеличению как
внешнего, так и внутреннего долга. Произошел удивительный скачок в 2007 году,
когда внутренний долг вырос более чем в пять раз, что, конечно, заставляет
насторожиться и задуматься.
Еще одной
негативной оценкой является то, что внутренний долг России состоит более чем на
80% из государственных ценных бумаг, но в то же время можно наблюдать
стремительный рост общей суммы долга до суммы гарантий, предоставляемых
государством [1].
Это только
доказывает, что России необходимы меры по совершенствованию подходов к
реализации государственной гарантийной поддержки. Однако, как уже отмечалось,
Российская Федерация в настоящее время переживает постепенное снижение внешнего
государственного долга, и в целом Россия демонстрирует хорошую тенденцию к
сокращению государственного долга из года в год.
Что касается
негативных последствий после привлечения государственных заимствований, то их
тоже немало, например, несколько:
— произойдет снижение уровня
национальных сбережений;
— бремя погашения долга ложится
на следующее поколение;
— если уровень инфляции в
стране повысится, то соответственно увеличится и долг;
— при выборе нерациональной
долговой политики существует вероятность возникновения кризиса в стране;
— общая эффективность
экономики, скорее всего, снизится.
Доверие
кредиторов к экономической политике государства в настоящее время является
одним из важнейших факторов, влияющих на рынок государственного долга. Учитывая
сложившуюся в стране ситуацию, можно сделать вывод, что Российской Федерации
необходимы меры по повышению эффективности системы управления государственным
долгом.
Существует
несколько методов, которые могут быть использованы для управления:
рефинансирование (погашение долга с использованием вновь привлеченных средств),
консолидация (изменение срока погашения долга), конвертация (изменение
доходности), дефолт (отказ от уплаты долга), новация (согласие на изменение
кредитного договора).
Например, для
наиболее эффективного управления государственным долгом государство должно
наращивать государственные активы, которые аккумулируются в Резервном фонде, а
об их наличии можно судить по формированию атмосферы предсказуемости на рынке
государственных обязательств.
Итак, его
основной задачей можно назвать процесс накопления ресурсов в более
благоприятные для государства периоды с целью обеспечения будущих выплат по
долгам в менее благоприятные периоды, чтобы не было резких существенных
потрясений для бюджетной системы и экономики страны в целом.
Кроме того,
создание резервного фонда могло бы стимулировать увеличение предложения
государственных облигаций, что, в свою очередь, стимулировало бы развитие
финансовых рынков внутри страны, что также могло бы создать новые
дополнительные инструменты финансового регулирования для правительства и Банка
России [3].
Помимо
прочего, необходимо работать в области кредитного рейтинга России, что может
повлиять на снижение стоимости обслуживания госдолга. Эта политика может быть
реализована путем выкупа старых обязательств путем выпуска новых, более дешевых
и долгосрочных. А те деньги, которые были привлечены от размещения более
дешевых и долгосрочных ценных бумаг, целесообразно было бы использовать для
выкупа существующих долгов, а не для финансирования каких-либо государственных
текущих расходов.
Следует также
проводить политику, направленную на повышение согласованности бюджетной и
денежно-кредитной политики в целях стабилизации ситуации на рынке
государственного долга.
Масштабное
финансирование расходов за счет привлечения государственных заимствований часто
приводит к тому, что вытесняются частные инвестиции, увеличивается налоговая
нагрузка в долгосрочной перспективе, возникают препятствия для накопления
капитала.
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы управления государственным (муниципальным) долгом 5
1.1 Управление государственным (муниципальным) долгом как составляющая финансовой политики государства 5
1.2 Мероприятия государства по управлению внутренними и внешними долговыми обязательствами 11
2 Сравнительный анализ федерального бюджета и бюджета Сахалинской области (краевого бюджета) на очередной финансовый год 18
2.1 Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с БК РФ 18
2.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов 22
2.3 Оценка сбалансированности бюджетов 26
2.4 Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях целям и приоритетам бюджетной политики государства 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Введение:
На сегодняшний день вопрос об обслуживании государством своего внешнего долга, несомненно, является актуальным. Государствам приходится время от времени принимать обязательства на внутреннем и внешнем рынках, поскольку существует нехватка бюджетных средств для выполнения своих функций и финансирования государственных расходов. В таких условиях находятся большинство развитых и почти все развивающиеся страны. Внешний долг государства оказывает прямое влияние на экономический рост и прочие ключевые показатели социально-экономического развития страны.
В условиях глобализации экономики одной из устойчивых проблем выступает управление внешней задолженностью государства. В отношении данной проблемы не существует универсального стандартного решения, однако на международном уровне с каждым годом расширяется перечень подходов к системе регулирования государственным внешним долгом. Он может покрываться средствами из различных источников: золотовалютных резервов, средств из бюджета, новых заимствований, а также денежных средств, вырученных за счет продажи государственной собственности. Процесс управления долгом – неотъемлемая часть макроэкономической политики страны, которая связана с улучшением юридической и деловой среды в государстве вместе с институциональным развитием общества.
Цель курсовой работы – исследование теоретических подходов управления государственным (муниципальным) долгом в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— исследовать сущность и значение управления государственным (муниципальным) долгом как составляющей финансовой политики государства;
— охарактеризовать методы управления внешними и внутренними долговыми обязательствами;
— проанализировать бюджет Сахалинской области.
Объектом исследования в реферативной части является государственный (муниципальный) долг.
Предметом исследования выступают методы управления государственным (муниципальным) долгом.
Объектом исследования в практической части курсовой работы выступают федеральный бюджет и бюджет Сахалинской области на 2019 год.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, монографии и публикации современных отечественных авторов: Ильина Н.О., Кажаева М.В., Коригова М.М., Шадринова А.С. и др.
Нормативно-правовой основой работы являются соответствующие положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, а также других федеральных законов.
В ходе исследования использовались следующие методы: графический, балансовый метод, анализ, обобщение, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проблема нехватки собственных средств для покрытия дефицита государственного бюджета, реализации социально-экономической политики и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям актуальна для большинства современных стран. Современная обстановка вынуждает государства прибегать к внешним займам, так как они становятся крайне необходимы для выполнения государственных функций, поэтому рациональное управление государственным долгом является важной задачей, которую должны решать государственные органы власти.
Существует несколько методов управления государственным внешним долгом: рефинансирование, консолидация, конверсия (изменение в доходности), дефолт, новация (договоренность об изменении в кредитном договоре). В частности, наибольшую эффективность управления госдолгом обеспечивает увеличение активов правительства, аккумулируемых в резервном фонде, и по их наличию можно судить о формировании атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств.
Государственный долг является тяжелой ношей для экономики страны, ведь выплачивая основную сумму долга и проценты за пользование кредитом, государство вынуждено отдавать ценные товары и оказывать определенного рода услуги странам-кредиторам. То есть, государство вынуждено переводить определенную долю реального национального продукта за границу, а это, в свою очередь, приводит к сокращению текущего потребления населения и спаду совокупного спроса. Снижение спроса, в свою очередь, приводит к тому, что происходит замедление экономического роста страны, и растет вероятность спада всего национального производства.
Для эффективного использования механизмов управления государственным долгом государство должно подойти к этому системно и, соответственно, определить многоплановый характер управления долгом.
Фрагмент текста работы:
В современном мире государственный долг характерен абсолютно для всех стран без исключения. Основной причиной образования долговой зависимости является дефицит бюджета. Поэтому государство вынуждено занимать средства у населения, различных организаций, иностранных государств и субъектов международного права. Управление внешней задолженностью занимает немаловажное значение в государственной финансовой политике. Способность выплачивать государственный внешний долг является одним из основных факторов финансовой стабильности страны. Исключительно важной задачей является построение грамотной политики в управлении внешним долгом, так как правильность решения долговых проблем влияет на все сегменты финансового рынка России, состояние национальной валюты, валютных резервов, бюджетную дееспособность, уровень ставок процента и инвестиционный климат.
Проводя анализ экономической сущности государственного долга, необходимо рассмотреть и понятие государственного кредита, с целью выявления различия этих категорий.
В определении советского экономиста М.Б. Богачевского «государственный кредит выражает отношения между государством как заемщиком и его кредиторами, главным образом корпорациями и отдельными капиталистами» [6, с.356]. Таким образом в данном определение отождествляются понятии государственного долга и кредита. Примерно такой же трактовки придерживается В. Я. Вавилов, в его определении «государственный кредит представляет собой совокупность распределительных отношений по мобилизации государством временно свободных средств населения, предприятий для покрытия бюджетного дефицита» [13, с. 99].
В определении Б. Г Болдырева «государственный кредит представляет собой экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой». Но далее он выделяет, что о государство может выступать либо в роли заемщика, либо в роли кредитора [11].
Б. Г Болдырев, считает, что «под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок» [5]. Практически такое же определение дают Н.Ф. Самсонова, Н.Л. Баранникова, Н.И. Строкова: «государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты» [6].
Б. М. Сабанти считает, что «государственный кредит — это система экономических отношений, в которых государство выступает одной из сторон кредитных отношений», подразумевая, что государство может быть как кредитором, так и заемщиком [8, с. 283] Такого же мнения и В.М. Романовский, О.В. Врублевская которые прямо указывают, что «государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические или юридические лица» [10].
Таким образом, государственный долг представляет собой часть понятия «государственный кредит», но при этом является самостоятельной экономической категорией.
Коллектив авторов В. М. Федосов С. Я. Сутормина, В. М. Огородник определяют государственный долг как «сумму задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату» [9].
Более полное определение государственного долга как финансовой категории дает С.Ф. Федулова: «Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств» [7]. Однако, говорить о том, что государственный долг образуется только в процессе перераспределении ВВП, значит не учитывать часть внешних заимствований.
Таким образом, анализ определений государственного долга показал, что каждое из них раскрывает его сущность с той или иной стороны как экономической категории, но являются недостаточно полными и не отражаются всю сущность данного понятия.
Государственный долг объединяет в себе признаки как финансовой, так и кредитной категории. В нем присутствуют:
– с одной стороны, денежный и перераспределительный характер, регламентированный государством свойственный финансовым отношениям;
– с другой — это движение денежных средств на срочной, платной и возвратной основе, что определяет государственный долг как кредитные отношения.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям:
1. В зависимости от сферы размещения [13]:
– внутренний, возникающий в результате размещения государственных займов на внутреннем рынке;
– внешний, возникающий в результате размещения государственных займов на внешнем рынке.