Курсовая с практикой на тему Управление государственным и муниципальным долгом: задачи, принципы, методы, современные требования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы
государственного и муниципального долга……………….6
1.1. Понятие и сущность государственного
и муниципального долга…………………6
1.2. Виды государственного и
муниципального долга и их специфика………………..9
1.3. Задачи, принципы и методы
управления государственным и муниципальным долгом…………………………………………………………………………………….13
1.4. Обслуживание государственного и
муниципального долга……………………..17
2. Анализ государственного и
муниципального долга в россии и пути совершенствования управления им на
современном этапе……………………………21
2.1. Структура и динамика внешнего и
внутреннего государственного и муниципального долга России в 2019-2020 гг…………………………………………21
2.2. Проблемы управления
государственным и муниципальным долгом России…..26
2.3. Основные направления и меры по
повышению эффективности управления государственным и муниципальным долгом
России………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….…………..37
Введение:
Внешние и
внутренние заимствования государства помогают решать ему свои внутренние
проблемы, связанные с бюджетным дефицитом, и активно регулировать внутренние
экономические и политические процессы, поэтому наличие государственного и
муниципального долга в последние годы имеет глобальный характер. Большинство стран
мира в современных условиях прибегают к внешним источникам финансирования. Должниками
промышленно развитых стран в современном мире являются более 140 государств. Наличие
государственного и муниципального долга требует грамотного управления его
объемами и структурой с целью повышения эффективности его использования и
своевременного погашения задолженности.
Под государственными муниципальным долгомпонимаютсядолговые обязательства государства и муниципальных образований по
непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам, а также гарантии по
обязательствам третьих лиц.
В настоящее время актуальность проблемырегулирования внешнего
долга России значительно снизилась, поскольку имевшийся в предыдущие годы значительный
внешний долг уже погашен в полном объеме, но новые заимствования и
необходимость их регулирования можно считать также важной проблемой, как с
точки зрения поддержания национальной безопасности страныи ее позиции в мировой
экономической системе, так и в качестве инструмента регулирования внутренних
проблем идостжения экономического роста национальной экономики.
Все сказанное обусловило
актуальность исследования и выбор темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работызаключаеся в исследовании сущности, современных методов и
проблем управления государственными муниципальнымдолгом.
Для того, чтобы
поставленная цель была достигнута в курсовой работе необходимо решить следующие
задачи:
— дать понятие, рассмотреть
сущность, виды и структуру государственного и муниципального долга;
— изучитьзадачи, принципы
и современные методы управления государственным и муниципальным долгом;
— рассмотреть способы
обслуживания государственного и муниципального долга;
— провести анализ и дать
оценку соврменномусостояниюгосударственного и муниципального долга Российской
Федерации;
— охарактеризовать
механизм регулирования и выявить проблемы управления государственным и муниципальным долгом;
— предложить перспективные
направления и меры по повышению эффективности управления государственным и
муниципальным долгом России.
Объектом
исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления
государственным и муниципальным долгом.
Предметом
исследования является влияние степени эффективности управления
государственным и муниципальным долгом России на структурную эффективность
национальной экономики.
Теоретико-методологической основой и информационной базой
исследования являются труды
отечественных и зарубежных исследователей (Н.Б. Ермасова, Е.И. Кузнецова, А.Э.
Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл и Р.Дж. Кэмпбелл), посвященные вопросам управления
государственным и муниципальным долгом, а таке федеральные законы, методологические
материалы Банка России и Министерства финансов Российской Федерации,
нормативно-правовые и законодательные акты органов государственной власти по
изучаемым вопросам, научные публикации в
специальной литературе и периодической печати.
При написании данной
работы проводился подбор и анализ агрегированных макроэкономических
показателей, применялись такие методы исследования,
как системный и сравнительный анализ, обобщение специальной литературы и
публикаций в периодических изданиях, сравнение различных показателей, синтез,
дедукция, индукция, классификация.
Проблемы управления
государственными муниципальным долгоми государственной долговой политики
достаточно широкоизучаются зарубежными и отечественными экономистами, работы
которых использовалась при написании данной курсовой работы.
Структура и объем работы.Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы и приложений.
Во введении
обоснована актуальность курсовой работы, определены основные цели и задачи.
В первой главе «Теоретические
основы государственного и муниципального долга» изучен теоретический материал,
касающийся определения государственного и муниципального долга, его
классификации,задач, принципов и методов управления государственным и
муниципальным долгом, а также его обслуживания.
Во второй главе «Анализ
государственного и муниципального долга в России и пути совершенствования
управления им на современном этапе» проанализированыструктура и динамика
внешнего и внутреннего государственного и муниципального долга России,
расскрыты проблемы управления государственным и муниципальным долгом России, рассмотрены
основные направления и меры по повышению эффективности управления им.
В заключении
выражены главные выводы.
Заключение:
Таким образом, в
данной курсовой работе была рассмотрена сущность и выявлены особенности
государственного долга, его место в финансовой системе страны; дана
классификация и характеристика видов гоударственногодолга. В практической части
был проведен анализ государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального
долга за 2019-2020 гг., изучена современная долговая политика Российской
Федерации, причины ее формирования и перспективы развития; расмотрен механизм
управления государственным долгом с учетом зарубежного опыта.
На основе
проведенного исследования можно сделать следующие выводы по проделанной работе.
Основной причиной
образования государственного долга является дефицит бюджета и проводимая на
данном этапе государственная социально-экономическая политика.
На данный момент существует
всего лишь три государства, у которых совсем нет внешнего долга – это Бруней,
Макао и Республика Палау. У всех остальных государст внешний долг существует.
Наибольший долг по внешним кредитам у США, в десятку самых крупных заемщиков
входят также Великобритания, Германия, Франция и Япония.
Можно
констатировать, что самые крупные и значимые в мировой политике страны являются
самыми крупными должниками.
При проведении
анализа целесообразно изучать сумму внешнего долга с учетом валового
внутреннего продукта страны и численности населения, т.к. именно относительные
показатели позволяют делать международные сравнения. Кроме того
соспоставлениевнешенего долга с другими макроэкономическими показателями важно,
так как при любой нестабильной ситуации в стране иностранные кредиторы могут
изымать средства, что в первую очередь отразится на экономике страны-заемщика.
Можно отметить
положительные моменты, произошедшие в регулировании внешнего долга в последние годы: снизился
общий объем внешнего долга, снижается долговая нагрузка на экономику, на
перспективу запланирована устойчивая тенденция увеличения внешнего и
внутреннего долга, что также приводит к увеличению процентных выплат. При
ужесточении или введении новых санкций по государственным облигациям РФ
правительство будет использоватьальтернативные источники финансирования
федерального бюджета.
Таким образом,
поставленная в курсовой работе цель достигнута и сформулированные задачи
решены.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 1.1.Понятие и сущность государственного и
муниципального долга
Наличие
государственного и муниципального долга является объективной экономической
категорией в современном мире, он формируетсяв результате проводимой
государством экономической политики, которая не обеспечивает сбалансированность
государственных доходов и расходов. Следует отметить, что в мире не существуетстран,
у которых в разные периоды их историческогго развития не возникала бы необходимость
привлечения внешних заимствований. Опыт многих стран свидетельствует о широком
использовании странамидолговой политики, которая позволяет финансировать расходы
бюджета и покрывать его дефицит. Поэтому государственный долгследует
рассматривать как нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного
государства.
Содержание понятия
«государственный и муниципальный долг» можно рассматривать, как с теоретической
точки зрения, раскрывающей его сущность, так и с позиций его размера и
структуры, т.е. количественной точки зрения.
В теории финансов
государственный и муниципальный долг рассматривается как самостоятельная
экономическая категория, и является частью такого более общего и широкого
понятия, как «государственный кредит».
Сущность
государственногои муниципального долга раскрывается с точки зрения двух видов
денежных отношений и совмещает в себе их особенности–его изучают на стыке финансов
и кредита.
В теоретических
подходах при изучении сущности государственного и муниципального долга авторы
придерживаются, как правило, какой-либо определенной точки зрения, в
зависимости от преобладающей позиции в подходах к изучению данного понятия.
Можно выделить две крайние позиции. С точки зрения государственного и
муниципального управления государственный (муниципальный) долг рассматривается
как источник финансирования бюджетного дефицита. С точки зрения специалистов в
области финансов преобладает кредитная сущность государственного долга, т.е. он
рассматривается как категория кредитных отношений, в которых заемщиком либо
гарантом являются государство и его органы или органы местной власти.
Являясь
макроэкономической категорией, государственный (муниципальный) долг имеет ряд
особенностей, которые отличают его от других классических финансовых категорий.Например,
в отличие от налогов,государственный долг имеет добровольный характер.Также
отличительной чертой государственного (муниципального) долга, как части
государственного кредита, является его кредитная сущность, т.е. возвратность и
платность.
Государственный (муниципальный)
долг, являясь по своей сути государственным (муниципальным) кредитом, также отличается
от других видов кредита. Так, в отличие от банковского кредита, государтсвенныйили
муниципальный кредит является более обеспеченным, т.к. в качестве обеспечениявыступает
все имущество (будущий доход), находящееся в государственнойили муниципальной собственности[1].
По мнению многих
авторов, таких как Н.Б. Ермасова, Е.И. Кузнецова,Л.Б. Мохнаткина, А.С. Чулкови
др., в государственный долг следует включать «всю сумму выпущенных, но не
погашенных государственных займов с начисленными процентами»[2].
В зарубежной
литературе понятие государственного долга рассмтривается несколько иначе.
Например, J. M. Buchananопределяет государственный долг как«обязательство
федерального правительства в федеральной политической системе»[3].
Мнение
перечисленных авторов следует отнести к трактовке сущности государственного
долга через категорию государственного кредита.
Государственный
долг как финансовую категорию рассматривают многие зарубежные экономисты.
Например Дж. Рассел считает государственный долг «аккумулированной суммой бюджетных
дефицитов прошлых лет»[4].
Ю.Я. Вавилов
перечисляет в своей работе цели государственных заимствований и называет государственный
долг «результатом взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ
с другими экономическими субъектами»[5].
Следует отметить,
что на федеральном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого
характераи полученные средства распределяются по всем направлениям для покрытия
бюджетного дефицита. На более низких уровнях государственного управления и на
муниципальном уровне заимствования достаточно часто имеют четко выраженную
целевую направленность.
В монографии Ю.К.
Цареградской дается более расширенная трактовка данного понятия, а государственный
долг, по мнению автора, включает задолженность по обязательствам государства
перед внешними кредиторами с [1]Калинин,
Н.В. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н.В.Калинин, Л.В.Матраева, В.Н.Денисов. —
Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – С186. [2]Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в
России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2016.
– С302. [3] Buchanan, J. M. Public Debt in Democratic
Society / J. M. Buchanan // American Enterprise Institute for Public Research.
WashingtonD.C. 20036. 2017. [4]Рассел, Дж. Государственный долг США / Джесси Рассел.
— М.: VSD, 2012. –С.45. [5]Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. — М.: Перспектива, 2016.
–С.29.