Курсовая с практикой на тему Управление государственной(муниципальной)собственностью.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I. Теоретические основы исследования управления государственной (муниципальной) собственностью 6
1.1 Критический обзор источников и авторская классификация взглядов по теме исследования 6
1.2 Определение собственной исследовательской ниши, формулировка и обоснование элементов научной новизны 14
II. Методические основы исследования управления государственной (муниципальной) собственностью 24
2.1 Историко-логический сравнительный анализ управления государственной (муниципальной) собственностью во времена Российской империи, СССР, РФ 24
2.2 Сравнительный анализ управления государственной (муниципальной) собственностью в РФ и 26
других странах 26
III. Авторская оценка состояния и авторские рекомендации по улучшению управления государственной (муниципальной) собственностью в РФ 32
3.1 Авторская оценка состояния управления государственной (муниципальной) собственностью в Ярославской РФ 32
3.2 Авторские рекомендации по улучшению управления государственной (муниципальной) собственностью в РФ 36
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Введение:
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время, современным проблемам собственности, посвящено большое количество работ в отечественной и зарубежной научной экономической литературе и их объективный анализ требует большого труда. А также фундаментальных работ по проблеме управления муниципальной собственностью в период качественной трансформации отношений собственности и социально-экономической системы насчитываются единицы. В современном российском обществе экономические отношения, экономическая система занимают центральное место, потому как именно от состояния экономики зависит благополучие общества. Безусловно, ведущее значение в экономической системе занимает господствующая форма собственности, т.к. она показывает, кто же является владельцем имущества. Наиболее благополучным положением является такое, в котором господствует частная собственность, при этом муниципальная и государственная собственность выступает как гарант федеративного устройства нашего государства.
В финансово-экономической основе местного самоуправления муниципальная собственность является значимым элементом. К одной из целей организации управления муниципальной собственностью относится удовлетворение потребностей и нужд местных граждан. В связи с тем, что муниципальная собственность представляет собой экономическую категорию, которая направлена на реализацию интересов населения, то эффективное использование находящегося в распоряжении органов местного самоуправления имущества – это важный инструмент социально- экономической политики муниципальных образований.
Степень разработанности проблемы. К понятию и отношениям по поводу собственности всегда проявляли интерес как ученые, так и практики. Об этом на разных этапах развития общества писали Платон, Аристотель, Георгий Плифон, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Ж.-Ж. Руссо, французские и английские утописты, П.-Ж. Прудон, К. Маркс и Ф. Энгельс, Н. П. Огарев, А. И. Герцен, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, В. Л. Иноземцев и др.
Цель работы — проведение всестороннего исследования теоретических и практических аспектов управления муниципальной недвижимостью муниципального образования г. Ярославль, выявление и анализ проблем управления муниципальным имуществом и разработка мероприятий в целях совершенствования процесса управления.
Исходя из цели, определим задачи работы:
1. Исследовать теоретические основы о сущности муниципальной собственности;
2. Дать понятие, сущность и функции муниципального управления;
3. Исследовать институциональную базу управления муниципальной недвижимостью в РФ;
4. Рассмотреть правовое и организационное регулирование управления муниципальным недвижимым имуществом;
5. Проанализировать состав муниципальной собственности г. Ярославль ;
6. Провести анализ существующей практики распоряжения муниципальной недвижимостью г. Ярославль ;
Объект исследования – муниципальная собственность.
Предмет исследования – организация управления муниципальной собственностью в г. Ярославль.
Положения, выносимые на защиту:
1. Разграничение понятия собственности. В настоящее время понятие собственности следует понимать в двух значениях: de jure и de facto. Собственность de jure (в переводе с латинского «юридически», «согласно праву») характеризует юридическую сторону данного понятия, говорит о том, что собственность имеет место быть в правовой системе государства. Собственность de facto (в переводе с латинского «на деле», «фактически») означает, что юридическая сторона данного понятия находит свое отражение на практике, и действительно, собственность на сегодняшний день является центральной фигурой всей экономической системы РФ – частная собственность как элемент рыночной экономики, муниципальная и государственная как гарант федеративного устройства нашего государства.
2. Муниципальная собственность защищается государством наряду с федеральной и региональной. Управление осуществляется органами местной власти. В ведении местных властей может находиться имущество, принадлежащее частным лицам – физическим лицам и предприятиям. Оно используется для решения задач органов самоуправления с целью обеспечения удовлетворения нужды населения, проживающего в пределах определенного административного образования. Муниципальные образования распоряжаются находящимся в их ведении имуществом для реализации предписанных законом полномочий, но не являются полноправными собственниками.
3. Низкий уровень вовлечения муниципального имущества в хозяйственный оборот. В качестве недостатков арендных отношений на объекты инженерной инфраструктуры можно отметить следующее: сложности при осуществлении контроля за полнотой выполнения капитального и текущего ремонта муниципального имущества; в состав затрат на передачу ресурса заложены затраты на аренду имущества; амортизационные отчисления не направляются на реконструкцию и модернизацию муниципального имущества; сложная процедура передачи технологически связанного имущества (сети теплоснабжения, газоснабжения) в состав переданного в аренду имущества в соответствии с действующим законодательством.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: абстрагирование, исторический метод, метод систематизации, метод моделирования, методы обобщения и сравнения, а также логический и статистический анализ.
Структура и объем работы: работа состоит из титульного листа, концепции, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы в теоретической части исследования позволил нам сформулировать определение собственности. Собственность – это система отношений между лицами по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом. Попытки осмысления данного явления были сделаны еще в античный период, в XVII в. появилось понятие «собственность» в том смысле, в каком оно и существует в настоящее время (конечно, с определенными изменениями, чего требует развитие общества). Каждый понимает значение собственности по-своему, но в целом, в определении понятия «собственность» достигнуто единство. Государственная собственность – это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. К муниципальной собственности относится собственность муниципальных образований.
Управление объектами муниципальной собственности является одной из важнейших задач органов местного самоуправления, включая местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальные земли и другие природные ресурсы. В теории и практике Российской Федерации понятие «управление муниципальной собственностью» является достаточно новым. В настоящее время органы местного самоуправления являются естественными монополистами – собственниками на рынке недвижимого имущества, что позволяет контролировать ситуацию на рынке недвижимости и выступать посредником при продаже и приватизации муниципального имущества, посредством торгов и аукционов.
В практической части исследования нами проведен анализ организации управления муниципальной собственностью Администрацией г. Ярославль. Администрация является в соответствии с Уставом муниципального образования – г.Ярославль исполнительно-распорядительным органом муниципального образования – г. Ярославль, наделенным правами юридического лица и собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Функции по управлению муниципальным имуществом в администрации выполняет комитет по управлению муниципальным имуществом, который является структурным подразделением Администрации г. Ярославль, реализующим полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г. Ярославль, распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Сокращенное наименование Комитета – КУМИ Администрации г. Ярославль.
В соответствии с проведенной оценкой организации управления муниципальной собственности деятельность Администрации г. Ярославль можно признать недостаточно эффективной, так как выявлен ряд проблем, которые носят не только экономический, но и организационно-аналитический характер.
Основными проблемами в сфере управления муниципальной собственностью на данный момент являются:
Длительность и сложность процедур передачи (разграничения) имущества между публичными собственниками.
Низкий уровень вовлечения муниципального имущества в хозяйственный оборот. В качестве недостатков арендных отношений на объекты инженерной инфраструктуры можно отметить следующее: сложности при осуществлении контроля за полнотой выполнения капитального и текущего ремонта муниципального имущества; в состав затрат на передачу ресурса заложены затраты на аренду имущества; амортизационные отчисления не направляются на реконструкцию и модернизацию муниципального имущества; сложная процедура передачи технологически связанного имущества (сети теплоснабжения, газоснабжения) в состав переданного в аренду имущества в соответствии с действующим законодательством.
Несовершенные системы учета для эффективного управления муниципальным имуществом в г. Ярославль.
Неэффективные механизмы мониторинга и контроля за деятельностью муниципальных учреждений г. Ярославль, не позволяющие повысить эффективность и результативность их деятельности в связи с изменением правового статуса и правового режима имущества этих учреждений.
На данный момент основными целями муниципальной политики в сфере земельно-имущественных отношений являются повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом; эффективное использование земельных ресурсов и совершенствование управления земельными ресурсами.
В качестве основных мероприятий по повышению эффективности организации управления муниципальной собственностью для г. Ярославль нами предложено:
Разработать целевые показатели муниципальной программы и стратегии социально-экономического развития г. Ярославль до 2030 года, которые будут отражать реальную динамику эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Совершенствование информационного обеспечения, включая внесение в Реестр сведений о кадастровых номерах объектов недвижимости, осуществление ведения бухгалтерского учета имущества, составляющего муниципальную казну г.Ярославль, качественное и своевременное предоставление муниципальных услуг, особенно в электронном виде.
Фрагмент текста работы:
I. Теоретические основы исследования управления государственной (муниципальной) собственностью
1.1 Критический обзор источников и авторская классификация взглядов по теме исследования
Собственность является основой любого общественного строя и общества, это исторически складывающиеся отношения в обществе по поводу присвоения. Эти отношения обозначают, кому принадлежит объект (принадлежность субъекту) – кто может распоряжаться, владеть и пользоваться объектом собственности, если ссылаться на экономическую теорию. Собственность может выступать как в экономической категории, так и в юридической, а также может выступать в качестве гражданско-правового института.
Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
Собственностью является полная власть лица над вещью. Имущество – это совокупность принадлежащих лицу прав и обязанностей, которые можно оценить в денежном эквиваленте.
Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживает армия, полиция и другие силовые структуры и правовая система.
Действующее законодательство Российской Федерации рассматривает государственную и частную собственность, как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски, а не как две противоположные друг другу формы собственности.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение государственных интересов и интересов граждан РФ, в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с гражданским кодексом РФ ст. 294, 296.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
По своей природе отношения собственности — это управленческие отношения между собственниками и лицами, которым собственники передают объект во временное пользование. Суть отношений сводится к установлению договорных условий предоставления объекта в пользование, платы за пользование, характера использования объекта, времени передачи и
возвращения объекта.
Отношения такого вида возникают:
— при сдаче объекта собственности в аренду;
— в условиях лизинга имущественных объектов;
— при залоге имущества, в том числе при ипотечном залоге;
— при передаче имущества в доверительное управление;
— при предоставлении денежных средств в кредит;
— при передаче объектов в безвозмездное пользование.
Все государственное имущество можно разделить на две основные группы:
• закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;
• средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну.