Региональная политика Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Управление государственной программой развития макрорегионов Российской Федерации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы формирования и развития макрорегионов Российской Федерации 6
1.1. Понятие и условия формирования макрорегионов 6
1.2. Классификация макрорегионов 12
1.3. Методы и модели развития макрорегионов России 15
2. Практические аспекты развития макрорегионов Российской Федерации 20
2.1. Общая характеристика социально-экономического развития макрорегионов Российской Федерации 20
2.2. Анализ эффективности управления государственной программой развития макрорегионов на примере Дальневосточного федерального округа 25
2.3. Проблемы и направления совершенствования государственных программ развития макрорегионов Российской Федерации 30
Заключение 39
Библиографический список 41

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Цель пространственного развития России заключается в устойчивом и сбалансированном развитии субъектов Федерации, обеспечивающим повышение эффективности человеческого капитала, нивелирование межрегиональных различий относительно уровня и качествя жизни населения, увеличение темпов экономического роста и технологического развития, а также высокий уровень национальной безопасности страны.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день изучение процессов, которые происходят в различных регионах мира, в том числе и на территории Российской Федерации, являются в достаточной степени актуальными для современных международных отношений, а также такой отрасли научного знания как зарубежное регионоведение.
Существующие недостатки пространственного развития Российской Федерации, а именно — неравномерное развитие регионов и снижение устойчивости национальной системы расселения, влияют на обеспечение национальной безопасности сраны в области экономики. Об этом говорится в Указе президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» .
Таким образом, основные усилия, на наш взгляд, должны быть направлены на устранение дисбалансов в территориальном планировании, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, на формирование новой географии экономического роста, современных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования.
Объектом исследования являются государственные программы развития макрорегионов Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации государственных программ развития макрорегионов Российской Федерации.
Целью настоящей работы является выявление проблем в управлении государственными программами развития макрорегионов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и условия формирования макрорегионов;
— рассмотреть подходы к классификации макрорегионов;
— изучить методы и модели развития макрорегионов в России;
— дать общую характеристику социально-экономического развития макрорегионов Российской Федерации;
— осуществить анализ эффективности управления государственной программой развития макрорегионов на примере Дальневосточного федерального округа;
— выявить проблемы и определить направления совершенствования управления государственными программами развития макрорегионов Российской Федерации.
Методологическая основа исследования включает общие и частные методы научного познания, а именно общенаучный диалектико-материалистический метод, логический, системный, исторический, статистический, конкретно-социологический (анализ и обобщение материалов судебной практики, изучение статистических данных), формально-юридический, сравнительно-правовой и иные.
Эмпирическую и информационную основу исследования составляют статистические данные, отражающие состояние социально-экономического развития макрорегионов России, а также нормативно-правовые акты и научные труды в обозначенной сфере исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатах при написании последующих научных работ по указанной тематике.
Научная новизна заключается в проведении комплексного исследования управления государственными программами развития макрорегионов Российской Федерации и формулировании предложений по оптимизации указанных программ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на шесть параграфов, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, макрорегион – это относительно обособленная социально-экономическая система, выстраиваемая на основе единой инфраструктурной базы территориально близких регионов, имеющих сложившиеся устойчивые социально-экономические связи, способных вместе представлять свои интересы и оказывать значимое влияние на национально-государственной или международной арене.
Существуют два основных подхода к формированию состава макрорегионов: первый подход основан на административно-территориальном делении; второй – на экономическом районировании. В рамках первого подхода макрорегионы представляют собой федеральные округа, каждый из которых объединяет в себе, как минимум, два субъекта РФ. Нужно сказать, что большинство стратегий, разработанных на межрегиональном уровне, – это стратегии развития федеральных округов. Второй подход утверждает, что экономические предпосылки для формирования состава макрорегиона должны быть превалирующими и федеральный округ представляет собой отдельный, частный случай макрорегиона.
Для формирования макрорегиона необходимо, чтобы выполнялось несколько условий:
— близость географического расположения;
— наличие общих предпосылок развития (исторических, этнокультурных, природно-климатических, социальных, организационно-управленческих, экономических), позволяющих находить общие точки соприкосновения при выработке совместной социально-экономической политики;
— налаженная экономическая кооперация, сложившиеся устойчивые экономические связи;
— возможности для создания и развития единой инфраструктурной базы.
Анализ социально-экономической ситуации в Дальневосточном ФО выявил сохранение убыли населения в большинстве дальневосточных регионов. За последние годы наиболее динамичное экономическое развитие демонстрировала Сахалинская область. С учетом корректировки экономических показателей на индекс удорожания к числу отстающих регионов можно отнести Еврейскую автономную область и Камчатский край. В этой связи в отношении данных регионов целесообразно проработать дополнительные меры поддержки, в том числе в рамках применения программно-целевых механизмов с уточнением подходов по организации системы расселения, транспортного обслуживания, инфраструктурного обустройства и функционирования бюджетного сектора.
Особую роль приобретает стимулирование развития крупных экономических центров, повышение качества жизни в крупных и крупнейших городах, расположенных преимущественно в южной части дальневосточного макрорегиона.
Эффективное решение задач по экономическому развитию дальневосточных регионов и наращиванию их доходного потенциала возможно при условии обеспечения надлежащей координации созданных специализированных институтов развития, комплексного мониторинга результативности предоставления особых налоговых преференций на территории Дальневосточного ФО.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические основы формирования и развития макрорегионов Российской Федерации
1.1. Понятие и условия формирования макрорегионов

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) в систему стратегических документов государства были введены так называемые промежуточные уровни: межмуниципальный и межрегиональный. Последний из них представлен стратегиями макрорегионов.
Несмотря на то, что разработка стратегий макрорегионов в Российской Федерации осуществляется фактически с 2009 года, тем не менее некоторые связанные с ними вопросы вызывают полемику до сих пор.
Во-первых, ведется дискуссия о том, что такое «макрорегион» и как данная дефиниция соотносится с понятием «регион». Согласно ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ под макрорегионом понимается «часть территории, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования».
В то же время в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации» .
Некоторые авторы считают, что регионом может считаться как часть территории отдельного субъекта РФ, так и объединение нескольких субъектов РФ . При таком подходе различия между «макрорегионом» и «регионом» остаются размытыми. В отдельных случаях одна и та же территория может считаться и регионом, и макрорегионом.
Во-вторых, не определен состав макрорегионов. Нет единого понимания в вопросе о том, какими должны быть социально-экономические условия, создающие предпосылки для объединения территорий нескольких субъектов РФ в один макрорегион. В соответствии с Положением о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов установлено, что состав макрорегионов обосновывается в стратегии пространственного развития Российской Федерации . Стратегия пространственного развития разработана в соответствии с основами государственной политики регионального развития РФ в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития РФ и стратегии национальной безопасности РФ.
Существуют два основных подхода к формированию состава макрорегионов: первый подход основан на административно-территориальном делении; второй – на экономическом районировании. В рамках первого подхода макрорегионы представляют собой федеральные округа, каждый из которых объединяет в себе, как минимум, два субъекта РФ. Нужно сказать, что большинство стратегий, разработанных на межрегиональном уровне, – это стратегии развития федеральных округов. Второй подход утверждает, что экономические предпосылки для формирования состава макрорегиона должны быть превалирующими и федеральный округ представляет собой отдельный, частный случай макрорегиона.
Для формирования макрорегиона необходимо, чтобы выполнялось несколько условий:
— близость географического расположения;
— наличие общих предпосылок развития (исторических, этнокультурных, природно-климатических, социальных, организационно-управленческих, экономических), позволяющих находить общие точки соприкосновения при выработке совместной социально-экономической политики;
— налаженная экономическая кооперация, сложившиеся устойчивые экономические связи;
— возможности для создания и развития единой инфраструктурной базы.
С учетом вышесказанного, можно предложить следующее определение.
Макрорегион – это относительно обособленная социально-экономическая система, выстраиваемая на основе единой инфраструктурной базы территориально близких регионов, имеющих сложившиеся устойчивые социально-экономические связи, способных вместе представлять свои интересы и оказывать значимое влияние на национально-государственной или международной арене .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы