Курсовая с практикой на тему Управление агропромышленным комплексом в муниципальном образовании Лабинский район.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Теоретические основы
совершенствования государственного управления агропромышленным комплексом. 7
2
Агропромышленный комплекс Лабинского района в 2015 – 2019 гг. 13
2.1 Природные условия развития
сельского хозяйства Лабинского района. 14
2.2 Социально-экономические условия
развития агропромышленного комплекса Лабинского района. 17
2.3 Тенденции развития
агропромышленного комплекса Лабинского района в 2015 – 2019 гг. 26
3 Государственная поддержка агропромышленного
комплекса Лабинского района 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 46
Введение:
Актуальность темы
исследования. В рыночной экономике государству
принадлежит важнейшая роль. Конечно, государственное регулирование в состоянии
охватить все отрасли экономики и подчинить их. В экономике страны имеются такие
отрасли и комплексы, эффективность регулирования которых очень часто
недостаточна. Это относится и к агропромышленному комплексу.
Однако,
как бы ни оценивалась проблема вмешательства государства в экономику,
регулирование развития агропромышленного комплекса должно выполнять
государство. Во всех развитых странах государство берет на себя развитие таких
сфер, как сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Роль
государства в удовлетворении потребностей в продовольственных товарах
совершенно не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в
государственном секторе. Государство может стимулировать их производство и на
предприятиях частного сектора. Грамотно спланированное государственное
регулирование в рамках экономической политики помогает развитию отраслей
агропромышленного комплекса.
С
одной стороны, государственное регулирование АПК ускоряет рост душевых доходов
населения региона. С другой стороны, смягчая давление внешней конкуренции,
обеспечивая финансовую помощь, государство стимулирует функционирование
отраслей агропромышленного комплекса.
Степень разработанности проблемы.
Теоретические
аспекты государственного регулирования агропромышленного комплекса в
России были
раскрыты в трудах таких ученых, как: Черникова С.А., Ремезков А.А., Нитовкин Д.В., Габдуалиева Р.С., Бреусова
Е.А. и др.
Тенденции
и проблемы развития агропромышленного комплекса
муниципальных образований охарактеризованы в работах таких авторов, как
К.Э.Тюпаков, В.С.Курносов, Воблая И.Н., Старкова Н.О. и др.
Различные
направления совершенствования сельского хозяйства и пищевой промышленности
Краснодарского края и его муниципальных районов раскрыты в работах авторов:
Артёмова Е.И., Плотникова Е.В., Храмченко А.А., Саенко И.И., Клочко Е.Н.
Однако
вопросы воздействия государства на агропромышленный комплекс конкретных
муниципальных районов (в т.ч. Лабинского), направления преобразования комплекса
нуждаются в дополнительном исследовании. Необходимость анализа государственного
и муниципального регулирования развития агропромышленного комплекса Лабинского
района и разработки собственных направлений развития и предопределило цель и
задачи данного исследования.
Цель исследования: изучить
особенности государственного и муниципального управления
агропромышленным комплексом в Лабинском районе.
Достижение
обозначенной цели обусловило решение следующих задач:
1)
исследовать теоретические основы управления агропромышленным комплексом района;
2)
проанализировать условия и современные тенденции развития агропромышленного
комплекса в Лабинском районе;
3) охарактеризовать
пути совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса в
Лабинском районе.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Лабинского района.
Предметом исследования выступают
современные тенденции агропромышленного комплекса Лабинского
района, проблемы функционирования,
направления государственного регулирования.
Теоретико-методологические основы
исследования составляют труды Петренко И.М., Мухаева Р.Т.,
Кудряшовой Л.В., К.Э.Тюпакова, Бурковского П.В., Кобелевой Е.А.
Методы исследования. В качестве
методов исследования были использованы методы анализа и синтеза, сравнительный
и количественный методы.
Информационной и
нормативно-правовой базой послужили федеральная целевая программа «Социальное
развитие села», федеральная программа «Развития сельского хозяйства и
регулирования сельскохозяйственных рынков продукции, сырья и продовольствия», государственная программа Российской
Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», федеральная
программа строительства автомобильных дорог в сельской местности, а также государственная программа Краснодарского края
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия», краевая программа «Медицинские кадры
для села», «Сельский клуб» и « Сельские дороги».
Рабочая гипотеза исследования базируется
на научном предположении о необходимости совершенствования системы
государственной поддержки агропромышленного комплекса в Лабинском районе.
Основные положения, выносимые на
защиту:
1. Раскрыты методы воздействия на развитие агропромышленного комплекса, разнообразные
формы государственного регулирования, определены общие проблемы
государственного управления и направления их решения.
2. В работе
раскрыты особенности государственной поддержки
агропромышленного комплекса в Лабинском районе: охарактеризованы современные
тенденции развития АПК.
3. Дана характеристика основных органов государственной
поддержки АПК.
4. Раскрыты направления государственной поддержки
агропромышленного комплекса. Научная новизна исследования заключается
в анализе особенностей управления
агропромышленным комплексом в Лабинском районе, а также в разработке мероприятий,
способствующих формированию благоприятных условий для функционирования
агропромышленного комплекса района.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в дальнейшем развитии теоретического аппарата
научного исследования управления агропромышленным комплексом.
Практическая значимость работы заключается
в разработке рекомендаций по совершенствованию управления АПК
Лабинского района. Полученные в результате исследования выводы могут
быть использованы в деятельности органов
государственной
поддержки АПК.
Заключение:
В современных условиях обеспечение
продовольственной безопасности Российской Федерации, устойчивое развитие
сельских территорий требует улучшения государственного управления
агропромышленным комплексом.
В 2000-х годах государством в качестве
приоритетов развития были определены развитие АПК, что приводит к некоторым
положительным результатам. Так, государственная поддержка в агросфере
обеспечила определенные успехи в растениеводстве и животноводстве Лабинского
района.
В то же время отношение к АПК как
второстепенному сектору экономики, отсутствие четко проработанных теоретических
подходов, увлеченность институциональными преобразованиями и копированием
зарубежного опыта без учета местной специфики снижают эффективность управления
развитием агропромышленным комплексом. Поэтому изучение управления развитием
АПК на муниципальном уровне в настоящий момент является востребованным.
В
ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:
1.
Природные условия ведения сельского хозяйства Лабинского района являются
благоприятными; плодородные почвы, теплый, с достаточным увлажнением климат,
развитая гидросеть района способствует развитию и растениеводства, и
животноводства.
2.
Отрасли экономики Лабинского района характеризуются отрицательными тенденциями
развития (за исключением отраслей АПК), демографическая ситуация является
непростой, однако ситуация в социальной сфере района является достаточно
благоприятной и способствует развитию района в целом.
3.
Экономика района имеет ярко выраженную аграрную специализацию.
4.
В функционирование сельскохозяйственного производства Лабинского района вносят
вклад как сельскохозяйственные
организации, так и фермерские хозяйства, хозяйства населения.
5.
Растениеводство и животноводство Лабинского района за
период 2015 – 2019 гг. характеризуется тенденцией развития (за исключением
картофелеводства и овощеводства); те же самые тенденции затрагивают и пищевую
промышленность.
6.
Основой развития агропромышленного комплекса Лабинского района в перспективе
муниципальные власти считают интенсификацию, повышение почвенного плодородия,
техническое и технологическое переоснащение.
7.
Государственное и муниципальное управление за исследуемый период стремится к созданию благоприятных для развития АПК
условий.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы совершенствования государственного управления
агропромышленным комплексом Государственное
регулирование агропромышленного комплекса характерно для рыночного уклада
экономики. Недостатки рыночных отношений устраняются путем государственного
вмешательства.
Государственные органы
используют целый арсенал инструментов, методов и других средств воздействия на
развитие отраслей экономики [1].
Государственное
регулирование экономики представляет собой воздействие на
социально-экономические процессы с помощью экономического механизма. Цель
государственного регулирования экономики – соблюдение интересов государства,
общества в целом, социально незащищенных слоев населения.
Существуют
разнообразные формы государственного регулирования. Налоговое регулирование
осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения,
назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот,
освобождения от налогов предприятий АПК. К этому направлению относится введение
пошлин и таможенных сборов.
Денежно-кредитное
регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым
оказывать воздействие на экономические процессы.
Бюджетное регулирование
заключается в том, что государственные органы способны распределять средства
государственного бюджета по различным отраслям и предприятиям АПК, а также
устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет.
Ценовое регулирование
заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен
на технику, корма, топливо, готовую продукцию агропромышленного комплекса,
запрещая их повышение. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными
дотациями.
Кроме того, государство
выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на сферу
предпринимательства, на некоммерческий
сектор экономики.
К методам
государственного влияния можно отнести административные и экономические.
Существуют следующие
направления государственного регулирования, где административные приемы
являются эффективными:
1) прямой
государственный контроль над монопольными рынками; монополизм трудно ограничить
только с помощью регуляторов косвенного воздействия, в этом случае допустимо
государственное управление ценами;
2) установление
минимально допустимых показателей уровня жизни населения (пособие по
безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимальный размер
оплаты труда и т. п.);
3) защита национальных
интересов в системе глобальных экономических связей. К ним относится
лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом капитала;
4) реализация целевых
программ, предусматривающих регулирование деятельности предприятий
государственного сектора.
Экономические методы
государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги,
определяют принципы деятельности в рыночном хозяйстве и воздействуют на
экономические интересы субъектов экономики. К экономическим методам относятся:
– налогообложение,
система налоговых льгот;
– регулирование цен;
– платежи за ресурсы,
ставки процента за кредит;
– таможенное
регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Правовое
регулирование экономики состоит в разработке государством правовых норм,
определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов,
функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых
отношений, профсоюзов и работодателей.
Правовое
регулирование составляет основу воздействия государства на экономическую
деятельность, основу управления.
На
сегодняшний день положение в агропромышленном комплексе территории любого
уровня остается сложным. Проблемы связаны с изношенностью технических средств,
уменьшением численности работников сельского хозяйства, сложившимся порядком
ценообразования, действующими
закупочными ценами, взаимными неплатежами и задолженностями. Кроме того, в АПК
необходимо реформирование предприятий, воспроизводство машинно-тракторного
парка, обеспечение глубокой переработки сырья.
Основными
направлениями совершенствования управления
в АПК региона, муниципального района
являются:
—
реструктуризация сельскохозяйственных организаций;
—
либерализация рынков продукции и ресурсов АПК;
—
развитие рыночной инфраструктуры;
—
формирование антимонопольного законодательства и института банкротства.
Основными
направлениями совершенствования агропромышленного комплекса на сегодняшний день
выступают:
1)
обеспечение устойчивого развития и последовательного повышения эффективности
агропромышленного производства, гарантия продовольственной безопасности
государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной
продукции;
2)
для наиболее эффективного использования природно-климатических,
материально-технических и трудовых ресурсов региона обеспечение
совершенствования региональной и районной структуры АПК;
3)
повышение роли государства, развитие отношений собственности, земельных
отношений, сбыта продукции, ценообразования, государственной финансовой
поддержки АПК, кредитования, налогообложения, инвестиционной деятельности,
стимулирования труда, внешнеэкономической деятельности, кадрового обеспечения и
аграрного образования;
4)
технико-технологическое переоснащение АПК, включающее техническое переоснащение
сельского хозяйства, совершенствование землепользования, развитие
растениеводства и животноводства;