Курсовая с практикой на тему Управленческий лидер: личностные качества и эффективность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
лидерства в организации. 5
1.1. Сущность понятия лидерства. 5
1.2. Теории лидерства. 8
1.3. Типология лидерства. 11
1.4. Роль управленческих лидеров в организации. 13
Глава 2. Анализ эффективного
лидерства в ООО «Мерканто». 17
2.1. Общая
характеристика ООО «Мерканто». 17
2.2.
Исследование управленческого лидерства в организации. 19
2.3. Мероприятия по развитию лидерских качеств. 24
2.4.
Оценка эффективности предложенных мероприятий. 27
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 33
Приложения. 36
Введение:
Актуальность
темы исследования заключается в том, что
в наши дни имеется большое количество разных фирм, нуждающихся не только в
строго иерархии управления, но также и в лидерах, которые способны в будущем
вывести эти организации на современный уровень, внеся какие-либо изменения.
Под лидером часто
понимают символ общности, а также образец поведения группы. Лидер выдвигается,
как правило, снизу, чаще всего стихийно и принимается его последователями.
Людей, которые имеют власть в организации, можно разделить на три основные
категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер.
Значение феномена
лидерства для руководства в организации поднимает вопрос о влиянии на данный
феномен. Лидерством нужно управлять (насколько, на сколь это является
возможным), т. е. необходимо выделять лидеров, а также развивать более
конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Ведущую роль отводят лидеру в
создании и управлении организационной культурой организации. В зависимости от
того, какой тип организационной культуры имеется в организации, лидер будет
выполнять различные функции.
Эффективность феномена
лидерства связана со способностью самих лидеров управлять межличностной, а
также организационной коммуникацией, одновременно воздействуя на характер самой
коммуникации.
Функциональным
признаком профессиональных организаций, которые добились успеха, является более
динамическое и эффективное руководство. Это обеспечивает такой руководитель,
который эффективно управляет своими подчиненными и одновременно является
лидером для них. Его цель — влиять на других так, чтобы они производили работу,
задания, которые стоят перед организацией. Однако на практике руководители не
всегда являются лидерами для подчиненных и не имеют результативного
взаимодействия с коллективом. Это предопределено тем, что для коллективов
организаций характерны такие явления, как лидерство.
Противоречивые экономические, политические и социальные условия жизни в
современном обществе выдвигают перед человеком новые требования относительно ее
знаний и личных качеств и, в первую очередь, к профессиональной подготовке.
Ведь успешность профессиональной деятельности человека зависит не только от ее
профессиональной подготовки, но и от ее жизненной позиции, социальной
активности, конкурентоспособного функционирования, мобильности, ответственности
и поезда к самосовершенствованию, которые предусматривают сформированность
лидерских качеств личности.
Степень
разработанности темы исследования. Проблема
лидерства рассматривалась учеными: Г. М. Андреева, В. М. Анисимова, И. П.
Волков В.Д. Гончаров, Ю. А. Замошкин, Н. И. Ильина, Е.С. Кузьмин, И. Г.
Лукманова, Б. Д. Паригин, А. Г. Сороковая, Л. И. Уманский и другие известные
ученые. Среди зарубежных исследователей значительный вклад в исследование
феномена лидерства внесли труды К. Берда, Е. Богардуса, М. Вебера, Л. Картера,
Р. Лорда, Р. Стогдилла, Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Фидлера, Д. Филлипса, Г.
Хоуманса.
Объектом
исследования является ООО «Мерканто».
Предметом
исследования выступает реализация управленческого лидерства в
организации.
Цель
исследования состоит в анализе личностных качеств и эффективности управленческого лидера и разработка
развития лидерских компетенций на примере ООО «Мерканто».
Для реализации поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и
содержание понятия лидерства;
2. Рассмотреть теории лидерства в
современных организациях;
3. Изучить типологию лидерства;
4. Выявить роль управленческих лидеров в организации;
5. Проанализировать характеристику организации;
6. Провести
исследование лидерства в организации;
7. Предложить мероприятия по подготовке лидеров в
организации;
8. Дать оценку эффективности предлагаемых управленческих
решений.
Методы
исследования. В работе нашли применение общенаучные и специальные
методы теоретического и эмпирического исследования, в том числе:
диалектический, формально-логический, метод аналогии, анализ и синтез,
исторический метод, экспертных оценок.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования
предлагаемых мероприятий для подготовки лидеров в организации.
Нормативно-правовую основу исследования
составили законы и нормативные акты Российской Федерации.
Структура работы, включает введение, 2
главы и заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
В курсовой работе проведено исследование личностных качеств и эффективность управленческого
лидерства.
На основании чего можно сделать следующие выводы.
Характеризуя управление персоналом ООО «Мерканто», следует обратить
внимание на использование таких методов как поощрение, руководитель может
выразить признательность за качественно выполненную работу, поблагодарить за
особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного
отношения и в дальнейшем. Использование таких методов является залогом
эффективности функционирования компании.
Результаты по методике «Диагностика стилей руководства» (А.Л.Журавлев)
показал, что по мнению коллектива, руководитель использует директивный стиль
управления (45%). Нами обнаружена такая закономерность: руководители, стаж
управленческой деятельности которых составляли свыше 5 лет, применяют
авторитарный, демократический или комбинированный стили управления коллективом.
Для руководителей высшего звена управленческой деятельности характерны такие
стили управления, как авторитарный, демократический или комбинированный
(авторитарно-демократический). Руководители низшего звена в большей степени
склонны к применению либерального или неопределенного стиля управления. В
большинстве руководителям свойственно проявлять авторитарный,
авторитарно-демократический или демократический стили управления коллективом
(80%). Меньшей мерой руководители склонны к либеральному или неустойчивому
стилям (20%).
Изучив теоретическую часть управления персоналом, и рассмотрев на примере
ООО «Мерканто» применения на практике методов управления, были сделаны
практически значимые, на наш взгляд, выводы и рекомендации по наиболее эффективному
управлению персонала организации.
В ходе работы выяснили влияние лидерства на эффективность деятельности ООО
«Мерканто». Анализ показал улучшение управленческой деятельности руководителей
через правильный выбор поведения в конфликтной ситуации, увеличения уровня
демократического стиля руководства коллективом после проведенной коррекционной
тренинговой программы. Исходя из выше сказанного можно утверждать, что
проведена коррекционная тренинговая программа в значительной степени повлияла
на миропонимание руководителей компаний и на отношение к коллективу, потому
считаем его эффективным при использовании в оптимизации управления компанией и
улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Принимая во внимание вышеизложенное, появляется необходимость проведения и
исследования эффективности внедрения специально разработанной коррекционной
тренинговой программы как формы активной учебы для руководителей ради,
во-первых, познания себя, своих индивидуальных особенностей и возможностей,
осознания своих интересов, мотивов, желаний; во-вторых, необходимости брать на
себя ответственность за свое профессиональное становление и развитие;
в-третьих, овладение приемами саморегуляции, самоконтроля и
самосовершенствования, особенностей поведения в конфликтной ситуации,
увеличение уровня демократического стиля руководства коллективом ООО
«Мерканто».
Распределение
лидерства. Руководитель видит успех организации как общий успех, который
зависит от учителей, родителей, учащихся; развивает лидерство в других.
Ориентация на демократические отношения.
Поведение
лидера. Способность отстаивать интересы организации, культивировать и защищать
общие ценности, быть идеологом, но при этом вовлекать сотрудников в решение
вопросов, мотивировать к сотрудничеству и взаимодействию по достижению общих
целей.
Личные качества.
Руководитель проявляет личные качества успешного лидера: проницательность,
оптимизм, настойчивость, доверие к окружающим, толерантность, честность,
открытость. Руководитель признаваем как лидер. Способен поддержать в
сотрудниках индивидуальность, демократичен в общении. Нацелен на улучшение
образовательного пространства для всех учащихся, на создания условий для
проявления успешности каждого. Рассматривает проблемы как препятствие для
преодоления, а не как непреодолимые.
Сохранение
успеха. Постоянное поддержание высоких результатов ООО «Мерканто», умение
взаимодействовать с социумом для использования новых возможностей для развития,
создание устойчивой организации, способной отстаивать приоритеты и ценности,
сохранить лучшее.
1. Стремление деятельности ООО
«Мерканто» на усиление лидерской активности коллектива требует пересмотра целей и задач в области
управленческих решений. Теперь ключевыми должны стать такие ориентиры:
‒ выявление потенциальных способностей каждого работника,
его склонности к творческому труду;
‒ определение избранных человеком приоритетов, ее
стремлений к материальному благосостоянию, интеллектуальному развитию,
лидерству;
‒ усиление мотивации работников с целью всесторонней
реализации их лидерских способностей;
‒ определение степени лидерской активности каждого
работника;
‒ наблюдение за непрерывностью наращивания творческого
потенциала коллектива и своевременным изменением форм его использования;
‒ оптимизация организационных структур, улучшения условий
функционирования предприятия для повышения гибкости процессов на основе
воплощения в жизнь лидерских компетенций;
‒ адекватное оценивание экономической и социальной
эффективности от реализации лидерских решений;
‒ формирование кадрового резерва из числа креативных
специалистов;
‒ преодоление сопротивления консервативно настроенных
работников.
2. Сформулированы такие принципы управления лидерами:
‒ постоянная поддержка «духа лидерства» в коллективе;
‒ свободное проявление лидерской инициативы работников;
‒ гласность лидерских приобретений членов коллектива;
‒ научное обоснование творческих решений, признания их
приоритетности сравнительно с традиционными решениями;
‒ предоставление надлежащих полномочий специалистам,
которые занимаются воплощением творческих идей на практике;
‒ обоснованная оценка результатов внедрения новаторских
предложений;
‒ справедливое вознаграждение за лидерство.
В ходе написания работы все задачи решении и рассмотрены аспекты подготовки лидеров на базе предприятия ООО «Мерканто». Цель была
достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты лидерства в организации 1.1. Сущность понятия лидерства Анализ
существующей практики показывает, что не существует ни одного фактора, который
обеспечивал бы большую выгоду для организации, чем процесс эффективного
лидерства. Лидеры нужны в организации для определения целей и задач, для
координации, а также обеспечения контактов между членами организации и выбора
наиболее эффективных путей разрешения каких-либо проблем. Таким образом,
организации, где присутствуют лидеры, скорее всего, достигнут цели гораздо
быстрее, чем организации с отсутствием лидеров.
Базаров
Т. Ю. считает, что «Лидерство является сложным
социально-психологическим процессом группового развития, в результате которого
и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, а также её
оптимизация и постоянное совершенствование» [5, с.37].
Термин
«лидер» происходит от английского lead (вести). Следовательно, лидером можно
назвать ведущего, или идущего впереди. Лидер является членом какой-то
организации, который обладает высоким личным статусом, и оказывает большое
влияние на мнение и поведение окружающих его членов организации. Лидер
организации выполняет комплекс определённых функций.
В научной литературе мы можем найти большое количество определения
лидерства как проявление личностной деятельности. Например, в своем
исследовании «Handbook of Leadership: Asurvey of theory and research» Р.
Стогдилл наводит целый спектр определений лидерства:
«Лидерство — центр групповых интересов. Лидер — духовно-эмоциональный центр
группы, который определяет структуру, атмосферу, идеологию и групповые
интересы.
Лидерство — проявление личных качеств.
Лидерство — искусство достижения согласия (консенсусное лидерство).
Лидерство — действие и поведение.
Лидерство — инструмент достижения цели и желательного результата.
Лидерство — взаимодействие.
Лидерство — умение убеждать. Лидер управляет с помощью убеждения, поощрения
и побуждения к действию средствами собственного примера.
Лидерство — влияние.