Курсовая с практикой на тему Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: правовой статус, основные направления деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 6
1.1 История возникновения и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 6
1.2 Цели, задачи и функции уполномоченного по правам человека в России 8
1.3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в России 10
Глава 2. Положение Уполномоченного по правам человека в системе разделения властей, а так же проблемы реализации данного института в России 18
2.1 Положение Уполномоченного по правам человека в системе разделения властей 18
2.2. Рецепция зарубежного опыта в современной действительности 21
2.3.Проблемы реализации института уполномоченного в России: правоприменительная практика 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» .
Данная статья, закрепленная в конституции, является итогом многовекового развития не только России, но человечества в целом.Начиная с времен древней Греции, Рима, сквозь раннее и позднее средневековье, эпоху ренессанса, просвещения, кровавые войны и революции, человечество все более и более развивало идею прав человека. Какие-то страны были первыми, в каких-то процесс закрепления этих прав затянулся, тем не менее, на сегодняшний день, подавляющее число государств мира, признают за людьми их права, и обладают необходимыми механизмами их защиты.
Россия, само собой, не стала исключением. Пройдя очень трудный путь, в котором наша страна балансировала между Европой и Азией, пережив за последние 200 лет больше потрясений, чем некоторые страны за всю свою историю, она так же встала на путь демократического развития.
Правовая основа института уполномоченного по правам человека в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г . С тех пор прошло почти 30 лет. 30 лет – огромный срок для человека, но крошечный для страны с более чем тысячелетней историей.
Нельзя забывать и о системе разделения властей в России:
Наша страна сейчас, можно сказать, колеблется, между полностью демократическим режимом, в котором, по примеру западных государств, различные ветви власти действуют независимо, и уклоном в авторитарный стиль правления, где президентская власть возвышается над всеми остальными ветвями власти.
Некоторые авторы, такие, как Екатерина Шульман, в своих трудах называют эту систему «Гибридной» . Тем интереснее выглядит развитие института уполномоченного по правам человека в подобных, уникальных, и не похожих ни на одну другую страну мира условиях.
Предметом исследования в данной работе является правовой статус уполномоченного по правам человека в России.
Опыт подсказывает, что право работает, только если его надлежащим образом защищают. А что же уполномоченный по правам человека? Способен ли он на данный момент защитить нарушенное право, хватает ли ему тех возможностей и полномочий, что предоставило ему государство?
Объект исследования составили юридически значимые отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченного по правам человека в России, а так же ряда зарубежных стран.
Актуальность данного исследования заключается в нескольких аспектах: в первую, и главную очередь, это вопрос развития нашей страны. Не секрет, что права и интересы конкретного человека не всегда совпадают с интересами государства, а порой, они противоречат друг другу. В идеале, права человека, признанные высшей ценностью, должны заставить государство уступить, пожертвовать своими интересами. Но готова ли сейчас Россия к этому? Желает ли этого государство? А даже если желает, способно ли оно на это, на сегодняшний день?
Не будем забывать и горький исторический опыт – люди не всегда боролись за свои права силой слова. Когда слов недостаточно, они берутся за оружие. Подобная тенденция не является пережитком прошлого. Оглянемся на 7 лет назад, и мы увидим, что гражданская война в Ливии началась с ареста правозащитника. Вопрос того, как государству в данный момент и защитить права людей, и свои интересы, и при этом не спровоцировать серьезные социальные конфликты в обществе – тема достаточно актуальная.
Вторым пунктом, в котором заключается актуальность этой проблемы, являются международные отношения. Зарубежные страны часто критикуют положение дел с защитой прав человека в России. Не всегда эта критика конструктивна, не всегда основательна. Порой она состоит из голословных утверждений, порой – из надуманных фактов. Достаточно часто эта критика не имеет под собой иной цели, кроме как политическое давление на нашу страну. Но не всегда, не значит никогда. Наивно полагать, что Россию не за что критиковать в отрасли защиты прав человека. Здесь и правда покоится множество проблем, и решив их, Россия, в том числе, повысит свой престиж на международной арене.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта. Были изучены труды таких авторов, как Безуглова, А. А;Матузова, Н. И;Зиновьев, А. В.
Целью данного исследования является изучения правового статуса Уполномоченного по правам человека в России, его положения в системе разделения властей и в государстве в целом, сравнения данного института с его зарубежными аналогами, а также прогнозирование возможных вариантов развития/изменения его полномочий и правового статуса.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи: изучение истории возникновения и развития института уполномоченного по правам человека. определение и анализ его полномочий и возможностей их реализации в данный момент. изучение зарубежного опыта стран, в которых наиболее сильно развит подобный институт.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В заключение данной работы хотелось бы кратко изложить все те выводы, что я сделал в процессе изучения материала и написания данной работы.
В первую очередь, на мой взгляд, стоит отметить, что не смотря на свою относительную молодость, данный институт в России не так уж и сильно отстает в развитии от зарубежных стран, как это преподносится, а в самих этих странах, как правило, уполномоченный не многим влиятельнее, чем в России, а перечисленные в данной работе страны являются хоть и не таким редким, но все же исключением. Сам по себе институт уполномоченного, как правовое явление, в данный момент очень противоречив. Споры вызывает даже вопрос отношения данного органа к какой-либо ветви власти, а уж тем более его правовой статус, полномочия и.т.д. Глядя на текущее положение уполномоченного в России, можно сделать главный вывод – на данный момент этот институт находится в переходном этапе своего развития. На мой взгляд, самое худшее, что можно сделать – оставить все без изменений. В данный момент институт уполномоченного нужно развивать и дополнять.
В первую очередь, на мой взгляд, следовало бы расширить возможность уполномоченного влиять на законодательный процесс.
Решить ряд вопросов с его правовым статусом, выбрать, создавать ли строгую централизованную организацию, в которой региональные уполномоченные подчиняются федеральному, или пойти по пути США, и создать уполномоченных при министерствах, занимающихся конкретными вопросами, как это уже сделано с уполномоченными по правам детей и предпринимателей. Однако если сейчас его никак не развивать, не решать данные вопросы, то очень скоро данный институт станет своеобразным рудиментом, в системе государственных органов.
В правовом плане у данного учреждения есть большой потенциал развития.
Фрагмент текста работы:
Глава1.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. До принятия соответствующего закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобождён от занимаемой должности.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 17 апреля 1996 года и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.
Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено правом субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
После процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
22 мая 1998 года тайным голосованием депутатов Государственной Думы был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов.
13 февраля 2004 года, в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина.
18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы ФС РФ за № 1729-5 ГД Лукин Владимир Петрович назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок. Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», с Конституцией (Уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 65 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека.
Так, к примеру, в соответствии с Законом Волгоградской области от 23 марта 2000 года в Волгоградской области была учреждена должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.