Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Универсальная модель обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

1.1. Содержание понятия «коллективные и индивидуальные виды деятельности» как условие развития универсальной модели обучения 4

1.2 Дидактические материалы при выборе формы обучения 11

Выводы по главе 1 18

ГЛАВА II ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ 19

2.1 Деятельностный подход как специфика возрастных особенностей формирования учебной деятельности 19

2.2 Организация коллективной и индивидуальной деятельности при обучении младших школьников как основа формирования универсальной модели обучения 23

2.3 Методические рекомендации формирования учебной деятельности с учетом специфики возрастных особенностей старших школьников 33

Выводы по главе 2 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов с самого начала обучения. Поэтому, необходимо сформировать универсальную модель обучения начального, основного и среднего общего образования, которая позволит формировать навык самооценивания у школьников при непрерывном процессе обучения. Изложенное определило актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы: анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования навыков самооценивания учебной деятельности у школьников и недостаточностью использования социально-эмоционального обучения, которое бы обеспечивали эффективность данной работы с школьниками.

Проблема исследования заключается в выявлении эффективных средств социально-эмоционального обучения для формирования навыков самооценивания учебной деятельности у школьников.

Объект исследования: учебный процесс в образовательной среде (школа).

Предмет исследования: формирование универсальной модели обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования как условие формирования учебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование навыков самооценивания учебной деятельности у школьников будет успешным, если в образовательном процессе создать универсальную модель обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования.

Цель исследования: обосновать профессиональную компетентность педагога как условие формирования универсальной модели обучения.

Задачи исследования:

1) выявить факторы, оказывающие влияние на формирование учебной деятельности;

2) определить возрастные особенности, формирующие учебную деятельность;

3) обозначить аспекты развития младших школьников как условие для формирования универсальной модели обучения.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

— теоретических — анализ и обобщение нормативных документов, педагогической, психологической, научной и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов;

— эмпирических –эксперимент.

Теоретическое значение курсовой работы:

— исследование и взаимосвязь общепсихологической теория возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и теорий исследования феномена самооценивания учебной деятельности Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, Л.В Занкова, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации педагогических приемов и системы уроков для создания универсальной модели обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования.

Курсовая работа объемом 45 страниц состоит из Введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая форма организации учебной деятельности имеет свои преимущества и недостатки, выбор той или иной из них обусловлен рядом обстоятельств. В частности, необходимо учитывать специфику изучаемого предмета, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует фронтальной работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю.

Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя — всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую.

Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Оптимальным вариантом сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с дидактической целью и спецификой учебного материала создаёт наилучшие условия для обучения и воспитания» [20].

В ходе решения первой задачи по выявлению факторов, оказывающие влияние на формирование учебной деятельности нами было определено, что темперамент обучающегося, социальное положение семьи играют ключевую роль в формировании учебной деятельности. При этом, несмотря на множество индивидуальностей, основные черты, присущие определенному полу, возрасту и темпераменту, являются постоянными и устойчивыми, что позволяет педагогу применять определенные целенаправленные методы воздействия.

Во второй части нами были обозначены аспекты развития одаренности младших школьников как условие для формирования универсальной модели обучения.

Наше исследование было посвящено созданию универсальной модели обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования.

Опытно-экспериментальная работа, подтвердила верность выводов, сделанных в теоретической части работы и позволила прийти к следующим заключениям:

1. Развитие школьников зависит от наличия определенного комплекса необходимых качеств.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Содержание понятия «коллективные и индивидуальные виды деятельности» как условие развития универсальной модели обучения

Перед тем определить содержание и специфику понятия коллективных и индивидуальных форм обучения, сначала необходимо выявить понятие «образование» и его составляющие.

В нашей стране понятие «образование» включает в себя реализацию ряда элементов. Например, ограничение подачи образования с позиции своего жизненного опыта, а теоретические знания получаются без практического опыта.

Подобные элементы существенно мешают правильному получению знаний, умений и навыков учащимися, поэтому нами будет представлены критерии, определяющие качество образования с точки зрения науки об образовании и факторов, обеспечивающих необходимую компетенцию педагога.

В российском энциклопедическом словаре термин «образование» представлен следующим образом: «Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры» [8].

Теперь обратимся к понятию «качество образования».

Качество образования объясняется востребованностью полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Формирование
Универсальной модели обучения учащихся начального, основного и среднего общего
образования как образовательная проблема.. 5

1.1 Теоретические аспекты понятия «универсальная
модель обучения». 5

1.2 Российский опыт формирования и развития
универсальной модели обучения  12

Выводы по 1 главе. 18

Глава 2. Сравнительный
анализ реализации компонентов универсальной модели обучения В ШКОЛАХ РОССИИ.. 20

2.1. Особенности оценки учебных достижений в
универсальной модели обучения  20

2.2 Формы методической работы в условиях
реализации универсальной модели обучения. 24

Выводы по 2
главе. 29

Заключение. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Интенсивные
преобразования системы управления образованием сегодня влияют на пересмотр
традиций и формирование нового подхода к системе управления образование в
целом.

В то же время одной из основных задач педагогики как научного познания
является обеспечение условий, направленных на развитие и формирование личности
ученика. Так педагогические знания нацелены на обеспечение целостного процесса,
основанного на интеграции знаний смежных наук. Все это обеспечивает
формирование образовательной среды.

Степень разработанности проблемы. Сегодня накоплено большое количество знаний
относительно отдельных компонентов модели обучения и их формирования, а также
имеются фундаментальные работы, рассматривающие образовательное пространство и
особенности его формирование. Среди них можно выделить В.И. Гинецкого, Г.А.
Ковалева, И.Д. Фрумина, М. Черноушек, Е.А. Ямбург и др. рассматривали структуру
модели обучения; М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. рассматривали
особенности моделирование образовательной среды.

Проблема исследования. В связи с этим необходимо формирование особого подхода, учитывающего
особенности отечественного подхода в формировании образовательной среды, однако
сегодня все чаще в российских школах используют опыт зарубежных коллег, внедряя
отдельные их компоненты, появляются классы и образовательных организаций,
использующие в основе опыт европейских школ, что раскрывает необходимость
рассмотрения образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте – это
формирует актуальность исследования.

Объект исследования – универсальная система обучения как категория
педагогического знания.

Предмет исследования – особенности формирования, структура
универсальной системы обучения учащихся начального, основного и среднего общего
образования.

Гипотеза исследования: анализ особенностей формирования универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования в отечественном
опыте поспособствует ее совершенствованию в актуальных образовательных
условиях.

Цель работы – анализ особенностей формирования универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования в отечественном
опыте.

Задачи исследования:

1. Провести
теоретический анализ особенностей структуры универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования;

2. Выделить
основные компоненты формирования универсальной системы обучения учащихся
начального, основного и среднего общего образования;

3. Провести
анализ выделенных компонентов универсальной системы обучения учащихся
начального, основного и среднего общего образования.

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический,
анализ литературы.

Теоретическое значение курсовой работы заключается в расширении проблемного поля и
интеграции опыта формирования образовательной среды с учетом российского и
европейского опыта.

Практическая значимость курсовой работы. Полученные результаты могут быть
использованы при формировании образовательной среды в российских школах,
результаты анализа могут служить основой для формирования образовательной среды
в отдельных образовательных организациях, что подтверждает практическую значимость исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами была проведена работа по
исследованию  особенностей формирования
универсальной модели обучения в отечественном и зарубежном опыте. Наша работа
состоит из нескольких частей – теоретический обзор проблемы анализ особенностей
формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте,
сравнения с точки зрения возможности внедрения опыта формирования
образовательной среды в российской практике.

На первом этапе нашей работы мы рассмотрели
основные вопросы анализ особенностей формирования образовательной среды в
отечественном и зарубежном опыте.

На основании проведенного анализа можно
заключить, что образовательная среда как как социально-педагогического явления
позволяет констатировать, что образовательная среда представляет собой социокультурное
поле жизнедеятельности субъектов образования, обусловленное наличествующим
внешним (социальные условия, организация внешнего пространства, совокупность
непосредственных отношений и т. д.) и внутренним потенциалом возможностей для
самоактуализации субъекта, предполагающей переход из субъект-объектных
отношений, на которого влияют внешние обстоятельства, в субъект-субъектные,
управляющий ими в целях собственного саморазвития, самосовершенствования и
самореализации в постоянно изменяющемся социуме.

Российская действительность в настоящее
время направлена на формирование образовательной среды, эти цели документально
отражены в образовательных документах – ФГОС, при этом на сегодняшний день
имеется большой разрыв между имеющимися идеями на уровне государства и
отраженными в стандартах целями. Скорее, эффективность формирования
образовательной среды связано с особенностью деятельности в конкретных
образовательных организаций, на местах исполнения образовательных стандартов.

Далее были рассмотрены следующие компоненты,
формирующие образовательную среду: методический компонент, развитие системы
оценивания. Так любая образовательная среда может рассматриваться как некий
элемент, включенный в макросистему, ее формирование должно быть основано и
адекватно внедряться в систему образования, в тоже время должны быть учтены
особенности взаимодействия на уровне ученик-учитель, на

На основании этого можно сделать вывод о том,
что нами были рассмотрены особенности формирования, структура образовательной
среды при учете культурного аспекта.

Мы разработали рекомендации по исследованию
проблемы управления и формирования образовательной среды за счет
индивидуализации обучения, расширения методов оценки результатов,
совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.

В ходе работы было рассмотрено содержание
универсальной модели обучения как категория педагогического знания. Таким
образом, можно сделать заключение о том, что поставленные цель и задачи в
процессе работы были достигнуты.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1
Теоретические аспекты понятия «универсальная модель обучения» Сегодня в системе образования происходят
интенсивные изменения, к содержанию, формам и методам выдвигаются новые
требования, изменяются требования к профессиональной подготовленности
педагогов, повышаются требования к обучающимся. Это формирует необходимость
создания новой, единой образовательной среды на всех уровнях образования. В
тоже время категория «образовательная среда» не имеет четкого понимания в
современной педагогике [1].

Анализируя понятие «универсальная модель
обучения», можно отметить, что категория имеет общенаучные корни, так понятие
«модель» является широко употребляемым, но в тоже время не имеет четкого
определения.

С позиций философского знания понятие «среда»
рассматривается как совокупность окружающих человека общественных, материальных
и духовных благ, данная совокупность определяет условия выполнения деятельности
и формирует специфику существования человека [2].

В тоже время понятие «среда» может быть
рассмотрено в широком и узком смыслах, при рассмотрении в широком смысле
(макросреда) понятие будет включать культурологические, экономические, и прочие
общественные системы (институты, отношения, сознание и т.д.) [24].

В узком смысле (микросреда) рассматривается
как условия, применимые к конкретному человеку, что означает особенности его
семейного, трудового, учебного взаимодействия и условий, специфику сочетания
включенности в группы.

Важность понимания средовых особенностей
объясняется влиянием средовых особенностей на формирование личности,
особенностей активности и деятельности, что в итоге определяет особенности
развития человека в целом.

В социальном смысле понятие «среда»
рассматривается как совокупность условий, окружающих человека, специфику
социально-бытовых условий, особенности обстановки и включение в социальное
взаимодействие, связанных с данными условиями.

Среда была рассмотрена в работах Г.М.
Коджаспирова как один из ведущих факторов образования и воспитания, а
формирование и воспитание определяют особенности индивидуального и личностного
развития. Данное мнение не поддается критике, поскольку из анализа определения
«среда» видно, что фактор среды является общим и объемным, поскольку определяет
все условия существования человека, включенность его в деятельность и отношения
с другими людьми, что и формирует личность в целом [24].

Подход В.С. Кукушина сужает понятие «среда».
Основным образованием в понятии является взаимодействие, так среда создается
под действием возникновения взаимодействия, поскольку возникновение
взаимодействия имеет под собой добровольное и свободное образование (с позиций
гуманистического и личностно-ориентированного подходов), то и среда будет
обладать теми же характеристиками. Так среда будет являться добровольным,
свободным образованием участников, нацеленных на решение проблем и объединенных
с целью решения проблем и совместного участия в деятельности [25].

Более детальный и структурный анализ понятия
«среда» представлен в работах М. Черноушек. Им было рассмотрено понятие с
позиций различных подходов, в результате были выделены семь основных характеристик
понятия [13]:

1. Среда является понятием, не определенным во
времени и пространстве. Так, среда не имеет фиксированных границ, пределов;

2. Среда является интегративным понятием и
информацию о среде можно получить путем интеграции информации, полученных различным
путем и требующей сочетания и согласования;

3. Информация о среде не является однородной, в
результате чего можно отметить аспекты формирования среды, имеющие различный
вес в формировании: главные, образующие части среды и менее значимые,
периферийные части;

4. Среда включает в себя больше информации, чем
может человек сознательно воспринять, что приводит к неосознанности воздействия
среды на человека;

5. Среда имеет тесную связь с деятельностью
человека, всегда основана на практической деятельности и формируется под ее
влиянием;

6. Среда включает в себя неосознанный,
культурологический компонент, в результате чего включает в себя психологические
и символические значения;

7. Основной характеристикой среды является
целостность [3].

Как отмечает Е.П. Белозерцева, сегодня
имеется путаница, связанная с определением «образовательная среда». Прежде
всего, это связано с тем, что категория «среда» имеет тесную связь и схожесть с
понятиями: положение, поле, место, пространство, обстановка, условия,
окружение, простор, общение, пласт, отражение, совокупность, факторы, сфера, атмосфера,
воздействие, влияние [14].

Все эти понятия схожи в том, что каждое из
них приводит к преобразованию, изменению субъекта деятельности, это раскрывает
необходимость более четкого и детального определения «среды» с педагогической
точки зрения, а также раскрывает функцию среды: формирование и изменение
личности. Становится очевидным, что при управлении и организации
образовательной среды необходимо понимать диагностические критерии, основные
характеристики, что способствует управлению образовательной среды и ее
оптимизации [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы