Курсовая с практикой на тему Универсальная модель обучения учащихся начального, основного и среднего общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Формирование
Универсальной модели обучения учащихся начального, основного и среднего общего
образования как образовательная проблема.. 5
1.1 Теоретические аспекты понятия «универсальная
модель обучения». 5
1.2 Российский опыт формирования и развития
универсальной модели обучения 12
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Сравнительный
анализ реализации компонентов универсальной модели обучения В ШКОЛАХ РОССИИ.. 20
2.1. Особенности оценки учебных достижений в
универсальной модели обучения 20
2.2 Формы методической работы в условиях
реализации универсальной модели обучения. 24
Выводы по 2
главе. 29
Заключение. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность
исследования. Интенсивные
преобразования системы управления образованием сегодня влияют на пересмотр
традиций и формирование нового подхода к системе управления образование в
целом.
В то же время одной из основных задач педагогики как научного познания
является обеспечение условий, направленных на развитие и формирование личности
ученика. Так педагогические знания нацелены на обеспечение целостного процесса,
основанного на интеграции знаний смежных наук. Все это обеспечивает
формирование образовательной среды.
Степень разработанности проблемы. Сегодня накоплено большое количество знаний
относительно отдельных компонентов модели обучения и их формирования, а также
имеются фундаментальные работы, рассматривающие образовательное пространство и
особенности его формирование. Среди них можно выделить В.И. Гинецкого, Г.А.
Ковалева, И.Д. Фрумина, М. Черноушек, Е.А. Ямбург и др. рассматривали структуру
модели обучения; М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. рассматривали
особенности моделирование образовательной среды.
Проблема исследования. В связи с этим необходимо формирование особого подхода, учитывающего
особенности отечественного подхода в формировании образовательной среды, однако
сегодня все чаще в российских школах используют опыт зарубежных коллег, внедряя
отдельные их компоненты, появляются классы и образовательных организаций,
использующие в основе опыт европейских школ, что раскрывает необходимость
рассмотрения образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте – это
формирует актуальность исследования.
Объект исследования – универсальная система обучения как категория
педагогического знания.
Предмет исследования – особенности формирования, структура
универсальной системы обучения учащихся начального, основного и среднего общего
образования.
Гипотеза исследования: анализ особенностей формирования универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования в отечественном
опыте поспособствует ее совершенствованию в актуальных образовательных
условиях.
Цель работы – анализ особенностей формирования универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования в отечественном
опыте.
Задачи исследования:
1. Провести
теоретический анализ особенностей структуры универсальной системы обучения
учащихся начального, основного и среднего общего образования;
2. Выделить
основные компоненты формирования универсальной системы обучения учащихся
начального, основного и среднего общего образования;
3. Провести
анализ выделенных компонентов универсальной системы обучения учащихся
начального, основного и среднего общего образования.
Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический,
анализ литературы.
Теоретическое значение курсовой работы заключается в расширении проблемного поля и
интеграции опыта формирования образовательной среды с учетом российского и
европейского опыта.
Практическая значимость курсовой работы. Полученные результаты могут быть
использованы при формировании образовательной среды в российских школах,
результаты анализа могут служить основой для формирования образовательной среды
в отдельных образовательных организациях, что подтверждает практическую значимость исследования.
Заключение:
Таким образом, нами была проведена работа по
исследованию особенностей формирования
универсальной модели обучения в отечественном и зарубежном опыте. Наша работа
состоит из нескольких частей – теоретический обзор проблемы анализ особенностей
формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте,
сравнения с точки зрения возможности внедрения опыта формирования
образовательной среды в российской практике.
На первом этапе нашей работы мы рассмотрели
основные вопросы анализ особенностей формирования образовательной среды в
отечественном и зарубежном опыте.
На основании проведенного анализа можно
заключить, что образовательная среда как как социально-педагогического явления
позволяет констатировать, что образовательная среда представляет собой социокультурное
поле жизнедеятельности субъектов образования, обусловленное наличествующим
внешним (социальные условия, организация внешнего пространства, совокупность
непосредственных отношений и т. д.) и внутренним потенциалом возможностей для
самоактуализации субъекта, предполагающей переход из субъект-объектных
отношений, на которого влияют внешние обстоятельства, в субъект-субъектные,
управляющий ими в целях собственного саморазвития, самосовершенствования и
самореализации в постоянно изменяющемся социуме.
Российская действительность в настоящее
время направлена на формирование образовательной среды, эти цели документально
отражены в образовательных документах – ФГОС, при этом на сегодняшний день
имеется большой разрыв между имеющимися идеями на уровне государства и
отраженными в стандартах целями. Скорее, эффективность формирования
образовательной среды связано с особенностью деятельности в конкретных
образовательных организаций, на местах исполнения образовательных стандартов.
Далее были рассмотрены следующие компоненты,
формирующие образовательную среду: методический компонент, развитие системы
оценивания. Так любая образовательная среда может рассматриваться как некий
элемент, включенный в макросистему, ее формирование должно быть основано и
адекватно внедряться в систему образования, в тоже время должны быть учтены
особенности взаимодействия на уровне ученик-учитель, на
На основании этого можно сделать вывод о том,
что нами были рассмотрены особенности формирования, структура образовательной
среды при учете культурного аспекта.
Мы разработали рекомендации по исследованию
проблемы управления и формирования образовательной среды за счет
индивидуализации обучения, расширения методов оценки результатов,
совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.
В ходе работы было рассмотрено содержание
универсальной модели обучения как категория педагогического знания. Таким
образом, можно сделать заключение о том, что поставленные цель и задачи в
процессе работы были достигнуты.
Фрагмент текста работы:
1.1
Теоретические аспекты понятия «универсальная модель обучения» Сегодня в системе образования происходят
интенсивные изменения, к содержанию, формам и методам выдвигаются новые
требования, изменяются требования к профессиональной подготовленности
педагогов, повышаются требования к обучающимся. Это формирует необходимость
создания новой, единой образовательной среды на всех уровнях образования. В
тоже время категория «образовательная среда» не имеет четкого понимания в
современной педагогике [1].
Анализируя понятие «универсальная модель
обучения», можно отметить, что категория имеет общенаучные корни, так понятие
«модель» является широко употребляемым, но в тоже время не имеет четкого
определения.
С позиций философского знания понятие «среда»
рассматривается как совокупность окружающих человека общественных, материальных
и духовных благ, данная совокупность определяет условия выполнения деятельности
и формирует специфику существования человека [2].
В тоже время понятие «среда» может быть
рассмотрено в широком и узком смыслах, при рассмотрении в широком смысле
(макросреда) понятие будет включать культурологические, экономические, и прочие
общественные системы (институты, отношения, сознание и т.д.) [24].
В узком смысле (микросреда) рассматривается
как условия, применимые к конкретному человеку, что означает особенности его
семейного, трудового, учебного взаимодействия и условий, специфику сочетания
включенности в группы.
Важность понимания средовых особенностей
объясняется влиянием средовых особенностей на формирование личности,
особенностей активности и деятельности, что в итоге определяет особенности
развития человека в целом.
В социальном смысле понятие «среда»
рассматривается как совокупность условий, окружающих человека, специфику
социально-бытовых условий, особенности обстановки и включение в социальное
взаимодействие, связанных с данными условиями.
Среда была рассмотрена в работах Г.М.
Коджаспирова как один из ведущих факторов образования и воспитания, а
формирование и воспитание определяют особенности индивидуального и личностного
развития. Данное мнение не поддается критике, поскольку из анализа определения
«среда» видно, что фактор среды является общим и объемным, поскольку определяет
все условия существования человека, включенность его в деятельность и отношения
с другими людьми, что и формирует личность в целом [24].
Подход В.С. Кукушина сужает понятие «среда».
Основным образованием в понятии является взаимодействие, так среда создается
под действием возникновения взаимодействия, поскольку возникновение
взаимодействия имеет под собой добровольное и свободное образование (с позиций
гуманистического и личностно-ориентированного подходов), то и среда будет
обладать теми же характеристиками. Так среда будет являться добровольным,
свободным образованием участников, нацеленных на решение проблем и объединенных
с целью решения проблем и совместного участия в деятельности [25].
Более детальный и структурный анализ понятия
«среда» представлен в работах М. Черноушек. Им было рассмотрено понятие с
позиций различных подходов, в результате были выделены семь основных характеристик
понятия [13]:
1. Среда является понятием, не определенным во
времени и пространстве. Так, среда не имеет фиксированных границ, пределов;
2. Среда является интегративным понятием и
информацию о среде можно получить путем интеграции информации, полученных различным
путем и требующей сочетания и согласования;
3. Информация о среде не является однородной, в
результате чего можно отметить аспекты формирования среды, имеющие различный
вес в формировании: главные, образующие части среды и менее значимые,
периферийные части;
4. Среда включает в себя больше информации, чем
может человек сознательно воспринять, что приводит к неосознанности воздействия
среды на человека;
5. Среда имеет тесную связь с деятельностью
человека, всегда основана на практической деятельности и формируется под ее
влиянием;
6. Среда включает в себя неосознанный,
культурологический компонент, в результате чего включает в себя психологические
и символические значения;
7. Основной характеристикой среды является
целостность [3].
Как отмечает Е.П. Белозерцева, сегодня
имеется путаница, связанная с определением «образовательная среда». Прежде
всего, это связано с тем, что категория «среда» имеет тесную связь и схожесть с
понятиями: положение, поле, место, пространство, обстановка, условия,
окружение, простор, общение, пласт, отражение, совокупность, факторы, сфера, атмосфера,
воздействие, влияние [14].
Все эти понятия схожи в том, что каждое из
них приводит к преобразованию, изменению субъекта деятельности, это раскрывает
необходимость более четкого и детального определения «среды» с педагогической
точки зрения, а также раскрывает функцию среды: формирование и изменение
личности. Становится очевидным, что при управлении и организации
образовательной среды необходимо понимать диагностические критерии, основные
характеристики, что способствует управлению образовательной среды и ее
оптимизации [16].