Курсовая с практикой на тему Умственное воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ
проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. 7
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с ОВЗ …………………………………………………………………………………..7
1.2. Роль
игры в развитии дошкольников с ОВЗ. 15
1.3.
Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ. 21
ГЛАВА II.
Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно — ролевой игре
дошкольников с ОВЗ. 26
2.1
Организация и методика проведения экспериментальной работы.. 26
2.2. Основные
технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ
сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 32
2.3. Анализ
эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью сюжетно — ролевой игре. 36
Заключение. 40
Список
использованной литературы.. 43
Приложение №
1. 46
Приложение 2. 52
Введение:
В жизни дошкольника игра
занимает важное место, являясь ведущим видом его деятельности. В игре живут все
дети, и это их мир, их существование. Все ли дети живут в игре? Для всех ли он
миром становится? Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью жизни
каждого ребенка, чтобы она влияла на его развитие? Эти вопросы возникают
естественным образом, когда в поле нашего зрения попадают дети с ОВЗ.
Актуальность.
В
настоящее время в специальной психологии посвященных изучению игровой
деятельности дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями не
так много исследований. Данной проблемой занимались такие ученые, как Н.Ю.
Борякова, Н.В. Елфимова, Е.К. Иванова, Л. Выготский, Н. Белопольская, И.Ф.
Марковская, Л. Кузнецова, Б. Днас Гонсалес, В.В. Ульенков.
Навыки социальной
активности дети приобретают в ролевой игре. Игра для дошкольников с ОВЗ становится
незаменимым инструментом интеграции в общество.
По своим характеристикам
и возможностям это очень разнородная группа. Система обучения детей с ОВЗ основана на признании того, что игра
является наиболее эффективным средством коррекции психофизического развития
детей. Процесс обучения, который мы рассматриваем как особую форму
взаимодействия взрослых и детей, предусматривает не столько формирование
определенных игровых навыков и умений, сколько активизацию их психической и
двигательной сфер, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевую
сферу, навыки общения со взрослыми и сверстниками. [7] В связи с этим ведущими
являются коррекционные, развивающие и воспитательные задания, которые
необходимо учитывать при оценке эффективности выполняемой работы. Обучение
детей игре основано на глубоких знаниях и учете индивидуальных возможностей
развития каждого ребенка. Это является традиционным подходом в специальной
педагогике. Предложение Л.С. Выготского является принципиально важным для
специальной педагогики и психологии. Все это об общности закономерностей
развития нормального и ребенка с ОВЗ. В связи с этим в умственном развитии
ребенка с ОВЗ присутствуют те же этапы, что и в развитии ребенка с нормой. Следовательно,
в жизни дошкольника с ОВЗ игра должна стать ведущей деятельностью, и обеспечивать
зону его ближайшего развития. Это происходит только тогда, когда для развития
ребенка создаются особые условия. И ребенок включается в процесс систематически
проводимой коррекционно-воспитательной работы.
Одним из элементов является целенаправленное формирование игровой
деятельности. [4] Не сформированность игровой деятельности у детей с ОВЗ оказывается,
как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие
самостоятельное последовательное формирование игры это низкий уровень
познавательной активности, задержка сроков освоения двигательных функций,
предметных действий, речи, эмоционального и ситуационно-делового общения со
взрослыми (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А. Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А.
Стреблева) [6].
Игра становится как важным
компонентом развития личности, так и важным механизмом социализации. В процессе
социализации разворачивается способ активного вхождения ребенка в культуру. Присвоения детям доступного содержания
культурного опыта в субъективной роли в различных типах детской деятельности,
общения и познания. Творческим самовыражением личности в процессе
индивидуальной активности и взаимодействия с людьми является адаптация к
социальной среде, что не ограничивается социализацией [4]
Актуальность данной
проблемы определила тему курсовой работы «Умственное воспитание детей
дошкольного возраста с ОВЗ в игровой деятельности».
Цель
исследования: изучить особенности организации игровой
деятельности у детей с ОВЗ в условия ДОО.
Объектом
исследования является игровая деятельность старших
дошкольников с ОВЗ.
Предмет
исследования — процесс умственного воспитания детей
дошкольного возраста с ОВЗ
Объект, предмет, цель и
гипотеза определили постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить особенности
формирования игровой деятельности детей с ОВЗ;
2. Провести
экспериментальную работу, направленную на изучение формирования ролевых игр у
дошкольников с ОВЗ;
3. На основании
полученных данных разработать систему обучения дошкольников с ОВЗ ролевой игре.
Методологическую
основу исследования составили современные теоретические достижения
психологии об объективных закономерностях развития психики, об общих и частных
законах психического развития нормально развивающегося и ребенка с ОВЗ (Л.С.
Выготский [5], Леонтьев [20]). Весьма значимой позицией для наших исследований
является отечественная дошкольная психология и педагогика о том, что дошкольный
возраст является чувствительным периодом для формирования игровых навыков,
которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С.
Выготский [5], Д. Б. Эльконин [40], А. В. Запорожец [10] и др.).
Для достижения
поставленной цели и решения актуальных проблем мы использовали следующие методы
исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы
по проблеме исследования, наблюдения, эксперимента, беседы, интервью.
База
исследования: Опытно-экспериментальная работа
проводилась на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4»
Практическая
значимость: разработанные занятия по обучению детей
дошкольного возраста с ОВЗ ролевым играм могут быть использованы как педагогами
общеобразовательных дошкольных организаций по работе с детьми с ОВЗ, так и
воспитателями специализированных детских садов, направленных на воспитание и
развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи работы
нашли отражение в структуре нашего исследования.
Структура
работы: курсовой работа состоит из введения, двух глав,
заключения, приложения и списка литературы.
Заключение:
Таким
образом, цель нашего исследования была достигнута, и гипотеза подтвердилась. На
основании изученного теоретического материала и проведенных практических
исследований можно сделать следующие выводы.
Процесс
развития игровых действий у детей обычно существенно отличается от процесса
развивающей игры у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Уже в
раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как
бы «запрограммированной». Причины: низкий уровень познавательной активности,
задержка сроков освоения двигательных функций, предметных действий, речи,
эмоционального и ситуационно-делового общения со взрослыми и сверстниками
(Гаврилушкина О.П., Катаева А.А., Морозова Н.Г., Соколова Н.Д., Стребелева
Е.А.). Но, несмотря на это, развитие детей с ограниченными интеллектуальными
возможностями проходит те же этапы, что и развитие нормально развивающегося
ребенка (Л.С. Выготский), т.е. происходит последовательная смена ведущего вида
деятельности, определяющая переход от одного этапа к другому. При разработке
игровой системы обучения ролевым играм детей с ограниченными интеллектуальными
возможностями мы опирались на положения отечественной дошкольной психологии и
педагогики о том, что дошкольный возраст является чувствительным периодом для
формирования игровых навыков, которые развиваются в процессе взаимодействия с
детьми. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.Л. Выготская и др.).
Теоретический
анализ проблемы позволил проследить развитие игровой деятельности в дошкольном
возрасте. Оказалось, что как деятельность игра возникает в раннем детстве,
когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Как известно,
особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая в этом возрасте
является ведущим видом деятельности. С одной стороны, это само по себе имеет
особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игровые и игровые
приемы являются неотъемлемой формой обучения дошкольников.
Возникновение
ролевой игры связано с рядом условий: наличие самых разнообразных впечатлений
от окружающей среды,
•
накопление объективных игровых действий,
•
наличие игрушек, частота общения со взрослыми.
Эффективность
корректирующих упражнений зависит от того, насколько хорошо выполняются
следующие условия:
•
Систематическое поведение;
•
Распределение упражнений в порядке возрастания сложности;
•
Постановка задач под выбранную цель;
•
Чередование и вариативность упражнений;
•
Воспитание внимания к речи.
упражнение;
•
Воспитание внимания к речи.
Перечисленные
особенности определили необходимость направленного педагогического воздействия,
основными задачами которого были:
•
формирование навыков игровых действий, соответствующих уровню развития детей
данной группы.
•
формирование и развитие опыта обработки игровой деятельности.
Для решения
задач, поставленных в нашем исследовании, мы разработали систему ролевых игр
«Больница». Данная система построена с учетом всех особенностей игровой
деятельности изучаемой категории детей. Задания выстраивались по мере
возрастания трудностей в сюжетно-ролевой деятельности. Постепенно в игру стали
вводить игрушки-заменители, дети активно вовлекались в освоение игрового
пространства. Произошло изменение ролевого поведения.
В результате
контрольного измерения повысились все показатели владения игровой активностью.
Практически все дети перешли на новый уровень игровой деятельности. За
исключением Валентины, которой не хватало слишком много уроков в основном
цикле.
Таким образом, можно говорить о
доказанной эффективности нашей работы, мы считаем, что предложенная система
ролевых игр успешно апробирована и может быть предложена как вариант для работы
с детьми в дошкольном образовательном учреждении коррекционного типа.
В ходе нашего исследования были
решены все поставленные перед нашей работой задачи, гипотеза подтвердилась, и
цель исследования была достигнута.
Наше исследование имеет
перспективы дальнейшего развития, возможно изучение проблемы повышения игровой
активности в начальных классах коррекционных образовательных школ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с
ОВЗ
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с ОВЗ
Одна из приоритетных целей
социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения
доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим заказ
общества на инклюзивное образование значительно повысился.
В результате воздействия многих
неблагоприятных факторов количество детей с различными формами отклонений в
развитии резко увеличилось за последние два десятилетия. Появился специальный
термин — дети с ограниченными возможностями.
В психолого-педагогической
литературе, посвященной проблеме обучения и воспитания детей, отличающихся от
нормально развивающихся сверстников, существует несколько обозначений этой
категории в зависимости от научного и теоретического понимания проблемы.
Из-за отсутствия собственной
терминологии в специальной педагогике по данной теме широко используется
медицинская терминология — это такие термины, как аномальные дети, дети с
патологией развития, дети с отклонениями в развитии и т. Д.
Наряду с медицинской терминологией
существует определенная нормативно-правовая терминология: дети с ограниченными
возможностями здоровья и жизни, дети с ограниченными возможностями.
В психологической сфере используются
такие понятия, как «дети с отклонениями в развитии», «дети с нарушениями
психофизического развития», «особые дети». Наряду с этими терминами в
специальной литературе используются понятия «проблемные дети», «атипичные
школьники», «необычные дети» и др.
Организм, не завершивший свое
формирование, физиологический рост и какое-либо вредное воздействие на него,
может привести к общей или частичной задержке своего развития. Достаточно
длительное и сильное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести
к отклонениям в его дифференцировке, а, следовательно, к нарушениям
психического развития ребенка. Тяжесть и форма ОВЗ зависят от времени
воздействия повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов,
локализации и распространенности болезненного процесса, а также от его
интенсивности. Итак, по мнению ученых, медицинская терминология не
соответствует современным гуманистическим представлениям о возможностях и
потребностях таких детей.
Как отмечает Н.М. Назаров, «сейчас
становится ясно, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины
недопустимы как диагностические, неверные, ущемляющие достоинство взрослых,
детей и их родителей, а также не отражающие особые потребности этих людей.
человек. люди. человек. лица в образовании, особенности и возможности их
социальной адаптации »[1].
По мнению ученых, полученные от
специальных педагогов должны иметь обобщенные социально-педагогические, а также
медицинские данные, отражающие возможности человека в социальной адаптации,
развитии, овладении средствами обучения [27].
Понятие «дети с отклонениями в
развитии» относится к детям с задержкой или нарушением психофизического
развития из-за нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов
(зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также из-за органического
поражения центральной нервной системы. система. система. Дети с ограниченными
возможностями (далее — дети с ограниченными возможностями) — это дети,
отличающиеся от нормы возрастным развитием. Ребенку с некоторыми отклонениями в
развитии необходимо создавать особые условия для жизни и развития. Ребенок с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г. признается
инвалидом физического и (или) психологического развития, подтверждением ПМПК
(психологического, медицинского и педагогическая) и препятствие обучению без
создания особых условий. Этот термин широко используется в психолого-педагогической
литературе для обозначения лиц, нуждающихся в специальном образовании. Термин
«дети с нарушениями развития» используется как синоним, но некоторые ученые
склонны рассматривать детей с психическими и физическими недостатками как детей
с вышеуказанными расстройствами, тяжесть которых не ограничивает способность
ребенка к таким нарушениям. острая степень, как у детей с отклонениями в
развитии [33].
К особенностям высшей нервной
деятельности детей-инвалидов можно отнести то, что у этих детей новые условные
связи, особенно сложные, формируются гораздо медленнее, чем у нормальных детей.
Образовавшись, они оказываются хрупкими. Эта слабость замыкающей функции коры
больших полушарий, проявляющаяся в затруднении образования новых, особенно
сложных условных связей, является важнейшим признаком высшей нервной
деятельности умственно отсталых детей. Этим объясняется крайне медленный темп
их обучения [38].
Среди особенностей высшей нервной
деятельности детей-инвалидов многие исследователи (М.С. Певзнер, В.И.
Любовский) отмечают выраженную инертность. Резко замедлилось развитие новых
условных связей. В И. Любовский говорит, что крепкие словесные связи особенно
инертны. [34].
Также ярко выраженной особенностью
высшей нервной деятельности всех детей-инвалидов нарушение первой и второй
сигнальных систем. Это нарушение связано с неразвитостью второй сигнальной
системы. Коллектив и ученики профессора А. Лурия серию интересных
экспериментальных исследований, посвященных анализу роли второй сигнальной
системы в замыкании новых условных связей у детей с нормой и детей с
ограниченными возможностями. Детей попросили выполнить задание разной степени
сложности и обучили различным навыкам с помощью инструкций и наглядных
демонстраций. Оказалось, что дети с ограниченными возможностями в большей
степени изменяют визуальное восприятие, чем на словесные инструкции. Словесные
инструкции позволяют им ориентироваться в новой жизненной среде.
Дети с ограниченными возможностями —
это дети с различными умственными или физическими недостатками, которые
вызывают общие нарушения развития, которые мешают детям вести полноценную
жизнь.
Следующие определения могут быть
синонимами этого понятия: дети с проблемами, дети с особыми потребностями,
атипичные дети, дети с трудностями в обучении, аномальные дети, исключительные
дети. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет
неправильного, с точки зрения общества, развития.
Особую группу детей, требующих
внимания, терпения и индивидуального подхода, являются дети с психоневрологическими
расстройствами. Г.В. Чиркина отмечает, что «нервно-психическая сфера ребенка
очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям.
Согласно классификации, предложенной
В.А. Лапшиной и Б. Пузановой, к основным категориям аномальных детей можно
отнести:
— дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие, поздно глухие);
— дети с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие);
— дети с нарушениями речи
(дефектологи);
— дети с нарушениями
опорно-двигательного;
— дети с задержкой умственного
развития;
— дети с задержкой умственного
развития;
— дети с нарушением поведения и
общения;
— дети со сложными нарушениями
психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухие,
глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Дети с ограниченными возможностями
являются дети с различными психологическими и физиологическими проблемами,
которые включают в себя: нарушение зрения, слуха, речи (ЗРР, заикание),
психоневрологического здоровья (минимальная мозговая дисфункция, невротические
и preneurotic расстройств), нарушения опорно-двигательного аппарата, задержкой
психического развития, детей с множественными отклонениями в развитии и
аутизмом [26].