Курсовая с практикой на тему Умственное развитие детей посредством музыки в учреждениях дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния музыки на мозговую активность 5
1.1 Философия древнего мира 5
1.2 Влияние музыкальной деятельности на интеллект 9
1.3 «Эффект Моцарта» 16
1.4. Влияние музыки на математические способности и иностранные языки 21
1.5 Польза пения 25
1.6. Педагогические особенности развития музыкальных способностей в дополнительном образовании младших школьников 31
Глава 2. Анализ влияния музыки на поведение и умственные способности 37
2.1 Анкетирование 37
2.2 Эксперимент № 1 — Влияние классической музыки на умственную деятельность 40
2.3 Эксперимент № 2 – Влияние музыки на поведение учащихся 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Введение:
Многие исследования подтверждают, что использование музыки в роли дополнительного информационного притока значительно увеличивает интеллектуальные способности школьников и благотворно влияет на их поведение.
Интеллектуальная деятельность обеспечивается функциональной работой мозга и связана с восприятием и дальнейшей переработкой информации.
По утверждению психологов, лучший способ повышения качества жизни – умение испытывать положительные эмоции. Правильно подобранная музыка положительно влияет на целенаправленную деятельность не только ребенка, но и взрослого человека, способствуя более эффективному протеканию физиологических процессов организма. Даже обычное прослушивание музыки может изменить настроение человека. Некоторые произведения могут умиротворить и успокоить, а другие поднять настроение.
Так как мелодичная и умеренно медленная музыка производит успокаивающий эффект, ее стали использовать при лечении психотерапевты и даже стоматологи. Положительное эмоциональное состояние при прослушивании приятных мелодий усиливает внимание и, активируя эмоциональную центральную нервную систему, стимулирует интеллектуальные способности.
Нервная система у ребенка школьного возраста очень чувствительна к воздействию внешних факторов. После музыкального воздействия улучшается чувствительность слуха и зрения, оптимизируется мозговая функциональность, из-за чего происходит ускорение усвояемости информации, и, соответственно, значительно повышаются умственные способности.
На сегодняшний день дети школьного возраста получают ежедневно очень большие интеллектуальные нагрузки, из-за чего их организм находится в постоянном стрессе. Усугубление этого состояния происходит из-за наличия таких отвлекающих факторов, как современные сотовые телефоны и компьютерные игры, что стало частью жизни практически каждого школьника.
Музыка, считаясь одним из значительных средств воздействия на развитие интеллектуальных способностей, может выступать методом стимуляции, направленной на пробуждение интереса к нужному материалу, любопытству. Поэтому данная тема является актуальной.
Цель — выяснить, в действительности ли музыка влияет на умственную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Для достижения цели поставлены задачи:
— анализ научной информации по заданной теме;
— выявление влияния музыки на поведение и умственную деятельность школьников.
Объект исследования – 12 учеников начальной школы в возрасте 7-11 лет.
Методы исследования
— Анализ литературы;
— Анкетирование участников;
— Проведение музыкальных экспериментов;
— Наблюдение;
— Анализ и сравнение полученных данных.
Заключение:
В нынешнем мире, где все больше и больше различной информации, дети получают колоссальные нагрузки на организм. Из-за этого может падать успеваемость, и также могут начаться проблемы со здоровьем.
Кроме школы, у ребенка должно быть какое-либо дополнительное занятие, чтобы он мог отвлечься от учебы, выплеснуть эмоции и так далее. Один из самых эффективных видов занятия в этом плане – занятия музыкой в дополнительных образовательных учреждениях.
В работе было рассмотрено, что еще с древних времен античности музыке придавали некоторые целительные свойства, занятия музыкой были обязательным делом практически для каждого.
В 90-х годах теоретические предположения по поводу музыки переросли в практические эксперименты, которые показали удивительные результаты – музыка действительно взаимодействует с головным мозгом напрямую, причем пользу приносит как прослушивание определенного вида композиций, так и реализация игры на музыкальном инструменте или пение.
Те, кто занимался музыкой даже в детстве имеют «иммунитет» к многим заболевания мозга, на подобии болезни Альцгеймера, ведь в периодах занятий оба полушария «синхронизируются», а количество серого вещества в мозге повышается. Этим же можно объяснить и превосходство музыкантов в чувстве креатива. Абсолютно неважно, на каком инструменте играет человек, мозговые процессы, которые происходят во время действий игры остаются долговечно.
«Эффект Моцарта» дал новый толчок в исследовании действия музыки на интеллектуальные способности. Многие пытались опровергнуть теорию об эффекте музыки Моцарта, но это и раззадоривало некоторых ученых продолжать эксперименты, в ходе которых влияние классической музыки непосредственно на мозговую активность подтвердилось.
Музыка близка к математике, поэтому те, кто профессионально занимается музыкой, осваивает арифметические действия, гораздо легче, чет те, кто не занимается. И наоборот, математику будет проще понять музыкальную теорию, чем человеку, далеким от этого вида искусства.
Иностранные языки легче воспринимаются с помощью музыки, песен, так слова, ударения и акценты запоминаются гораздо легче.
Пение положительно сказывается на здоровье организма. При тренировке дыхания человек становится более устойчивым к стрессам. Даже болезни простудного типа часто обходят стороной, так как иммунитет, особенно дыхательной системы, значительно повышается.
Для того, чтобы привить любовь к музыке, преподавателю дополнительного музыкального учреждения нужно очень постараться и иметь хорошую квалификацию, ведь именно из-за ошибок преподавателей ребенок может опустить руки и забросить дополнительное образование.
После проведения экспериментов были сделаны следующие выводы:
— музыка действительно влияет на настроение и поведение учащихся
— действие музыки на мозговую активность, как положительную, так и отрицательную полностью доказано;
— «Эффект Моцарта» — действительно существует, так как дети при прослушивании композиций Моцарта решали логические задачи быстрее, даже чем в полной тишине.
Занятия музыкой крайне полезны для умственного и психического развития, даже недолгие занятия в детском возрасте могут оказать значительные результаты во взрослой жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния музыки на мозговую активность
1.1 Философия древнего мира
«Музыка», в понимании древних греков – это занятие, которое находится в покровительстве музы. На протяжении веков шло закрепление и развитие народных представлений о воздействии музыкального искусства на индивидуума .
Античная мифология воспринимала музыку как магию. Например, мифы об Орфее и Амфионе, где главную роль исполняла певица, привлекающая своим пением животных. На магические свойства музыкального искусства указывал и образ сирен, которые завлекали пением путников.
В период античности много внимания уделялось на изучение того, как музыка воздействует на психику человека.
В представлении о музыке, как о психокоррекционных возможностях, большую роль сыграла деятельность таких античных философов, как Пифагор, Аристотель и Платон.
Пифагором заложены первые научные принципы в изучении музыки. Неоплатоник Ямвлих (III-IV вв. н.э.) в трактате «о Пифагорейской жизни» указывает на функции музыкального искусства в понимании Пифагора. Пифагор считал, что музыку необходимо применять в процессах воспитания. По его мнению, это связано с тем, что музыка обладает воздействием на психику, способствуя психическому здоровью. «Существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие, в свою очередь – против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Еще иной род песнетворчества был найден против вожделений».