Курсовая с практикой Юриспруденция Уголовное право

Курсовая с практикой на тему Уголовное право вариант № 16

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Понятие, виды и общая характеристика
должностных преступлений. 6

1.1 Основные понятия и сущность должностных
преступлений. 6

1.2 Особенности регламентации ответственности за
должностные преступления в России: исторический аспект. 8

1.3 Классификация должностных преступлений в
современном российском законодательстве и их уголовно-правовой анализ. 14

Глава 2 Квалификация должностных преступлений в
уголовном законодательстве РФ.. 19

2.1 Объективные и субъективные признаки составов
должностных преступлений  19

2.2 Судебная практика по статьям гл. 30 УК РФ.. 21

2.3 Проблемы совершенствования уголовного
законодательства в сфере регламентации ответственности за должностные
преступления в РФ.. 26

Заключение. 31

Список используемых
источников и литературы
.. 33

  

Введение:

 

 

Актуальность
данной темы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество
должных преступлений. Это происходит от того, что должностные лица так или
иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или
подвергаются ей. А это, в свою очередь, влечет за собой подрыв общественного
порядка в стране, что ведет к разрушению аппарата управления обществом и
государством в целом.

Под
должностными преступлениями следует понимать использование должностным лицом
своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено
из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых
законом интересов общества или государства.

Актуальность
исследования обусловлена также тем обстоятельством, что должностные
преступления поражают практически все сферы жизнедеятельности общества.

Субъектом
должностных преступлений являются лица, обладающие наряду с общими признаками
субъекта (возраст, вменяемость) также дополнительными признаками. В уголовном
законодательстве понятие должностного лица связывается исключительно с
характером деятельности лица. При этом широкое распространение рассматриваемой
группы преступных деяний препятствует реализации прав и свобод человека и
гражданина, наносит вред государству и обществу. В этой связи изучение
должностных преступлений как отдельной группы преступных деяний представляет
большой научный и практический интерес.

Степень научной разработанности темы исследования. В
настоящее время в уголовно-правовой доктрине представлено

большое количество трудов, посвященных должностным преступлениям и
регламентации ответственности за их совершение[1].

Исторический
аспект проблемы ответственности за должностные преступления раскрывается в
работах таких авторов, как О.А. Гараев, Т.В. Колосовская[2]

Среди
современных теоретических наработок в исследуемой области можно отметить труды
таких авторов, как: О.Р. Абрамовская (Ажирбаева), Л.А. Андреева, А.И.
Ахтыврский, А.И. Бастрыкин, В.Н. Борков, В.И. Динека, Е.А. Ерахтина, Е.
Карпова, М.Т. Оздоев и многих других[3].

Объект исследования – общественные отношения в сфере должностных
преступлений и деятельность по рассмотрению и разрешению судами дел о данных
преступлениях.

Предмет исследования – нормы уголовного
законодательства и положения российской правовой доктрины о должностных
преступлениях.

Целью исследования является уголовно-правовая
характеристика должностных преступлений, анализ судебной практики по статьям
гл. 30 УК РФ и проблем совершенствования уголовного законодательства в сфере
регламентации ответственности за должностные преступления в РФ.

Для достижения поставленной
цели были определены следующие задачи исследования:

       раскрыть основные понятия и сущность должностных
преступлений;

       выявить особенности регламентации ответственности за
должностные преступления в России в историческом аспекте;

       привести классификацию должностных преступлений в
современном российском законодательстве и осуществить их уголовно-правовой
анализ;

       проанализировать объективные и субъективные признаки
составов должностных преступлений;

       рассмотреть судебную практику по статьям гл. 30 УК РФ;

       определить проблемы совершенствования уголовного
законодательства в сфере регламентации ответственности за должностные
преступления в РФ.

 

 



[1] Уголовное право Российской
Федерации. Общая часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И.
Чучаева. – М.: Юристъ, 2015; Здравомыслов Б.В. Должностные преступления.
Понятие и квалификация. М., 1975; Яни П.С. Квалификация должностных
преступлений: преодоление теоретических неточностей // Законность. 2016. №10.
С. 19-23 и др.

[2] Гараев О.А. Ответственность
чиновников за должностные преступления по дореволюционному и советскому
законодательству //СЮИ ФСИН России: сборник статьей. Самара, 2019. С. 43-48; Колосовская
Т. В. Особенности регламентации ответственности за должностные преступления в
России: исторический аспект // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1310-1313.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30479/
(дата обращения: 12.06.2020).

[3] Абрамовская (Ажирбаева) О. Р.
Совершенствование российского законодательства о противодействии коррупции в
органах власти и управления // Проблемы права. 2014. №4. С.125-130;  Андреева Л. А. Должностные преступления и
коррупция // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXIV
междунар. науч.-практ. конф. № 2 (34). 
Новосибирск: СибАК, 2014; Ахтырский А.И. Субъекты предупреждения
должностных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения // Российский
следователь. 2017. № 11. С. 44 – 46; Бастрыкин А. И. Правовые проблемы борьбы с
коррупцией // Российский следователь. 2017. №24. С. 6-10; Борков В.Н.
Преступления против осуществления государственных функций, совершаемые
должностными лицами: дис. … д-ра юрид. наук. Омск, 2015; Динека В. И.
Ответственность за должностные преступления по уголовному праву России
(уголовно-правовые и криминологические аспекты). Автореф. дис…докт. юрид.
наук. – М., 2016; Ерахтина Е.А. Злоупотребления должностными полномочиями:
уголовно-правовая характеристика // Социально-экономический и гуманитарный
журнал Красноярского ГАУ. 2019. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37111775
(дата обращения: 05.06.2020); Карпова Е. Классификация должностных преступлений
в современном российском законодательстве и их уголовно-правовой анализ // Вести научных
достижений
, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-dolzhnostnyh-prestupleniy-v-sovremennom-rossiyskom-zakonodatelstve-i-ih-ugolovno-pravovoy-analiz
(дата обращения: 12.06.2020); Оздоев М.Т. Должностные преступления:
уголовно-правовой анализ и предупреждение автореф. дисс.. на соискан.учен.
степ. канд.юрид. наук.. СПб., 2005.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

По
результатам проведенного исследования были сформулированы следующие основные
выводы.

Важнейшими
причинами совершения преступления должностными лицами в современных условиях
являются значительное материальное расслоение общества и сверхбольших
неконтролируемы государством доходов, полученных путем проведения различного
рода экономических махинаций, обогащения после присвоения государственной
собственности. До сих пор российское право характеризуется высокой степенью
неопределенности и противоречивости, что является главнейшим фактором,
благоприятствующим коррупции.

Нередки
случаи злоупотребления должностными полномочиями со стороны государственных
служащих, где мотивами побудившими их на эти свершения стали корысть или личный
интерес, что повлекло нарушение существенных прав и законных интересов граждан
либо организаций, не могут быть освобождены от ответственности назначенной либо
в виде лишения свободы. Лица, не работающие в государственных органах за
злоупотребление должностных полномочий максимально могут получить 4 года
лишения свободы и штраф до восьмидесяти тысяч рублей, сходя из чего очевидно,
что к государственным служащим УК РФ относится более требовательно и наказывает
их более основательно.

Злоупотребление
должностными полномочиями сотрудниками государственных органов оценивается как
использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной
заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или
государства (ст. 285 УК РФ). Служебный подлог определяется как внесение
должностным лицом, а также государственным служащим в официальные документы
заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений,
искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной
или иной личной заинтересованности.

Особенности
установления уголовной ответственности за совершение такого преступления, как
злоупотребление должностными полномочиями, также содержатся и в субъективной
стороне состава, предусмотренного ст. 285 УК РФ. Виновное лицо может прямо
желать наступления общественно опасных последствий, но при этом нельзя
исключать и того, что должностное лицо может попросту безразлично к этому
относиться: преступником движет возможность получения выгоды имущественного
характера. Наиболее распространенным примером подобного мотива может стать
противоправное получение различных льгот, возврат имущества или уплаты налогов,
а также освобождение от имущественных затрат. Злоупотребление должностными
полномочиями представлено в виде общей нормы по отношению к другим, которые
автоматически можно считать специальными. В подобном случае необходимо
пользоваться ст. 17 УК РФ, которая говорит о том, что в случае конкуренции
общей и специальной норм преобладает специальная.

Таким
образом, наступление уголовной ответственности за такое преступление, как
злоупотребление должностными полномочиями, имеет свои особенности. Современное
уголовное законодательство содержит в себе схожие, а порой идентичные признаки
таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, превышение
должностных полномочий и халатность. Ввиду этого возникают ситуации, при
которых сотрудники правоохранительных органов, а также работники следственного
комитета допускают ошибки в квалификации данных преступлений. Для разрешения
данной проблемы законодателю необходимо внести в УК РФ дополнительные признаки
объективной стороны данных преступлений.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Понятие,
виды и общая характеристика должностных преступлений

 

1.1 Основные понятия и сущность должностных преступлений

В
доктрине уголовного права понятие должностного преступления является предметом
научной дискуссии, несмотря на большое число фундаментальных исследований по данной
проблематике[1]. На
специфику должностных преступлений еще в 1916 году указывал профессор В.Н.
Ширяев, сформулировавший определение данной группы преступных деяний. По его
мнению, должностным преступлениям принадлежит особое исключительное место среди
других преступных деяний. Свою позицию ученый обосновывал высокой степенью
общественной опасности рассматриваемой группы преступных деяний[2].

Очевидно,
что понятие «должностное преступление» имеет непосредственную связь с понятием
должностного лица, которое определяет природу указанного вида преступлений в
качестве субъекта. В примечании к ст. 285 УК РФ содержится легальное
определение понятия должностного лица.

По
мнению Б.В. Здравомыслова, под должностными преступлениями целесообразно
понимать умышленное или неосторожное общественно опасное деяние (действие или
бездействие), которое совершается должностным лицом вопреки интересам службы с
использованием служебных полномочий либо должностного положения или в связи с
выполнением обязанностей по службе и которое представляет посягательство на
правильную деятельность государственного или общественного аппарата[3].

Анализ
данного определения позволяет сделать вывод, что в нем представлены необходимые
элементы состава должностного преступления. Однако следует обратить внимание на
включение в данное определение такой формы вины, как неосторожность, учитывая,
что должностным преступлениям свойственна умышленная форма вины, за исключением
халатности. Таким образом, данной группой преступлений являются общественно
опасные деяния, совершенные должностными лицами вопреки интересам службы,
посягающие на правильную деятельность государственного и общественного
аппарата, причинившие вред государственным и общественным интересам или
охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан[4].

Должностные
преступления объединены в отдельную группу общественно опасных деяний не только
исходя из специального субъекта, но и родового объекта, определяемого по
названию главы 30 УК РФ – нормальное функционирование государственной власти,
правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного
самоуправления.

Видовым
объектом преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена
статьями главы 30 УК РФ, являются общественные отношения, регулируемые
соответствующими законодательными и подзаконными актами в сфере деятельности
органов государственной власти, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях,
государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных
предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых
принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям,
а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Тем
самым, сущность должностных преступлений заключается в совершении должностным
лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с
использованием своего служебного положения, посягающих на нормальное
функционирование государственной власти, правильное осуществление
государственной службы и службы в органах местного самоуправления и причиняющих
существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым
законом правам и интересам граждан.

Должностные преступления снижают влияние
государственного механизма, уменьшают эффективность работы государственных
чиновников, специалистов проверяющих структур, а также ведут к появлению
негативного отношения к демократическому строю, что отрицательно сказывается на
показателях функционирования государственных учреждений, ухудшает результаты
работы всей макроэкономической системы.

Таким
образом, должностные преступления и ответственность за их совершение закреплены
в главе 30 УК РФ, хотя их определение в нем не содержится, равно как и
определения понятия «должностное лицо» (которое в гл. 31 УК РФ трактуется как
«представитель власти»); определение должностного лица как специального
субъекта либо должностных преступлений, дается в гл. 30 УК РФ, содержащего
квалификацию преступлений против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

 

1.2 Особенности регламентации ответственности за должностные
преступления в России: исторический аспект

Злоупотребление
полномочиями, как преступление, имеет свою историю и упоминания о нем можно
обнаружить в источниках с древних времен. Анализ исторического пути развития
уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления в
России позволяет представить его как ряд взаимосвязанных этапов.

На
протяжении многовекового периода система государственного управления
основывалась на кормлении, в идее которого «заключаются все условия превышения
меры должного и справедливого». В Российском государстве развитие общественных
отношений потребовало изменения законодательной и судебной системы. Таким
образом, в 1497 г. был принят Судебник, предусматривающий запрет некоторых
видов нарушения служебной дисциплины при осуществлении деятельности суда. В ст.
67 Судебника была предусмотрена ответственность судьи, истца и ответчика за
получение незаконного вознаграждения, которое каралось строжайшим образом –
смертью и конфискацией имущества виновного[5].



[1] Птичкина Т.Д.
Основные понятия и сущность должностных преступлений // Вестник
Уральского института экономики, управления и права
, 2018.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-i-suschnost-dolzhnostnyh-prestupleniy(дата
обращения:12.06.2020).

[2] Ширяев В.Н.
Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных
преступлениях. Уголовно-юридическое исследование. – Ярославль, 1916. С. 1.

[3] Здравомыслов Б.В.
Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 48.

[4] Яни П.С.
Квалификация должностных преступлений: преодоление теоретических неточностей //
Законность. 2016. №10. С. 19-23.

[5] Судебник 1497 г.
/ С. И. Штамм. М., 1955. С. 48.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы