Курсовая с практикой Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование государственной измены и шпионажа 5
1.1. Понятие и ретроспективный анализ государственной измены и шпионажа 5
1.2. Место и роль государственной измены и шпионажа в системе преступлений против государственной власти 13
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа 17
2.1. Объект и объективные признаки государственной измены и шпионажа 17
2.2. Субъект и субъективные признаки государственной измены и шпионажа 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Преступления против основ конституционного строя являются одной из самых серьезных угроз для социальной стабильности, деятельности власти, суверенитета и территориальной целостности государства, а в отдельных случаях – и для межгосударственных отношений, поскольку захватившие власть силы могут пытаться оказывать воздействие на процессы, происходящие в международной сфере.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. К числу основных угроз государственной и общественной безопасности отнесена деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых, экономических структур и частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
Государственная измена и шпионаж относятся к числу государственных преступлений, направленных на внешнюю безопасность государства. Предупреждение государственной и шпионажа, и наказания за эти преступления являлись важным фактором в организации защиты государственной тайны в России на всей исторических этапах ее развития.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж.
Предмет работы – нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за государственную измену и шпионаж, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – изучить особенности правового регулирования уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и осуществить ретроспективный анализ государственной измены и шпионажа.
2. Выявить место и роль государственной измены и шпионажа в системе преступлений против государственной власти.
3. Исследовать объект и объективные признаки государственной измены и шпионажа.
4. Проанализировать субъект и субъективные признаки государственной измены и шпионажа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, государственная измена и шпионаж имеют давние исторические корни, и в современном уголовном праве эти преступления имеют определенное сходство и различия.
Их сходство заключается в том, что они посягают на основы конституционного строя и безопасности государства и относятся к категории особо тяжких преступлений, поскольку предусматривают уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.
Данные преступления могут быть совершены только умышленно, предполагая наличие такой формы вины, как прямой умысел, когда правонарушитель осознает общественную опасность совершаемых действий для конституционного строя и государственной безопасности и желает нанести ущерб внешней безопасности России.
Мотивы и цели шпионажа и государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.
Различия заключаются в том, что субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются.
В отличие от государственной измены шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже — лица без гражданства.
С учетом изложенного предлагаем следующие редакции рассмотренных статей УК РФ:
«Статья 275. Измена государству
1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации…
2. Те же действия, совершенные в отношении сведений, составляющих государственную тайну…
3. Выдача гражданином Российской Федерации иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему в случаях, предусмотренных законодательством РФ…
Статья 276. Шпионаж
1. Шпионаж, а именно передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства по заданию иностранной разведки…
2. Те же действия, совершенные в отношении сведений, составляющих государственную тайну…
Основным критерием дифференциации ответственности при конструировании указанных составов преступлений является характеристика предмета — сведений, в отношении которых осуществляется шпионаж и государственная измена.

 

  

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовое регулирование государственной измены и шпионажа

1.1. Понятие и ретроспективный анализ государственной измены и шпионажа

Среди преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, следует выделить получившие определенную актуальность в условиях усложнившейся геополитической обстановки такие преступления, как государственная измена и шпионаж.
В соответствии с положениями ст. 275 УК РФ к категории государственной измены относятся совершенные гражданином РФ шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшей известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т.п.
Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.
Под шпионажем (ст. 276 УК РФ) понимается передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства
Развитие мировой и отечественной истории показывает, что ни одно из государств ни на одном из своих исторических этапов развития не может обходится без норм и институтов, направленных на защиту его устоев и авторитет. Любая власть вне зависимости от степени ее легитимности стремится защитить созданные ей государственные институты и основы политической системы государства, в связи с чем она вынуждена принимать меры для обеспечения своей безопасности .
«На протяжении всей истории отечественный законодатель уделял огромное значение обеспечению государственной безопасности, предусматривая суровую ответственность за посягательство на охраняемые политические устои общества» .
Уже на этапе становления Древней Руси как известно существовало сословное неравенство людей, что нормативно было закреплено в тексте Русской правды и проявлялось в неравенстве наказаний, применяемых за совершение правонарушений против обычных людей, князя и представителей других сословий.
Законодательство того времени придавало различное значение преступным посягательствам в зависимости от их влияния на основы безопасности государства и государя. При этом к преступлениям повышенной опасности данной категории относились и некоторые экономические преступления. Так, в ст. 12 Устава князя Ярослава XII века можно увидеть прародителя состава диверсии: «Аще кто зажжеть гумно митрополиту 40 гривен, а князь казнить» (ст. 12).
Псковская Судная грамота в ст. 7 за государственные преступления предусматривала наказание в виде смертной казни.
В период XIV-XVII вв. формируется уголовно-правовой институт государственных преступлений. Судебники 1497 г. (ст. 9) и 1550 (ст. 61) предусматривали наказание в виде смертной казни за тяжкие государственные (политические) преступления, такие как «кромола», «подым», измена царю. Возникновение специальных составов преступлений было вызвано в первую очередь установлением ограничения «права отъезда» бояр со службы князю в конце XIV в. В более поздний период «отъезды» удельных князей рассматривались как государственная измена .
Дальнейшее развитие феодальных отношений и укрепление власти царя вызвали множество крестьянских восстаний, направленных на избавление от усиленной эксплуатации и крепостного гнета.
Законодатель в этой связи предусматривал ответственность в принятом Соборном Уложении 1649 года за ряд тяжких преступлений против царя и государства. Их перечень составил особую главу II «О государственной чести, и как его государьское здоровье оберегать» . Указанная глава включила в себя так называемые политические преступления против воли государя. «Под политическими преступлениями понимались любые действия (как и умысел), направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор» .
Еще одним особо важным государственным преступлением в то время являлась государственная измена, которая выражается в «способствовании или благоприятствовании неприятелю в его военных или иных враждебных против государства. К тому же ответственность за эти деяния несли и родственники преступника. Лицо, убившее изменника на месте преступления, освобождалось от наказания .
В качестве основания для начала уголовного преследования по делам о государственных преступлениях выступал «извет», под которым понимался донос воеводе о совершенном или готовящемся политическом преступлении. Недоносительство выступало самостоятельным преступлением, караемым смертной казнью (ст. 19 главы II Уложения). В петровском законодательстве нормы об извете получили дальнейшее развитие .
Нормы уголовно-правового института государственных преступлений, предусмотренные Уложением, во многом предопределили дальнейшее развитие отечественного уголовного законодательства в данной сфере, тенденцией которого стало обособление в отдельной главе и повышенная ответственность за данные виды преступлений. Соответствующая глава стала помещаться на первое место, подчеркивая приоритет уголовно-правовой охраны именно государства, государственной власти .
Изменники и бунтовщики наказывались смертной казнью. Социальный статус субъектов государственных преступлений юридического значения не имел, наказания не смягчал и при вынесении приговора не учитывался.
Введение в действие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года является следующим этапом исторического развития государственных преступлений.
Особенностью данного законодательного акта является значительная детализация и конкретизация уголовно-правовых запретов относительно государственной безопасности. Например, ст. 245 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года предусматривала уголовное наказание за составление и распространение текстов (сочинений) или изображений, которые вызывали неуважение к верховной власти, самому государю или его личным качествам. Данные действия квалифицировались как оскорбление монарха. «Хотя преступления против государства и не получили достаточно четкого юридического определения, они явились основой для детального регулирования в области обеспечения государственной безопасности в том понимании, в котором ее усматривал законодатель XIX века» .
В начале XX века принимается Уголовное уложение 1903 года. «В его содержании выделялись три группы государственных преступлений: посягательства на внутренние основы государства, а именно на саму государственную организацию; посягательства на внешнюю безопасность государства; посягательства на иностранное государство. Основополагающей целью создания Уголовного уложения являлось стремление ухода от казуистики» .
Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила всю систему права, включая отрасль уголовного законодательства. Вместе с тем, осталась неизменной задача обеспечения безопасности государства и правящей власти, средством обеспечения которой также выступал институт государственных преступлений.
Становление новой государственной и политической системы было сопряжено со значительными трудностями, связанными в том числе интервенцией, гражданской войной, контрреволюционными движениями. Все это породило значительное количество нормативных правовых актов, так или иначе направленных на охрану основ рабоче-крестьянского государства от внутренних и внешних посягательств. «Советская власть решительно отстаивала устои формирующегося социалистического государства, защищая их уголовно-правовым методом» .
Характерной особенностью начального развития советского права и законодательства является отсутствие системности, а также распространение подхода, при котором широко применялись аналогия и принятие решений на основании революционного правосознания. В сфере противодействия государственным преступлениям с 1917 года принимается множество различных, во многом декларативных актов, направленных на охрану основ молодого рабоче-крестьянского государства. К источникам регулирования деятельности государства по противодействию преступлениям, посягающим на только начавшийся формироваться новый правопорядок, в этот период относятся и документы декларативного характера. Так, можно отметить обращение В.И. Ленина «К населению» от 5 ноября 1917 года, в котором устанавливался строжайший революционный порядок и беспощадное подавление попыток анархии.
Кодификация уголовно-правовых норм произошла в 1922 году с принятием первого советского Уголовного кодекса . В данном законодательном акте все государственные преступления были систематизированы в главе I Особенной части «Государственные преступления», которая предусматривала две группы таких преступлений: контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления .
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года не внес заметных изменений в механизм правового регулирования уголовной ответственности за государственные преступления. Он также как и предыдущий уголовный закон первой главой Особенной части предусмотрел ответственность за контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления. При этом указанные группы преступлений законодателем были разделены в разные главы, соответственно главу 1 и главу 2.
В целом рассмотренный период можно охарактеризовать стремлением законодателя взять под особую уголовно-правовую охрану общественные отношения, связанные с необходимостью противодействия всяким деяниям против порядка нового порядка государственного управления и против новых ценностей социалистического общества. Уголовно-правовая политика в данном случае была направлена, прежде всего, на устранение политической конкуренции и укрепление власти коммунистической партии.
Значительные изменения в законодательстве произошли после 1953 года в связи со смертью И.В. Сталина. Изменения затронули также институт государственных преступлений. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 года переквалифицировал их в «особо опасные государственные преступления», что в последствии было закреплено в главе 1 Особенной части УК РСФСР 1960 года .
Термин «преступления против порядка управления» стал применяться лишь к тем деяниям, которые ранее относились к «иным преступлениям против порядка управления» (глава 2 УК РФСРФ 1926г.). Кроме того, уголовно-правовая политики в сфере противодействия государственным преступлениям в большей степени стала направлена на борьбу с внутриполитическими угрозами государственной власти. .
Способ систематизации преступлений исследуемой группы также изменился. Были предусмотрены следующие категории государственных преступлений в зависимости от схожих черт объективной стороны их состава: измена Родине и шпионаж, диверсия и вредительство; антисоветская агитация и пропаганда и пропаганда войны.
В 1989 году была предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к совершению государственных преступлений, что было обусловлено ростом политических движений в условиях политики гласности, направленных против устоев и традиционных ценностей советского общества.
Таким образом, особенностью дореволюционного периода развития института уголовной ответственности за государственные преступления является формирование законодательных подходов по противодействию любой деятельности, которая могла привести к нарушению устоев самодержавия, а также действиям, наносящим вред чести государя и репутации российской монархии в целом. В первую очередь речь идет о противодействии преступлениям, посягающим на жизнь и здоровье монарха, а также преступной деятельности, направленной на свержение государя, изменение основ абсолютной монархии.
В качестве положительного исторического опыта регулирования института уголовной ответственности за рассматриваемые виды преступлений можно отменить более разветвленную систему государственных преступлений. Представляется, что в условиях геополитического противостояния России отдельным государствам оправданным было бы возвращение в уголовный закон состава преступления об оскорблении чести и достоинства главы российского государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы