Курсовая с практикой на тему Удовлетворенность трудом: измерение, оценка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «удовлетворенность трудом» 6
1.2. Удовлетворенность трудом как составляющая качества трудовой жизни 9
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ 12
2.1. Проблемы и методы исследования удовлетворенностью трудом 12
2.2. Обоснование методов и процедура исследования 15
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования удовлетворенности трудом и актуальной мотивации сотрудников 17
2.4 Основные направления повышения удовлетворенностью трудом персонала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Введение:
Актуальность темы курсовой работы определяется современными, ди-намично изменяющимися условиями, в которых персонал является ключе-вым активом организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожи-даний и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания организации.
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом рассматриваются в качестве очень важных характеристик человеческих ресурсов в организации. Качественная оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации. Поэтому проблема удовлетво-ренности трудом персонала заслуживает особого внимания и изучения.
Удовлетворенность трудом является предметом исследования таких наук (и их отраслей) как, экономика, социология, психология, педагогика и др. Соответственно каждая наука фокусируется на специфичных ей аспектах.
Исходя из актуальности темы исследования была сформулирована цель курсовой работы — выявить факторы удовлетворенности трудом работников.
Объект исследования — удовлетворенность трудом.
Предмет исследования — особенности удовлетворенности трудом в со-отношении с актуальной мотивацией работников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что более высокая удовле-творенность трудом характерна для сотрудников с преобладанием следую-щих особенностей мотивов и потребностей таких сфер, как уважение со сто-роны, достойная заработная плата, престиж и значимость профессии.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— раскрыть сущность и содержание понятия «удовлетворенность тру-дом»;
— изучить удовлетворенность трудом как составляющая качества тру-довой жизни;
— рассмотреть проблемы и методы исследования удовлетворенностью трудом;
— представить обоснование методов и процедура исследования;
— провести анализ результатов эмпирического исследования удовлетво-ренности трудом и актуальной мотивации сотрудников;
— определить основные направления повышения удовлетворенностью трудом персонала.
При написании курсовой работы были применены такие методы иссле-дования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Эмпирические, объединенные в рамках констатирующего экспери-мента, включали тестирование:
2.1 Тест «изучение организационных условий, удовлетворенности тру-дом и профессиональным развитием», В.А. Чикер.
2.2 «Иерархия потребностей» модификация И. А. Акиндиновой.
2.3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Земфир в модификации А. Равена).
2.4 Анкета для изучения удовлетворенности трудом (под руководством Уильяма Скотта).
3. Статистические методы: методы, количественной обработки данных: сравнительный, графический анализ.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть при-менены психологами и руководством организации для создания программ по увеличению мотивации и удовлетворенности трудом, что позволит увели-чить кадровые лица и уменьшение текучки работников.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком ис-пользованных источников.
Заключение:
Актуальность и значимость данной работы обусловлена тем, что моти-вация персонала и ее взаимосвязь с удовлетворенностью трудом — это одна из важнейших проблем в организации, которая как никогда важна в совре-менном обществе.
Взаимосвязь мотивационной направленности и удовлетворенности трудом является одной из важнейших составляющих повышения производи-тельности и эффективности труда.
Падение уровня удовлетворенности собственным трудом негативно влияет на эффективность труда сотрудника, приводя в результате к негатив-ным последствиям в кадровом обеспечении системы: ухудшения трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения и т. д.
Целью данной работы являлось изучение взаимосвязи между удовле-творенностью персонала и мотивационной направленности, а также изучение различных аспектов, теорий и методов мотивации персонала.
Исследовав различные подходы к пониманию термина «мотивация пер-сонала», можно сделать вывод, что проблема мотивации персонала затраги-валась многими авторами на протяжении длительного времени.
Существует множество разных подходов, которыми должен руковод-ствоваться работодатель при выявлении мотиваторов своих работников. Рас-смотрев различные подходы, виды и типы мотивации, можно заметить, что каждый автор определял мотивацию персонала и ее сущность по-разному, основываясь на своем понимании данной темы.
Условно, все классификации и виды мотивации можно разделить на две категории: существуют материальные и нематеральные виды мотивации со-трудников. Только в случае идеального равновесия между этими двумя фак-торами работник будет качественно замотивирован;
Изучив различные методы мотивации, можно сделать вывод, что не существует общепринятого, «идеального» метода для мотивации сотрудни-ков.
Руководитель должен уметь находить к каждому подход, основываясь на его внутренних качествах и установках: Различные источники говорят о том, что удовлетворенность трудом совсем недавно стала объектом изучения разных авторов, но уже получила двоякую оценку. Некоторые авторы не считают удовлетворенность фактором, заслуживающим внимания, другие же оценивают ее как единственную возможность повысить работоспособность сотрудника;
Основными направлениями повышения удовлетворенности трудом можно назвать материальные и нематериальные (микроклимат организации, социальный пакет) методы, а также воздействие на психологические особен-ности каждого человека; Практический опыт как зарубежных, так и россий-ских ученых большой в вопросе изучения удовлетворенности, но его нельзя считать достаточным. Также одной из проблем является противоречие взглядов разных теоретиков на одну и ту же проблему.
Поставленные задачи были решены не полностью: сложность обработ-ки и обобщении информации, а также выявление взаимосвязи между мотива-ционной направленностью и удовлетворенностью трудом персонала заклю-чается в том, что данная тема недостаточно изучена разными теоретиками.
Тем самым подтверждается актуальность: замотивированный и удо-влетворенный персонал работает более качественно, повышая при этом кон-курентоспособность компании, но на данном этапе качественное проведение процесса стимулирования и повышения удовлетворенности трудом каче-ственно невозможна.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
1.1. Сущность и содержание понятия «удовлетворенность трудом»
Среди психологических аспектов эффективной профессиональной дея-тельности основное место занимает проблема изучения сущности и содержа-ния понятия «удовлетворенность трудом», которое является определяющим фактором при определении мотивационной модели личности и служит осно-вой для разработки мотивационной модели организации.
Теоретический анализ исследуемой проблемы требует, прежде всего, рассмотрения сущности понятия «удовлетворенность трудом». По мнению П. В. Малякова удовлетворенность выступает в качестве отношения индиви-да к его деятельности, в совокупности с его вкусами, склонностями, привыч-ками и убеждениями; в ровной степени удовлетворенность может выступать как эмоционально-психическое состоянии и как мотивация деятельности .
В кратком словаре социологии под удовлетворенностью понимается особое состояние согласованности потребностей либо запросов, предъявляе-мых работником к условиям труда и персональной оценки возможностей ре-ализации этих запросов .
По мнению Р. Штольберга удовлетворенность трудом можно рассмат-ривать как состояние психики работника, выражающее его внутреннюю установку к труду, мотивацию и потребности относительно труда .
Обобщая разные подходы к содержанию понятия «удовлетворенность трудом», можно сделать вывод, что оно рассматривается с пяти позиций (ри-сунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Сущность подходов к понятию «удовлетворенность трудом»
Таким образом, обобщая вышеизложенные подходы, понятие «удовле-творенность трудом» можно рассматривать как комплексное понятие, вклю-чающее субъективную оценку сотрудником размера материального возна-граждения, качества трудовой жизни и профессиональной деятельности, от-ношений с людьми.
Из такого определения хорошо прослеживается экономическая функ-ция понятия, так как при этом актуализируется приоритетность ценностей, потребностей человека и условий для их реализации: выполняя профессио-нальные функции, человек должен балансировать между удовлетворением собственных потребностей и потребностей организации.
Особое место в исследовании понятия «удовлетворенность трудом» от-водится факторам, которые на нее влияют. Так, в 1940 году учеными Р. Хоп-поком и Ч. Одом были выделены следующие факторы: темперамент, тип личности, характер работы, организация и стиль управления, возраст, амби-ции, доход .
Э. Мэйо, с помощью проведенных многочисленных исследований, до-казал, что на удовлетворенность трудом значительное влияние также оказы-вают неформальные отношения в коллективе, участие в процессе управления процессами труда, личные и коллективные достижения .
В. А. Ядов и его последователи в ходе изучения удовлетворенности трудом сделали вывод, что у неквалифицированных рабочих она зависит от внешних факторов мотивации, а на работников занятых более квалифициро-ванным трудом влияет внутренняя мотивация .
Социолог Л. С. Бляхман утверждал, что удовлетворенность трудом за-висит:
— от уровня материального и духовного обогащения;
— от количества потребляемых общественных благ на предприятиях, которые служат фундаментом для установления социальной нормы;
— от информированности работников о положении дел .
Таким образом, факторы, которые влияют на удовлетворенность тру-дом, разнообразны и являются взаимодополняющими. При неудовлетворе-нии одного из имеющихся факторов уровень удовлетворенности трудом мо-жет резко уменьшится, что приведет к негативным последствиям: «текучести» кадров, отсутствии лояльности персонала и противодействии организацион-ным изменениям.