Курсовая с практикой на тему Ударение, как предмет изучения и обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УДАРЕНИЮ 4
1.1. Орфоэпия как раздел науки о языке 4
1.2. Русское ударение 9
Выводы по главе I 20
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД УДАРЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Работа над ударением на современном этапе образования 21
2.2. Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением 24
Выводы по главе II 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Вопросы орфоэпии — достаточно важные для современного человека. Модель выпускника средней общеобразовательной школы предполагает сформированность у него ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека с социумом. Формирование коммуникативной компетентности, которая подразумевает овладение знаниями, умениями и навыками общения с другими людьми – важнейшая задача уроков русского языка. Сегодня обществу требуется коммуникабельный выпускник, способный вести грамотный конструктивный диалог.
Именно поэтому умение правильно произносить слова, ставить нужное ударение необходимо формировать с ранних этапов изучения языка в школе. Культура устной речи – это один из важных показателей культуры человека вообще. На экзамене в форме ЕГЭ этому вопросу уделяется особое внимание: знание орфоэпических норм проверяется при решении задания № 4. То же самое касается всероссийской проверочной работы для учащихся младшего и среднего звена, в которой встречаются задания подобного плана.
Чем раньше будет обращено внимание учащихся на орфоэпию, на необходимость знать и соблюдать нормы, тем прочнее будут знания, тем выше может оказаться и результат обучения, и общая культура обучающихся.
Актуальность орфоэпической работы со школьниками возрастает также потому, что на сегодняшний день отмечается некоторая несогласованность в дидактическом материале по произносительным нормам, представленном в школьных учебниках, и отборе материала, составляющего основу тестов ЕГЭ. На наш взгляд, необходимо переосмыслить стратегию изучения орфоэпического материала в курсе школьного обучения русскому языку, то есть не просто формировать систему определенных знаний, но и познакомить учащихся с эффективными приемами, облегчающими запоминание правильной постановки ударений в словах и способствующими развитию языковой интуиции, бережному и вдумчивому отношению к слову.
Объект исследования – изучение ударения в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – приемы организации работы по изучению ударения на уроках русского языка.
Цель исследования – описать систему работы и выявить эффективные приемы организации работы по изучению ударения на уроках русского языка.
Достижение цели решается путем последовательного решения следующих задач:
1) Рассмотреть орфоэпию как раздел науки о языке.
2) Дать определение понятию русское ударение, изучить его особенности.
3) Изучить работу над ударением в школьном курсе русского языка.
4) Разработать эффективные упражнения по изучению ударения на уроках русского языка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что предпринятое исследование внесет определенный вклад в определение некоторых перспектив работы с орфоэпическими нормами, в частности работы над ударением в школьном курсе русского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные в исследовании методические материалы могут быть использованы в практике школьного обучения.
В работе использованы следующие методы: анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования; описательный метод.
Методологической основой исследования послужили работы Ж.В. Ганиева, Н.С. Валгиной, Т.М. Григорьевой, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, К.С. Горбачевича, В.А. Ицковича, Г.А. Копниной, Г.А. Качевской, Л.И. Скворцова и других лингвистов.
Структура исследования. введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Таким образом, орфоэпия – это раздел науки о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием; система единых принятых норм произношения в литературном русском языке. Орфоэпией изучаются, в том числе, и акцентологические нормы.
Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова с помощью силы голоса и длительности. Для того, чтобы определить место ударения в слове, необходимо применить правила, а также использовать акцентологический словарь.
В практической части нашего исследования нами было изучено направление работы по развитию акцентологических умений учащихся. На сегодняшний день еще существуют приемы изучения языка только в письменном виде, подразумевая, что грамотность учащихся заключается исключительно в орфографической стороне речи, за счет чего утрачивает свою значительность орфоэпическая сторона речи.
Мы пришли к выводу, что работа над ударением в начальной школе ведется повсеместно и в каждом классе. Что же касается среднего звена, то там такой работе уделяется недостаточно внимания, что является значительным недостатком в связи с введением ежегодных всероссийских проверочных работ, а также обязательного единого государственного экзамена.
Нами были предложены упражнения и приемы, направленные на изучение правил расстановки ударений. Подобные упражнения помогут детям научиться слушать и правильно поставить ударение, а также понять, какую роль в русском языке оно играет. Когда ребенок начинает легко выполнять подобные задания, можно переходить к тренировочным упражнениям с выбором проверочных слов. Такие упражнения содержатся в учебниках, а также в различных дидактических сборниках. Важно вовремя заметить, что ребенку нужна помощь. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что на пользу идут лишь те занятия, которые нравятся детям, приносят им удовлетворение от достигнутого успеха.
Целью нашего исследования было описать систему работы и выявить эффективные приемы организации работы по изучению ударения на уроках русского языка.
Достижение цели мы решили путем последовательного решения следующих задач:
1) Рассмотрели орфоэпию как раздел науки о языке.
2) Дали определение понятию русское ударение, изучить его особенности.
3) Изучили работу над ударением в школьном курсе русского языка.
4) Разработали эффективные упражнения по изучению ударения на уроках русского языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УДАРЕНИЮ
1.1. Орфоэпия как раздел науки о языке
Слово «орфоэпия» произошло от двух греческий слов: ortho´s – «правильный», «прямой» и e´pos – «слово», «речь». Орфоэпия употребляется в двух значениях:
1) Как раздел науки о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием;
2) Как система единых принятых норм произношения в литературном русском языке [Борунова, 2015, c.54].
Учёными-лингвистами по-разному определяется само понятие «орфоэпия». Одни включают в это понятие лишь нормы произношения звуков, их сочетаний и слов. Этой точки зрения придерживаются: М.В. Панов, А.Н. Гвоздев, В.В. Иванов и другие. Другая группа определяет понятие «орфоэпия» в качестве совокупности норм произношения и ударения. К этой группе относятся такие учёные как: А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов и другие.
Последнее мнение является для школы наиболее обоснованным и приемлемым, потому что ударение и произношение будут являться взаимосвязанными и взаимообусловленными проявлениями устной речи.
Орфоэпия, так же, как и орфография, имеет свою практическую направленность. Она должна не только фиксировать существующие произносительные варианты и находить условия для их осуществления (чем занимается описательная фонетика), но также указывать на то, какие варианты будут считаться «правильными», и тем самым оказывать влияние на функционирование языка в его устной форме.
Тем самым орфоэпия определяет то, как необходимо произносить какие-либо звуки в конкретных фонетических позициях, в определённых сочетаниях с другими звуками, а также в конкретных группах и грамматических формах слов [Евсеева, 2017, с 73].
Орфоэпические правила имеют большое значение в общении между людьми. Ошибки в речи говорящего отвлекают внимание слушателя от самого непосредственного содержания речи, что вызывает своего рода барьер в языковом общении. Тем самым знание орфоэпических норм станет способствовать более быстрому пониманию говорящих.
Но не смотря на модернизацию школ, на повышение качества образования и речевой культуры общества в целом, верное произношение на сегодняшний день — наиболее слабое звено. С увеличением влияния средств массовой информации вопрос о правильном произношении стоит особенно остро [Константинова, 2010, с. 19].