Курсовая с практикой на тему Учет свойств темперамента в обучении детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования
темперамента. 5
1.1.
Определение, понятие, компоненты темперамента. 5
1.2.Методы изучения
темперамента. 8
1.3. Психологическая характеристика темпераментов. 12
1.4. Влияние
темперамента на обучение дошкольников. 15
Глава II Особенности темперамента ребенка. 18
2.1 Развитие
темперамента в дошкольном возрасте. 18
2.2
Характеристика детей с разными типами темперамента и рекомендации педагогам 22
Заключение. 41
Список использованной литературы.. 43
Приложение. 45
Введение:
Темперамент
представляет собой динамическую индивидуально-типологическую особенность
индивида, имеющую врожденную природу.
Учение
о темпераменте имеет большую историю. Первые работы принадлежат V веку до н.э. В настоящее время
имеется несколько концепций, рассматривающих темперамент: конституциональные
(на основе телосложения), физиологические (на основе свойств нервной системы),
психологические (на основе выделенных критериев) и др. Данный конструкт
достаточно изучен. Исследованием темперамента занимались отечественные ученые
И.П. Павлов, П.П. Блонский, А.Г. Иванов-Смоленский, Б.М.Теплов и зарубежные –
У. Мак-Даугалл, В.Вундт, Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Юнг, Г.Айзенк и др.
Актуальность проблемы определила тему
исследования «Учет свойств темперамента в обучении детей старшего
дошкольного возраста».
Объект
данного исследования — обучение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования — учет свойств темперамента в обучении детей
старшего дошкольного возраста.
Цель
работы — анализ учета свойств темперамента в обучении детей старшего
дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели будут решены
следующие задачи:
1.Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.
2. Выявить возрастные
особенности темперамента.
3.Проанализировать
возрастные особенности темперамента дошкольников.
4. Рассмотреть
особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников.
Проблема исследования:
заключается между учетом свойств темперамента и обучением детей дошкольного
возраста.
Также проблема подхода в процессе воспитания детей
дошкольного возраста является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в
педагогической среде.
Вопросам индивидуального подхода уделяли большое внимание
многие известные ученые педагоги и психологи, такие как Я.А. Коменский, К.Д.
Ушинский, А.С. Макаренко, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б.
Эльконин и др. [34].
Индивидуальная неповторимость ребенка, характеризующая
его значимое отличие от других детей, своеобразие его психики и личности
проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качестве
познавательных процессов. Знание особенностей индивидуальных различий детей
очень важно, поскольку ни один метод воздействия на ребенка не будет достаточно
эффективен, если он к детям вообще, а не к каждому конкретному ребенку.
Гипотезы исследования: мы
предполагаем, что в обучении детей старшего дошкольного возраста необходимо
учитывать темперамент.
Эмпирическая выборка: МБДОУ № 1. Дети старшего
дошкольного возраста.
Методологической основой
исследования являются труды психологов Мерлин
В.С,
Урунтаева Г.А, Марцинковская Т.И.и т.д.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В
данной работе был проведен анализ работ, посвященный исследованию темперамента.
В результате можно сделать следующие выводы. В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать
своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо
свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах
деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности
у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно
в общении ребенка со сверстниками.
В ряде случаев эффективной бывает тактика построения
воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального
стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь
индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и
исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а
другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других
разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой
ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это
успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что
материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал
спустя некоторое время, то он забывается.
Для взрослого очень важно учитывать
индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения
детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом
соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям,
усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные
игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в
подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача
воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее
положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность,
способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть
формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому
преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего
темперамента.
Подчеркнем, что главный принцип учета
индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от
«приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления
динамикой поведения и деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты исследования темперамента
1.1. Определение, понятие,
компоненты темперамента
Исследования темперамента
лежат в рамках общей психологии. Чаще всего, говоря об основах темперамента,
имеют ввиду физиологические особенности организма. Впервые такую интерпретацию
данного понятия ввел Гиппократ в V
в. до н.э. Он предложил четыре типа темперамента: кровь, слизь, желтая желчь и
черная желчь. Гиппократ строил свою теорию придерживаясь только органического
подхода. Первые описания с
психологической точки зрения принадлежат Галену, античному врачу. Он
рассматривал тип темперамента в зависимости от преобладания в организме одного
из соков. Им были рассмотрены 13 типов темперамента, которые были сведены
впоследствии до четырех, название которых используется и по сей день – сангвиник,
флегматик, меланхолик, холерик. Позднее в XVIII веке
психологические портреты четырех темпераментов дал И.Кант. Он взял за
основу соотношение чувств и телесных побуждений [2, с.23].
Наиболее фундаментальные
исследования физиологических основ темперамента проводил И.П. Павлов. Изучая
особенности протекания условно-рефлекторной деятельности у собак, он дал
понятие типов нервной системы (или типов высшей нервной деятельности) Ученым
были выделены следующие четыре типа: сильный — уравновешенный — подвижный;
сильный — уравновешенный — инертный; сильный — неуравновешенный; слабый. Основу этой классификации составляли три
критерия – сила, уравновешенность и мобильность коры.
1. Сила. Павлов выделял силу возбуждения и
силу торможения. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы,
т.е. выносливость. Сила торможения – работоспособность при торможении, т.е.
формирование реакций угасания.
2. Уравновешенность представляет собой
равновесие процессов возбуждения и торможения