Курсовая с практикой на тему Учет рисков при разработке стратегий и программ развития населенной территории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования и
реализации стратегии социально-экономического развития территории. 7
1.1 Понятие стратегии социально-экономического развития
территории, формирование, структура, этапы реализации. 7
1.1 Сущность неопределенности и риска в государственном
управлении. 10
1.3 Классификация рисков при разработке стратегий и
программ развития населенной территории. 14
Глава 2 Анализ и оценка социально-экономического развития
Кондинского района ХМАО-ЮГРЫ.. 19
2.1 Общая характеристика Кондинского района ХМАО-Югры.. 19
2.2 Анализ Стратегии социально-экономического развития
Кондинского района ХМАО-Югры на период до 2030 года. 27
2.3 Риски реализации Стратегии социально-экономического
развития Кондинского района ХМАО-Югры на период до 2030. 29
Глава 3. Направления снижения рисков реализации Стратегии
социально-экономического развития Кондинского района ХМАО-Югры и пути их
преодоления 32
3.1 Направления развития мониторинга рисков в системе
стратегического управления развитием
территории. 32
3.2 Мероприятия по нивелированию рисков реализации
Стратегии социально-экономического развития Кондинского района ХМАО-Югры на
период до 2030 года. 36
3.3 Прогнозная оценка эффективности предложенных
мероприятий. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Введение:
Актуальность темы исследования. Сегодня
уже не вызывает сомнений необходимость и актуальность планирования на местном
уровне. В нашем государстве, как и в других странах мира, активно развивается и
внедряется стратегический подход к планированию устойчивого территориального
развития. Это связано с преимуществами данного метода для всех основных
участников этого процесса (власти, предпринимательских структур,
территориальной общины), а именно:
—
повышается научная и практическая обоснованность социально-экономических и
организационных мероприятий, эффективность принимаемых управленческих решений;
—
значительно расширяется круг участников процесса планирования, полнее
учитываются их интересы и потребности;
—
процесс планирования является прозрачным для всех субъектов хозяйствования,
создаются возможности для достижения общих целей, объединения материальных и
финансовых ресурсов субъектов различных форм собственности, и как результат —
сокращаются сроки достижения конечных целей программы;
—
полнее используется огромный потенциал территорий для активизации экономических
преобразований и развития территориальной общины.
Сейчас
существенно видоизменяются функции, реализуемые при планировании, изменится
сама роль планирования в системе местного управления. Оно все больше становится
инструментом повышения конкурентоспособности территорий и регионов, средством
сплочения различных субъектов территориального развития вокруг новых ценностей
и долгосрочных приоритетов.
Дополнительным
измерением глобализации является развитие информационного общества, которое
генерирует новые многочисленные виды деятельности, которые управленцы должны
учитывать для целей устойчивого местного развития.
Стратегическое
планирование охватывает систему долго-, средне- и краткосрочных планов,
проектов и программ. Однако главный содержательный акцент делается на
долгосрочных целях и путях их достижения.
Власть
на местном уровне сегодня имеет дело со сложными и угрожающими проблемами:
чрезвычайные экономические сложности, неразвитая инфраструктура; отсутствие
чувства безопасности у людей и региональное неравенство; растущая бедность,
безработица, потеря самоуважения и социальное исключение; угроза биоразнообразию,
нехватка водных ресурсов и их загрязнения, деградация почв, загрязнение
воздуха, неудовлетворительные средства утилизации твердых, опасных и токсичных
отходов, ограниченный доступ к безопасным источникам энергии и тому подобное.
Большинство
из указанных проблем и вызовов тесно связаны между собой, что усиливает
необходимость применения интегрированного стратегического подхода к местному
развитию.
Степень разработанности темы.
Общетеоретические
аспекты стратегического менеджмента были заложены в работах зарубежных авторов,
таких как М. Мескон, А.Д. Чандлер, М. Альберт, Ф. Хедоури, Ф. Аналоуи, А. Карами,
А. А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Ж.-Ж. Ламбен,
Г. Джонсон , К.Скулз, У. Глука и Л. Джауха, Ф. Тейлор, Г. Гантт, X. Эмерсон,
М. Армстронг, М. Гертман. Позднее появились
работы отечественных исследователей и научных деятелей О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова,
С. А.
Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.
Вопросам
разработки и реализации стратегических планов и программ регионов посвящены работы
многих зарубежных авторов: И.Ансоффа, Г. Минцберга, А. Артура, Ф. Перу, А. Лёша,
А. Предёля, В. Кристаллера, И.Г. фон Тюнена, А. Вебера. Среди отечественных исследователей
над этими проблемами работали А. Гапоненко, Б. Гринчель, Б. Жихаревич, Е.Г. Анимица,
В.С. Бочко, Н.Ю. Власова, Л.М. Капустина, В.А. Мальцев, О.А. Романова, Н.М. Сурнина,
А.И.
Методология
стратегического планирования развития региона, методика мониторинга реализации стратегического
плана раскрыты в исследованиях Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина.
Объектом
исследования является Кондинский район ХМАО-Югры.
Предметом
исследования выступает управление рисками долгосрочного социально-экономического развития
Кондинского района ХМАО-Югры.
Цель исследования –
проанализировать учет рисков при разработке и реализации Стратегии социально-экономического
развития Кондинского района ХМАО-Югры.
В соответствии с целью, в работе необходимо
произвести решение следующих задач:
—
раскрыть понятие стратегии социально-экономического развития территории,
формирование, структура, этапы реализации;
—
изучить сущность неопределенности и риска в государственном управлении ;
—
дать классификацию рисков при разработке стратегий и программ развития
населенной территории;
—
дать общую характеристику Кондинского района ХМАО-Югры;
—
провести анализ Стратегии социально-экономического развития Кондинского района
ХМАО-Югры на период до 2030 года ;
—
проанализировать риски реализации Стратегии социально-экономического развития
Кондинского района ХМАО-Югры на период до 2030;
—
определить направления развития мониторинга рисков в системе стратегического
управления развитием территории;
—
разработать мероприятия по нивелированию рисков реализации Стратегии
социально-экономического развития Кондинского района ХМАО-Югры на период до
2030 года;
—
представить прогнозную оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методами исследования послужили:
анализ, обобщение, сравнительный метод.
Заключение:
Проблема
планирования социально-экономического развития России и регионов является актуальной,
поскольку каждый регион имеет отличительные характеристики, обусловленные социально-экономическими,
географическими, этническими и иными различиями. Именно поэтому практический и научный
интерес к этой теме не случаен: необходима детальная проработка всех возможных вариантов
планирования и рассмотрение всех особенностей каждого региона в отдельности.
В
современной практике планирования развития муниципальных образований в России основополагающую
роль играют стратегии социально-экономического развития. На основе этих документов
выстраивается комплексная система мер по улучшению качества жизни населения, обеспечению
благоприятного инвестиционного климата на территории, повышению эффективности экономической
деятельности в муниципальном образовании.
Основными
задачами разработки Стратегии являются:
—
оценка текущего состояния экономики и социальной сферы города, выявление проблем
и перспектив развития отраслей непроизводственной сферы, материального производства
и услуг с учетом ресурсов;
—
определение приоритетных направлений социально-экономического развития территории;
—
определение механизма реализации Стратегии;
—
оценка социально-экономических последствий реализации Стратегии.
Стратегия
социально-экономического развития Кондинского района Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры на период до 2030 года разработана в соответствие с требованиями Федерального
закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ с учетом основных положений и целевых ориентиров
федеральных и региональных отраслевых документов стратегического планирования.
В
процессе реализации стратегии Стратегии социально-экономического развития Кондинского
района ХМАО-Югры в период до 2030 года выделены следующие проблемы:
1.
Неопределенность в методологическом подходе социально-экономического развития региона,
так как этот подход составляет основу процесса стратегического планирования в целом.
2.
Недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования.
3.
Отсутствие контура стратегического планирования на уровне муниципальных образований.
4.
Неправильный подход к использованию услуг внешних консультантов.
5.
Стремление получить результат в кратчайший срок.
Для
предотвращения ошибок в стратегическом планировании необходимо четко и правильно
определять социально-экономические проблемы, важно, соотносить их с текущим состоянием
экономики государства и общим экономическим циклом развития мировой экономики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические
основы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития территории
1.1 Понятие стратегии социально-экономического развития территории,
формирование, структура, этапы реализации Территориальное
развитие характеризуется комплексом различных пространственных, экономических, социальных,
культурно-духовных, экологических и других факторов, которые необходимо учитывать
в процессе осуществления территориального планирования. Именно поэтому на территории
разрабатывается не один, а ряд планировочных документов, каждый из которых имеет
свой объект, принципы, назначение, однако вместе они формируют целостную систему
планирования местного развития.
Обязательными
для разработки, базовыми видами планировочных документов на местном уровне являются:
1.
Стратегии местного развития.
2.
Пространственные программы (Генеральные планы населенных пунктов).
3.
Ежегодные программы социально-экономического развития и культурного развития территории
[5, 53].
Стратегии
и ежегодные программы местного развития направлены на формирование благоприятной
среды для развития предпринимательского сектора, привлечение инвестиций, обеспечение
социальных потребностей населения, повышение уровня его жизни.
Пространственные
программы (Генеральные планы) касаются развития территории как объекта реализации
градостроительной политики местных властей. Все виды документов тесно связаны между
собой, способствуют решению вопросов повышения эффективности функционирования территории,
но в то же время отличаются между собой.
Разработка
долгосрочного стратегического документа необходима для определения действующих тенденций
и закономерностей местного развития, формирование на этой основе сценариев перспективного
социально-экономического и экологического развития, определение этапов и сроков
достижения местных приоритетов. Для обеспечения реализации отдельных приоритетных
направлений стратегии разрабатываются и выполняются местные целевые программы развития
отдельных сфер экономической деятельности, должны превратиться в действенный инструмент
реализации долгосрочной местной политики.
Пространственное
планирование территории, в отличие от стратегического, имеет узкий, конкретный,
законодательно закрепленный содержание и определяется как процесс регулирования
использования территорий. Территория является чрезвычайно важным и ограниченным
ресурсом, ее эффективное использование в значительной степени влияет на общественное
развитие. В этом контексте обязательным структурным элементом, физической основой
реализации стратегии местного развития должны стать генеральный план и соответствующая
градостроительная документация, из чего следует необходимость тесной увязки последних
с положениями стратегического плана [7, 30]. Подходы и виды планирования
представлены на рисунке 1. Рисунок
1 — Подходы и виды планирования
На
территории РФ основным документом, регулирующим разработку стратегии на различных
уровнях власти, выступает Федеральный закон о стратегическом планировании в РФ.
Обеспечивающими документами выступают:
— Постановление Правительства Российской Федерации
от 14 октября 2016 г. № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми
и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации»;
— Постановление Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического
планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического
планирования»;
— Приказ Минэкономразвития России от 23 марта
2017 г. № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке
стратегии социально- экономического развития субъекта Российской Федерации и плана
мероприятий по ее реализации».
Механизм реализации стратегии развития муниципального
образования представляет собой совокупность принципов, функций, методов и инструментов
управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона,
применяемых региональными органами власти для достижения стратегических целей и
обеспечения приоритетов развития муниципального образования.