Курсовая с практикой на тему Учет индивидуальных особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием в процессе формирования навыков чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности нарушения чтения и спихофизиологические основы у детей с интеллектуальным недоразвитием 5
1.1.Особенности нарушения чтения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием 5
1.2. Психофизиологические основы чтения в норме и при интеллектуальном недоразвитии 11
Глава 2. Особенности, методы и приемы овладения навыком чтения детьми с интеллектуальным недоразвитием 15
2.1. Особенности овладения навыком чтения школьниками с интеллектуальным недоразвитием 15
2.2. Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальным недоразвитием 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение:
Развитие высших психических функций, формирование знаковой ха-рактеристики сознания — одно из приоритетных направлений работы кор-рекционного педагога и специального психолога.
Формирование высших форм памяти у детей с нарушениями интел-лекта, помимо обеспечения более успешной социальной адаптации, несет в себе такую важную характеристику, как способность к опосредованию че-рез систему знаков, кодов.
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Ку-кушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факто-ров, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьни-ков, в том числе и школьников с нарушением интеллекта.
Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имеющая основание для обособления среди других разделов педагогического знания [2].
Более глубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно в педагогическом искусстве, в фундаментальных направлениях воспитания и классической дидактике.
С.А. Смирнов отмечает: «Так, знакомясь с новыми трудами по педа-гогической технологии, можно убедиться, что методология и идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно осозна-вались крупнейшими деятелями и теоретиками педагогической мысли» [3].
Таким образом, развивающее чтение как интегральное понятие воз-никло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития ре-чи.
В общем речевом развитии человека чтение занимает положение уз-ла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в надвербальное пространство сознания.
При достижении высших ступеней в овладении чтением ребёнок пе-реходит к обучению через чтение, оно становится главным способом по-знания.
Актуальность исследования обусловлена растущим количеством де-тей, которые характеризуются отсталостью умственного развития.
Объект исследования — индивидуальные особенности школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Предмет исследования – формирование навыков чтения у школьни-ков с интеллектуальным недоразвитием.
Цель работы — рассмотреть особенности и основные подходы к фор-мированию навыков чтения.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были постав-лены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности нарушения чтения у учащихся с интел-лектуальным недоразвитием
2. Изучить психофизиологические основы чтения в норме и при ин-теллектуальном недоразвитии
3. Рассмотреть особенности овладения навыком чтения школьниками с интеллектуальным недоразвитием
4. Проанализировать методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальным недоразвитием
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения и списка использованных ис-точников.
Заключение:
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у уча-щихся с нарушением интеллекта медленно и с большим трудом.
Уроки чтения в коррекционной школе организуются как уроки объ-яснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и по-дробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объ-яснительного чтения решаются следующие задачи:
• — совершенствование навыков сознательного, правильного, бег-лого, выразительного чтения;
• — расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
• — формирование положительных личностных качеств учеников;
• — развитие всех видов речевой деятельности в единстве с разви-тием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
• — формирование элементарных литературоведческих представ-лений;
• — формирование элементов самостоятельной читательской ак-тивности
Основой обучения чтению детей с нарушением интеллекта являются тексты литературных произведений, в частности поэтических и их заучи-вание.
Уроки чтения в коррекционной школе проводятся с учетом особен-ностей развития школьников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравне-нию с предыдущими годами обучения.
Таким образом, основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе для детей с недоразвитием интеллекта является формирование правильного, беглого и осознанного чтения, а также разви-тие навыков запоминания стихотворных произведений с целью эффектив-ного развития памяти.
Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обра-щено не на смысловое восприятие текста, на умения считывать логику по-строения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное.
Методика проведения уроков чтения строится на проверочных про-цедурах, которые измеряются количественно-качественными критериями.
Школьники с легкой степенью умственной отсталости могут посте-пенно овладеть приёмами измерения скорости и качества чтения и запоми-нания стихотворных произведений и с большим интересом включаются в самонаблюдение за своими успехами в чтении, возникает интерес к сорев-новательности в достижениях и создается ситуация успеха в обучении.
Общение с книгой и текстом отражает культуру личности в целом, мастерство в искусстве индивидуального прочтения личности, включённо-сти в субъект — субъектные отношения, чувствительность к слышанью партнёра, способность переводить сообщение автора в Я — сообщение.
Искусство чтения и запоминания стихотворных произведения состо-ит не только в том, как считывается внутренняя сторона текста, но и в том, как читается текст изнутри, в его глубинной семантике, в прикосновении к личности и индивидуальности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности нарушения чтения и спихофизиологиче-ские основы у детей с интеллектуальным недоразвитием
1.1.Особенности нарушения чтения у учащихся с интеллектуаль-ным недоразвитием
Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Кауссмауль.
В современной литературе для обозначения нарушения чтения ис-пользуются термины: алексия и дислексия. «Алексия» для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия» для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением. Эти термины происходят от ла-тинского «лего», что означает «читать».
Р. И. Лалаева определяет дислексию как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении [18].
По словам Л. С. Волковой, дислексия является специфическим нарушением процесса чтения, обусловленным незавершенностью (нару-шением) высших психических функций и проявляющейся в повторяющих-ся ошибках резистентного характера [23].
Дислексия определяется как нарушение чтения, вызванное расстрой-ством или не сформированными высшими психическими функциями, вы-полняющими процесс чтения в норме.
Нарушения чтения обычно наблюдаются у детей с минимальной це-ребральной дисфункцией с умственной отсталостью, с серьезными нару-шениями речи с церебральным параличом, с нарушениями слуха, у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Таким образом, дислексия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и психо-неврологических расстройств.
Большинство авторов (М. Лами, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечали наличие патологических факторов, действующих в пренатальном, наталь-ном и постнатальном периоде. Этиология дислексии связана с влиянием биологических и социальных факторов. Чтение можно назвать причинами органического и функционального характера. Дислексия вызвана органи-ческими повреждениями участков мозга, участвующих в процессе чтения.
Исследования таких ученых, как Р. И. Лалаева, Р. С. Волкова, В.В. Воронкова, показали большую распространенность дислексии среди уча-щихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Согласно ис-следованиям, дислексия была отмечена у 62% учащихся коррекционной школы 1 класса и 25% 2 класса [18].