Курсовая с практикой на тему Учение о творении святителя Василия Великого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество свт. Василия Великого 5
1.1 Жизнеописание свт. Василия Великого 5
1.2 Творчество свт. Василия Великого 14
Глава 2. Учение о творении 21
2.1 Полемика с философами, философский контекст Бесед на Шестоднев 21
2.2 Подход свт. Василия Великого к толкованию Шестоднева 23
2.3 Нравственная составляющая учения о творении 28
Заключение 32
Список литературы 35
Введение:
Актуальность исследования. История Церквей свидетельствует, что христианство от древнейших времен характеризовалось единством в многообразии, а «послание Апостолов» (ср. 2 Кор. 9, 11-14) и Отцов Церкви, в частности Василия Великого, демонстрируют очень тесные, братские связи между церквами, которые хранили полное единство веры, в то же время взаимно уважая свою специфику и идентичность. С этой точки зрения литературное наследие Василия Великого включает в себя огромный экуменический потенциал, потенциал толерантности. Это необычное послание, свидетельство неделимой и открытой Церкви, понятное для всех, независимо от их конфессиональной принадлежности.
Творчество Василия принадлежит к классическим произведениям христианского богословия, а ее содержание остается актуальным и в наше время. Поэтому, обращаясь сегодня к наследию этого раннехристианского писателя, творившего в часах, когда Церковь после трех веков преследований обрела свободу, можем увидеть, какие богословские и нравственные идеи и пути предлагает автор в контексте новой политико-исторической ситуации.
В данной работе мы попытаемся взглянуть на существенные элементы христианского учения о «Шестодневе», заложенного в трудах Василия Великого.
Родниковой литературой для нашей работы, безусловно, послужит произведение Василия Великого «Шестоднев». Именно анализ и осмысление данного источника составляет основу для представления богословия Каппадокийского Святителя. В нашем исследовании будем пользоваться произведениями Василия Великого, доступными нам в русскоязычном издании.
Названные исследования послужат нам для аналитического, синтетического и сравнительного методов, которые мы будем применять для раскрытия богословских идей Василия Великого.
На протяжении всей истории человечества умы людей волновал принципиальный вопрос, каким образом возникла вселенная, наша планета, все живое и человек. Многие философы и псевдопророки выдвигали свои идеи и концепции по этому поводу, но, к сожалению, все они в силу ряда причин оказывались несостоятельными. Научное представление о происхождении окружающей нас реальности и самого человека, так же не может дать четкого и удовлетворительного ответа. На сегодняшний день, пожалуй, самый точный и последовательный ответ мы можем найти лишь в Библии, в книге Бытия. Наиболее точным её толкованием является труд святителя Василия Великого «Шестоднев».
Объект исследования – жизнь и творчество свт. Василия Великого.
Предмет исследования – учение о творении святителя Василия Великого «Шестоднев».
Целью исследования является следующее – рассмотреть данное произведение и показать, что оно не потеряло своей актуальности и по сей день.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить жизнеописание свт. Василия Великого
2. Исследовать творчество свт. Василия Великого
3. Рассмотреть полемику с философами, философский контекст Бесед на Шестоднев.
4. Определить подход свт. Василия Великого к толкованию Шестоднева.
5. Выявить нравственную составляющую учения о творении.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Св. Василий Великий, как показывает беглый очерк его жизни, был по существу активным мужем. Поэтому большинство его литературных произведений — это разговоры; Другая важная часть — это буквы. Естественное желание его ума, очевидно, было направлено на вопросы христианской морали, на то, что могло бы иметь практическое применение. Но в соответствии с ситуацией его деятельности в церкви, Василию часто приходилось защищать православное учение от еретиков или чистоту своей веры против клеветников. Поэтому не только во многих разговорах и письмах Святого Василия, в большей или меньшей степени, есть догматический полемический элемент, но он также обладает догматическими полемическими работами, в которых он показывает себя глубоким метафизиком и теологом. По-видимому, все работы, написанные святым Василием: Кассиодор, например, сообщают, что он написал комментарий почти ко всем Священным Писаниям. С другой стороны, между произведениями, ассимилированными святым Василием, некоторые с более или менее серьезными причинами подвергаются сомнению в их подлинности.
Книга Святого Василия Великого «Шестоднев» раскрывает христианское видение вопроса о том, как был создан мир, кем и как он был создан, на чем основана вселенная и как происходят самые важные природные явления.
Рассматривая удивительные примеры живой природы, Святой Василий делает поучительные выводы для христианской души. Беседы в первой главе Бытия отличаются не только глубоким религиозным духом, но и философскими и научными выводами, которые сохранили свою ценность для настоящего времени. «Когда святитель Григорий говорил, я беру и читаю».
«Шестоднев»: «Я прихожу в общение с Творцом». Логика вещей и здравый смысл заставляют нас принять буквальное толкование творения за шесть дней. Поэтому мы не будем грешить ни против Писания и его толкования Святыми Отцами, ни против научных доказательств наблюдения. Шесть дней являются этапами реализации вечного творческого плана, его прогрессивного раскрытия в реальности бытия.
В эти дни бесформенное и пустое вещество трансформируется творческим словом Бога. Мир наполнен многими формами и поистине становится великолепным Космосом, что по-гречески означает красота.
В «Шестодневе» святой Василий также обсуждает сотворение человека. Он подробно развивает свое учение об образе Бога в человеке. В этом учении человек предстает как теоцентрическое существо, все существо которого призвано отражать божественную жизнь, и которое создано по образу и подобию Бога. В то же время человек является «микрокосмом», он собирает, обобщает (в терминах патристики — резюмирует) в себе весь сотворенный мир, центр и корону которого он призван быть. Антропологические учения каппалокских отцов будут подробно обсуждаться в главе о св. Григории Нисском.
Беседы нравоучительного характера составляют большую часть всех бесед св. Василия. Некоторые из них направлены против пороков, которые преобладали в его современном обществе. Таким образом, было начато четыре беседы, чтобы осудить скупость и жадность богатых, которые не только не помогали бедным, но и использовали публичные бедствия, чтобы заработать как можно больше денег за счет продажи предметы первой необходимости. Святой Василий, со всей силой своего красноречия, доказывает обязательство христианина о милосердии, тщеславии богатства и всех земных удовольствий, несостоятельности объяснений, которыми люди оправдывают свою алчность, и т. д.
В заключение своего обзора Бесед на Шестоднев скажем несколько слов о методе, которого держался св. Василий при объяснении слов бытописателем. Он главным образом старается держаться буквального смысла слов и не любит иносказаний и аллегорий. Вот как сам он говорит об этом в одной из своих Бесед: «Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в произведениях других. За сим правилом другие, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не только водой, но каким-либо другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют согласно своим понятиям, подобно, как и фильмы виденные в сонных грезах дают толкования, согласные с собственным их намерением. А я, слыша о траве, траву и понимаю, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. Не стесняюсь ся так Евангелию (Рим. 1:16)». Прибегать без всякой необходимости в аллегориях, и искать другой смысл, в словах Писания, кроме того, который ясно представляется в нем всяком здравомыслящему, по мнению св. Василия Великого, значит хотеть предоставить от себя некоторую важность Писанию, ставить себя мудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли. «Поэтому, — добавляет, — так и будем понимать, как написано». Добавим к этому еще следующие слова его с третьей Беседы: «Нам о разделенных водах нужно сказать одно слово тем церковным толковников, которые под видом применения и возвышенных размышлений прибегли к аллегории, утверждая, что под водами в переносном смысле понимаются духовные и бестелесные силы и вверху, над твердью, силы совершенные, а внизу, в местах надземных, наполненных грубым веществом, удержались силы лукавые». И потом чуть ниже продолжает: «Отбросив подобные сие учения, как толкование снов и басни старых женщин, мы под водой будем понимать воду» и т. д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Жизнь и творчество свт. Василия Великого
1.1 Жизнеописание свт. Василия Великого
Св. Василий Великий родился в 329 году в главном городе Каппадокии — Кесарии (Малая Азия). Его отец, тоже назывался Василий, был выдающимся юристом и одновременно управлял в окрестности Кесарии раскидистыми владениями своей матери Емелии. Отец св. Василия унаследовал также большие имения от своих родственников в Анесии (провинция Понта). Когда он позже стал профессором красноречия в Нео-Кесарии, то вся семья поселилась в близлежащей местности Анесии, где еще жила бабушка св. Василия — Макрина.
Мать св. Василия Емелия, часто болела, поэтому воспитывала детей в основном бабушка Макрина. Ей помогала старшая сестра св. Василия, которая тоже называлась Макрина. От них Василий научился не только истин веры, но и набожной жизни. Вся семья Василия Великого определялась правдивой христианской жизнью: «С человеколюбие благого Бога, — писал св. Василий, — лаской Господа нашего Иисуса Христа, благодатью Святого Духа я поостерегся заблуждений язычества, потому что с самого рождения воспитывали меня христианские родители. С детства я научился от них Священного Писания, и оно дало мне познания истины» .
Начальные знания Василий получил от своего отца. Приметив большие способности своего старшего сына к науке, отец послал его на дальнейшие студии, сначала в Каппадокийскую Кесарию, а затем в Константинополь. Там Василий не терял драгоценного времени. Неудивительно, что за короткое время «его образование превысило его возраст», — сказал о нем св. Григорий Богослов. Тогда главным занятием Василия была «философия», то есть «отделения от мира и объединении с Богом». Наконец, Василий отправился в Афины, что еще в те времена было средоточием знания и культуры.
В Афинах все еще процветала языческая философия, а греческая литература брала верх над всякой другой. Здесь Василий подружился со своим земляком, Григорием с Назиянзу: «Когда мы сверились себе о своих желаниях и набожности, к которой мы оба так сильно стремились, тогда мы стали себе взаимны во всем — друзьями, собратьями, как родными друг другу». Их ослепил блеск языческого красноречия, ибо они, как те пчелки, выбирали из языческих наук только то, что им помогало в приобретении добродетелей и скрепляло их веру. О своем быте с Василием в Афинах Григорий пишет: «Познав там обман и ложь идолов, мы утвердились в вере. Там, где подавляли демонов (идолов), мы научились презирать их».
Слава об обоих каппадокийцах очень скоро разошлась по всему Востоку. Когда в 356 году, «нагруженный ученостью», Василий вернулся домой, то сразу стал профессором красноречия в Кесарии .
Пока Василий находился в Афинах, в родительском доме произошли большие изменения. Отец и один из его младших братьев умерли. Четыре младшие сестры вышли замуж. Младший брат Григорий тоже женился и стал учителем риторики. Другой брат Навкратий стал в горах пустынником. Дома возле матери осталась только старшая сестра Макрина и младший брат Петр.
После трагической смерти своего жениха Макрина посвятила себя Богу и зажила девственной жизнью. Она уговорила тоже свою маму, и они вместе начали жить духовной жизнью. К ним присоединилось еще несколько их бывших служанок. Так семейный дом в Анесии превратился в женский монастырь. Впоследствии он стал зародышем совместной жизни монахинь. Эти праведные души удерживали связь с миром только через Петра, который был их экономом, а затем духовным проводником.
Между тем популярность и успехи на профессорской кафедре вполне пленили душу св. Василия. Окруженный славой и светскими почестями, он полностью забыл о мечтах своей молодости: покинуть мир и жить только для Бога. Сестра Макрина быстро заметила тягу к миру своего старшего брата и начала даже опасаться за его спасение.
Макрина не пропускала даже малейшей возможности, чтобы не вспомнить своему брату бывшие его мечты и не указать ему напрасность мирской славы. Однако ее слова падали на каменистую землю, мирская слава вполне заглушила голос совести Василия. Только семейная трагедия опамятала его.
Навкратий часто ловил рыбу для немощных пустынников в быстрой реке Ирис. Однажды лодка перевернулась и Навкратий утонул. Несколько дней позже быстрая вода выбросила его тело на берег и рыбалки принесли его домой. Василий явился, чтобы порадовать свою горем убитую мать. Макрина воспользовалась с той трагической минуты и таки там, при постели больной, просила Василия, наконец, окреститься и начать правдивую христианскую жизнь.
Трагическая смерть брата, боль материнского сердца и горькие слезы сестры, наконец, сдвинулись в сердце Василия. Вернувшись в Кесарию, он сразу окрестился и стал чтецом. Поэтому с несколькими своими товарищами отправился в Анесии, чтобы там, в уединении начать аскетическую жизнь. Свое постановление изменить образ жизни Василий назвал обращением: «Потеряв много времени даром и потеряв почти целую молодость, чтобы большим и бесполезным трудом получить мирскую мудрость, которую осудил Бог, наконец, я проснулся, как от глубокого сна. Я заметил странный свет евангельской добродетели и узнал пустоту мудрости князей мира сего, что проходятся и погибают. Я оплакивал с несказанной болью нищенскую мою жизнь.
В таком состоянии я хотел проводника, который вел и поучал бы меня благочестию. Больше всего я хотел поправить мои обычаи, утраченные долгим пребыванием со «злыми». Поэтому, я читал Евангелие и заметил, что нет соответствующего способа к совершенству, как продать свое имение, раздать его между убогих братьев и так избавиться от всех забот бренной жизни. Тогда уже душа не будет обольщаться никоей привязанностью к земным благам. Я молился, чтобы найти одного из братьев, который уже вел этот образ жизни, чтобы с ним я мог счастливо переплыть глубокую и бурную реку жизни».