Педагогика начального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Учебные экскурсии, их виды, назначения, методика проведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты проведения учебных экскурсии в начальной школе 5
1.1. Учебных экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе 5
1.2. Методика организации и проведения учебной экскурсии в начальной школе 9
Выводы по 1 главе 26
2. Методика проведения учебной экскурсий в начальной школе 28
2.1. Анализ педагогического опыта проведения учебной экскурсии в начальной школе 28
2.2. Методическая разработка учебной экскурсии в начальной школе 30
Выводы по 2 главе 39
Заключение 40
Список литературы 43

 

  

Введение:

 

Одной из приоритетных задач образования на современном этапе является приближения содержания учебного процесса к реальной жизни. Реализовать этот аспект можно благодаря работе по организации и проведению учебных экскурсий.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.
Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в «Уставе народных училищ» (1786), в «Школьном уставе» (1804).
З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева подмечают, что экскурсии дюже важны для становления школьников младшего школьного возраста, потому что «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непринужденно в этой среде, следственно учащиеся могут полнее и глубже постигать связь между организмами и окружающей средой».
Положительный выбор и сочетание разных форм экскурсий разрешает разнообразить уроки математики и повысить качество обучения.
Уроки-экскурсии имеют большое воспитательное воздействие на детей. Восприятие красоты природы, к которому их постоянно побуждают, ощущение гармонии, ее целесообразности, на которой сосредотачивается их внимание, способствуют развитию эстетических чувств, положительных эмоций, доброты, бережного отношения ко всему живому. В невынужденных обстоятельствах школьники учатся общаться между собой во время выполнения общих задач, вести себя друг с другом и с окружающим миром.
Основным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира и очевидными взаимосвязями, и зависимостями между ними.
Объект исследования – процесс организации учебной экскурсии в начальной школе.
Предмет исследования — методика организаций экскурсии в начальной школе.
Цель исследования – разработать программу учебных экскурсий для учащихся начальной школы.
Для достижения определенной цели перед нами предстает определенный круг задач, а именно:
1. Изучить понятие учебные экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе.
2. Рассмотреть методику организации и проведения учебной экскурсии в начальной школе.
3. Изучить педагогический опыт проведения учебной экскурсии в начальной школе.
4. Разработать модель организации учебной экскурсии в начальной школе.
В ходе выполнения курсовой работы нами были использованы такие научные методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ обобщенного опыта педагогов, методы обработки – трансфер данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из ведущих средств познания окружающего мира является экскурсия. Необходимость использования такой формы обучения как экскурсии состоит в том, что во время их проведения развивается мышление, наблюдательность, формируются эстетические отношения, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их.
На первом — теоретическом этапе своего исследования мы решали следующие задачи:
1. Изучить понятие учебные экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе.
2. Рассмотреть методику организации и проведения учебной экскурсии в начальной школе.
Первая задача раскрывается нами в параграфе 1.1., где, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам: учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. На уроках в начальной школе экскурсия выступает как вспомогательное средство обучения. Экскурсия может быть использована как на этапе изучения нового материала, так и на этапах повторения, закрепления и обобщения. В современной методике проведения экскурсий существует несколько классификаций экскурсий. В их основу положены различные признаки.
Вторая задача раскрыта нами в параграфе 1.2. В нем мы сделали вывод: в основе подготовки к экскурсии лежит составлением перспективного тематического плана и определением в нем места для этого вида занятий. С учетом окружения (производственного, культурного, экономического) учитель намечает объект экскурсии. При этом он исходит прежде всего из того, чтобы содержание экскурсии отвечал программе и требованиям безопасности, был доступен для понимания учащихся. Выбирая объект производственной экскурсии, учитель обязательно должен учитывать уровень технологии и технической оснащенности предприятия, его возможности для решения. актуальных задач школы (политехнизации содержания образования, профориентация и т.д.). Объект экскурсии предварительно изучается учителем. Это помогает ему правильно определить объем и содержание информации, которую надо довести до сознания учащихся во время экскурсии, проработать методику ее организации и проведения.
Во второй главе мы решали следующие задачи:
1. Изучить педагогический опыт проведения учебной экскурсии в начальной школе.
2. Разработать модель организации учебной экскурсии в начальной школе.
Первая задача раскрывается нами в параграфе 2.1., где, проанализировав опыт педагога начальной школы по организации учебной экскуссии был сделан вывод, что что педагог использует в своей деятельности экскурсии, но не в достаточном количестве. При этом стоит отметить, что экскурсионный метод вносил в школьное обучение оживление, обеспечивал связь с окружающей природой и общественной жизнью, заставлял ученика окунуться в сферу жизни прошлого, вызвал интерес и желание продолжать работу, творить, мыслить, искать, превратиться в маленького исследователя окружающей среды, родного края и старины, призывал к сознательной творчества и самодеятельности и вместе с тем раскрывал разнообразие родной природы, настоящую историю родного края с ее источниками, гипотезами, сомнениями и истиной.
Вторая задачи раскрыты нами в параграфе 2.2. В нем мы сделали вывод: рассматривая учебную экскурсию как дидактическую категорию, следует прежде всего отметить, что она существенно отличается от других форм учебных занятий спецификой организации познавательной деятельности учащихся. Во время экскурсий учащиеся активно воспринимают натуральные объекты действительности — предметы, процессы, явления в их естественной среде, в обычных режимах функционирования. Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения учащихся. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты проведения учебных экскурсии в начальной школе
1.1. Учебных экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе
Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации [4].
Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого. Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931 — 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.
Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Такие экскурсии получили название комплексных. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени [7].
К основным задачам учебной экскурсии в начальной школе относятся:
1. Формирование интереса к предмету, по которому проводится экскурсия.
2. Формирование первоначальных представлений на уроках в начальной школе.
3. Расширение и углубление знаний учащихся о прошлом и настоящем России.
4. Воспитание любви к России, национального самосознания, уважения к труду мастеров, создававших уникальные памятники культуры.
5. Воспитание эстетического, экологического восприятия действительности.
6. Развитие навыков наблюдения, анализа, классификации и обобщения увиденного.
Комплексные экскурсии проводятся в природу и на производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Особую ценность имеют производственные экскурсии, организуемые одновременно по нескольким учебным предметам. На заводе, электростанции, в колхозах и совхозах школьники знакомятся с историей предприятия или хозяйства, с достижениями науки и техники, с научными принципами организации производства.
По связи с учебными программами различают экскурсии программные (предусмотренные программой) и непрограммные (выходят за пределы программы), ныне в связи с реформой школы разрешается увеличение удельного веса непрограммные экскурсий. Они проводятся как внеплановые мероприятия.
По содержанию учебные экскурсии делятся на три большие группы:
1. Естественно-географические экскурсии (охватывают природу и человека как часть природы), их можно в свою очередь разделить на естественные и собственно географические. В группу естественных относятся астрономические, физические, метеорологические, минералогические, грунтовые, ботанические, зоологические и др.
2. Гуманитарные (обществоведческие), экскурсии. Сюда относят культурно-исторические, художественные и художественно-исторические, литературные, экономические и экономически бытовые.
3. Производственные экскурсии имеют целью изучения промышленных и различных сельскохозяйственных предприятий, заводов, фабрик, колхозов, совхозов и других объектов [20].
По объему учебные экскурсии можно разделить на однотемные, многотемные (родственные темы по одному предмету) и комплексные, интегральные (многотемных по различным предметам). Однотемные и многотемные иногда объединяют в группу тематических экскурсий [2].
Тематические экскурсии – это такие, которые проводятся по ходу изучения одной или нескольких взаимосвязанных тем того или иного предмета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы