Курсовая с практикой на тему «Учебно-исследовательские проекты как основы формирования экологических знаний в условиях детского экологического центра»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические подходы к применению метода
проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста. 6
1.1 Историко-педагогические предпосылки разработки метода
проектов в области воспитания. 6
1.2 Сущность экологического воспитания младшего школьника. 9
1.3 Теоретические основания применения
учебно-исследовательских проектов в экологическом воспитании. 16
1.4. Психолого-педагогические основания применения
учебно-исследовательских проектов в экологическом воспитании детей в условиях детского экологического центра. 20
Глава 2. Экспериментальное исследование применения метода
проектов в экологическом воспитании младших школьников. 24
2.1 Организация процесса экологического воспитания
младших школьников посредством метода проектов. 24
2.2 Апробация содержания проектной деятельности детей
младшего школьного возраста. 27
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 36
Введение:
Проблема
взаимоотношений человека с природой не нова, эта проблема возникала во все
времена. В настоящее время, экологическая проблема среды обострилась и
приобрела огромные масштабы. Это проблема взаимодействия человека и природы, а
также взаимодействия человеческого общества и окружающей. Планета может
сохранить только человеческую деятельность, осуществляемую на основе глубокого
понимания законов природы, принимая во внимание многочисленные взаимодействия в
естественных сообществах, осознание того, что люди — всего лишь часть природы. Экологическая
проблема возникает не только сегодня. Неблагоприятные последствия деятельности
человека на Земле выступает как проблема сохранения окружающей среды от
загрязнения. Она перерастает в проблему предотвращения воздействия отдельных
лиц на страну. Она сознательно, целенаправленно, планомерно развивая
взаимодействие с ней. Это сотрудничество возможно при наличии достаточно
развитой экологической культуры, экологического сознания, формирование которой
начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни [1].
Большое значение
придается экологическому просвещению в условиях надвигающейся экологической
катастрофы, а также и воспитанию людей
всех возрастов и профессий.
Школьный период
призван неуклонно воспитывать новое поколение, которое имеет особое видение
мира как объекта постоянной заботы. Формирование экологического сознания – это важнейшая задача образовательных учреждений на
данный момент. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России,
но и во всем мире. Это связано с тем, что в школе экологическому просвещению
всегда уделялось мало внимания. В
настоящее время экологическая ситуация такова, что без радикальных и
всеобъемлющих изменений невозможно обойтись практически во всех сферах общественной
жизни. В настоящее время вопрос о традиционном характере взаимодействия природы
с человеком перерос в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее
время не научатся заботиться о природе, они уничтожат себя. А чтобы этого не
произошло, необходимо повышать экологическую культуру и ответственность. Существует
противоречие между нарастающей угрозой экологической катастрофы и низким
уровнем экологического образования [9].
Начинать экологическое образование нужно с
младшего школьного возраста, так как в это время полученные знания можно в
дальнейшем трансформировать в твердые убеждения.
Таким образом,
проблема экологического воспитания детей младшего школьного возраста является
актуальной.
Теоретическая и
практическая значимость данной проблемы и ее актуальность в образовательном
процессе послужили основанием для выбора темы исследования "Учебно-исследовательские
проекты как основы формирования экологических знаний в условиях детского
экологического центра".
На протяжении
десятилетий проектный метод не пользовался спросом, его «возрождение» в начале
90-х годов ХХ века произошло довольно спонтанно, в основном в образовательном
процессе и пока не получило должного теоретического обоснования,
методологической разработки. В то же время очевидно, что он имеет особый образовательный потенциал, и
его использование может способствовать повышению эффективности воспитания
экологической культуры у детей.
Как показывает
практика, большинство учителей, осознавая актуальность экологических проблем,
не владеют технологиями экологического образования.
Объект исследования:
процесс экологического воспитания детей в условиях детского экологического
центра.
Предмет исследования:
учебно-исследовательский проект, как
способ экологического воспитания детей в условиях детского экологического
центра.
Цель: выявить
потенциал метода проектов в экологическом воспитании и условия его эффективной
реализации.
Задачи:
1. Провести
историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов
2. Определить
содержание экологической проектной деятельности детей.
3. Раскрыть условия
эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей.
4. Рассмотреть на
практике применение метода проектов в экологическом воспитании детей в условиях
детского экологического центра.
Необходимость
обновления содержания экологического образования в педагогической науке
рассматривается в трудах Н.Ф. Виноградов, Н. Дежников, С. Дерябо, А. Захлебный,
И. Зверев, Б. Лихачев, В. И. Панов, И. Т. Суравегина, Л. В. Тарасов, И. В.
Цветкова, В. А. Ясвин и другие.
Собственно, проектный
метод обучения в своих работах рассматривали: Ш.А. Амонашвили, Л. Божович, В.
Давыдов, В. Дьяченко, Л. Занков, А.А. Люблинская, Н.А.Меньчинская, Т. Назаров,
В.А. Сухомлинский, Н. Уткина, Д.Б. Эльконин, П. Якобсон, В.Я. Полат, В. В.
Хуторской, О. О. Газман, А. И. Савенков и другие.
В своей курсовой
работе мы опирались в основном на работы А. В. Хуторского и А. И. Савенкова.
Эти авторы рассмотрели содержание основных понятий, классификацию и типологию
проектов.
В ходе работы
применялись следующие методы исследования:
— теоретические —
анализ, синтез, сравнение, обобщение;
—
эмпирико-педагогическое наблюдение, тестирование, педагогическое
интервьюирование;
-математическая и
графическая обработка данных.
Структура курсовой
работы включает введение, три главы, заключение, список использованной
литературы.
Заключение:
Современная
экологическая ситуация в мире ставит перед человеком важную задачу — сохранение
экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об
экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего
поколений. Для нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком
уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего
поколения, которое должны проводить высококвалифицированные, экологически
грамотные педагоги, вооруженные, помимо специальных знаний, рядом эффективных
методов, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать
все компоненты экологической культуры как черты личности в условиях общей
культуры человека. Проблема экологического образования достаточно освещена в
трудах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и
методы, а также содержание экологического образования. Однако планомерной
работы по экологическому просвещению младших школьников нет. Поэтому целью
нашего исследования было разработать программу кружковой работы по
экологическому воспитанию младших школьников, которая позволила бы более полно
реализовать возможности экологического образования.
Методология проекта
отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом,
одновременно выполняемые действия носят творческий характер и ориентированы на
личность ученика. Он предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной
ответственности за каждое задание по развитию проекта. Совместная работа группы
учеников над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия
учеников. Методология проекта — одна из форм организации исследовательской
познавательной деятельности, в которой ученики занимают активную субъективную
позицию. Тема проекта может относиться к одной предметной области или иметь
междисциплинарный характер. При выборе
темы проекта преподаватель должен ориентироваться на интересы и потребности учеников,
их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость
результата работы над проектом. Готовый проект может быть представлен в самых
разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие.
Разнообразны и формы презентации проекта: отчет, конференция, конкурс,
праздник, выступление. Основным результатом работы над проектом станет
актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их
творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом
осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной
деятельности на занятиях: выбор темы или задачи проекта; формирование
коллектива исполнителей; разработка плана работы по проекту, определение
сроков; распределение заданий между учениками; выполнение заданий, обсуждение в
группе результатов каждого задания; оформление совместного результата; отчет о
проекте; оценка реализации проекта.
Работа по методике
проекта требует от учеников высокой степени самостоятельности в поисковой
деятельности, координации своих действий, активного исследования,
исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя — подготовить учеников
к работе над проектом, выбрать тему, помочь ученикам в планировании работы,
контролировать и консультировать учеников во время проекта в качестве
соучастника [9].
Итак, основная идея
методики проекта — смещение акцента с различных видов упражнений на активную
мыслительную деятельность учеников в процессе совместной творческой работы.
Проделанная работа
позволила сделать следующие выводы:
Экологическое
просвещение школьников — приоритетное направление в работе школы,
осуществляемое с учетом возраста учащихся, с конечной целью формирования
экологической культуры.
Теоретические основы
экологического воспитания младших школьников достаточно развиты в
научно-методической литературе.
Несмотря на активизацию
работы по экологическому просвещению в школах, его уровень, как правило,
остается достаточно низким.
Для систематизации
работы необходима программа экологического просвещения младших школьников,
обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной,
практической и исследовательской деятельности учеников, использование и
сочетание новаторских и традиционных форм, активных методов и приемов работы,
преемственность и последовательность в подаче материала.
В ходе эксперимента
школьники не только повысили уровень своих экологических знаний, но и
существенно изменили мотивацию действий на природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная
системная работа по экологическому просвещению, проводимая в рамках специально
разработанной программы кружка «Юный эколог», на наш взгляд, будет
способствовать значительному повышению экологической культуры школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании детей младшего
школьного возраста
1.1
Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области
воспитания Разработанный
зарубежными педагогами метод проекта был адаптирован к российским условиям
отечественными учеными в начале ХХ века. Его возрождение началось в 1990-х
годах. Применение метода проекта в современных условиях требует специального историко-педагогического
анализа. Это позволит выявить подходы основоположников этого метода к
определению его сущности, а также специфику и причины возникших проблем в
процессе его применения. Метод проекта в сфере образования заслуживает особого
внимания. Поскольку до сих пор педагогическому потенциалу метода проекта уделялось
мало внимания, а подходы российских ученых 20-х годов, то применявших проектный
метод в сферы образования остаются мало востребованными. Этот факт также привел
к формулировке целей нашего исследования [18].
В данной работе
хочется обратиться к некоторым страницам истории отечественной педагогики, к
научно-педагогическим работам конца ХХ — начала ХХI веков, в которых делаются
попытки переосмыслить подходы к оценке возможностей проектного метода и его
применения в современных условиях.
Как показал
историко-педагогический анализ, истоки проектного метода лежат в
философско-педагогических концепциях и образовательной практике школ США в
конце XIX века. Его также называли «методом проблем», и он ассоциировал с
идеями гуманистического направления в философии и образовании американского
философа и учителя Дж. Дьюи, и его ученика У. Килпатрика.
Дж. Дьюи осуществил
практическое применение своей теории в экспериментальной «лабораторной школе»
Чикагского университета (1896–1904).