Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология учебной деятельности

Курсовая с практикой на тему Учебная самостоятельность школьников и возможности ее формирования в учебной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
учебной самостоятельности школьников, основы её формирования в учебной
деятельности. 5

1.1. Понятие учебной самостоятельности в
психолого-педагогической литературе  5 1.2. Возможности формирования учебной самостоятельности в учебной
деятельности  11

Глава 2.
Прикладные аспекты формирования учебной самостоятельности на примере младших
школьников. 18

2.1. Анализ исходного уровня сформированности
учебной самостоятельности  18

2.2. Разработка
системы мероприятий по развитию учебной самостоятельности младших школьников. 22

Заключение. 26

Список
использованной литературы.. 28

Приложения. 31

  

Введение:

 

Актуальность
исследования определяется, прежде всего, интересом
педагогов, психологов и философов к проблеме личной идентификации. Умы
современной педагогики озабочены ситуацией становления личности ребенка в
процессе перехода в учебную деятельность. Наибольшую актуальность сейчас
приобретают понятия «самостоятельность», «осознанность», «ответственность»,
«самовыражение», которые необходимы ребенку для гармоничного развития и
сосуществования в образовательной среде.

Актуальность данного исследования
также подчеркивается в документах Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где
приводится характеристика личностных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Результаты должны
отражать: «…развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе…».

Степень
изученности.  Многие философы, психологи и педагоги
занимались проблемой воспитания личности ребенка, становления его характера,
развития эмоционально-волевой сферы, нравственного воспитания, вот лишь
небольшой перечень исследователей, которые рассматривали данный вопрос: А.М.
Архангельский, Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, Е.Н. Лагодина, А.С.
Макаренко, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов.

Л.И. Божович
рассматривала наличие волевых качеств как работу по самосозиданию, развитие
этих навыков в связи в возникающими потребностями. Таким образом, мы можем
обоснованно полагать, что развитие волевых качеств – результат практической
деятельности по формированию этих качеств. Психологи полагают, что если
развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно
достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Экспериментальные
исследования К.А. Климовой, Л.С. Славиной и других авторов свидетельствуют, что
ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у
детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила
коллективной жизни, несмотря на то что эти правила пока недостаточно им
осознаны.

Самостоятельность
учащихся определяется как одно из важнейших личностных качеств. Ее значение для
развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн
указывал, что самостоятельность – это общественное проявление личности,
характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу.

Формированию
самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения младших
школьников в начальной школе уделяли внимание Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, Ю.Н.
Дмитриева, Б.П.Есипов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, В.И. Селиванов.

В
связи с неоспоримой актуальностью вопроса, нами была выбрана тема исследования: «Учебная самостоятельность школьников
и возможности её формирования в учебной деятельности»

Объект исследования –
учебная деятельность школьников

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть понятие учебной самостоятельности

2. Раскрыть возможности
формирования учебной самостоятельности в учебной деятельности.

3. Проанализировать
исходный уровень развития самостоятельности у учащихся начальных классов.

4. Разработать систему
мероприятий по развитию самостоятельности младших школьников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В нашей работе ставились
и были решены следующие задачи:

1. Рассмотрено понятие учебной
самостоятельности.

Самостоятельность
младшего школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи,
определять пути их решения и решать извне. Оно связано с потребностью человека
выполнять свои действия по собственному осознанному убеждению, то есть на
первый план выходят такие особенности ребенка, как мотивация, творческая
направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою
деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач.

2. Раскрыты возможности формирования учебной
самостоятельности в учебной деятельности.

Формирование учебной
самостоятельности возможно как в рамках урочной деятельности – самостоятельная работа,
домашняя работа по теме урока, проект; так и во внеурочное время посредством
творческих и научных мероприятий: творческого проекта, игр, соревнований.

3. Проанализирован исходный уровень развития
самостоятельности у учащихся начальных классов.

Диагностическое
исследование, при помощи двух методик, позволило выявить уровень развития
самостоятельности у младших школьников. 45% диагностируемых показали высокий
уровень, 30% — средний уровень сформированности, 25% — низкий уровень развития
самостоятельности, из чего мы сделали вывод о необходимости систематической и
плодотворной работы по улучшению заявленного уровня.

4. Разработана система мероприятий по
развитию самостоятельности младших школьников.

ü Учебный
проект – «Наша школа»,

ü Творческий
проект «Цветик-семицветик»,

ü Игра
«Логические гении».

Данные мероприятия
рекомендуются к использованию в начальной школе для повышения уровня
самостоятельности младших школьников.

В век преобладания
информационных технологий, потребность общества в простых познавательных
функциях, в мышлении, становится едва заметной, ведь современные гаджеты
являются отличной альтернативой решения всех возникающих вопросов. Любую
информацию можно найти, нажав две кнопки на своем смартфоне, что
незамедлительно влечет за собой ослабление самостоятельных мыслительных
способностей, что, в свою очередь, является актуальной проблемой общества
культурного и думающего.

Задачами педагогики много
десятилетий является научение новой личности академическим знаниям,
практическим навыкам, подготовка к будущей самостоятельной жизни, что сейчас
рассматривается как педагогика авторитарная, не признающая свободу и выбор
ребенка. Оппозитом является педагогика гуманная, основами которой являются
принятие и уважение самых различных свобод учащегося, научение его, в первую
очередь, мыслить.

Научение мыслить – есть
процесс глубокой и осознанной коммуникации обучающего и обучающегося, при
котором первостепенной задачей становится стимуляция собственного критического
мышления, рефлексии, интерес к исследуемым объектам. Научить мыслить – значит
раскрыть потенциал собственных возможностей к освоению любого материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВЫ ЕЁ
ФОРМИРОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.
Понятие учебной деятельности в психолого-педагогической литературе Современная
педагогическая система становится всё более гуманно направленной, что позволяет
реализовывать сам образовательный процесс более мягкими, личностно
направленными способами. Личность ребенка, уважение и принятие её свобод,
является ведущей основой гуманных педагогов, что позволяет сделать приоритетной
задачей не формирование конкретных ЗУНов, а воспитание и развитие личности
нравственной и самостоятельной.

Чтобы глубже понять смысл
важного для нас термина, обратимся к различным педагогическим и психологическим
словарям.

В педагогическом словаре
можно встретить следующее определение: «Самостоятельность – это волевое
свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и
активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и
практической помощи извне» [22].

Психологический словарь
определяет самостоятельность как: «обобщенное свойство личности, проявляющееся
в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение» [14].

В словаре русского языка
С.И. Ожегова слово «самостоятельный» определено как «существующий отдельно от
других, то есть независимый; как обладающий инициативой, способный к
решительным действиям человек; как совершаемое собственными силами, без
посторонних влияний, без чужой помощи действие» [21].

Такое же значение имеют определения в словарях Т.Ф. Ефремова, Д.Н.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы